Ролик про бейсболиста на протяжении многих лет собирает миллионы просмотров, но с ним что-то не так. В чем подвох?

Как обыкновенный, на первый взгляд, ролик из вашей ленты в соцсетях стал поводом для разговора о коллективных ложных воспоминаниях.
Ролик про бейсболиста на протяжении многих лет собирает миллионы просмотров, но с ним что-то не так. В чем подвох?
YouTube-канал Sherbzy
Содержание статьи

Оригинальный ролик

Эта удивительная история началась ровно 13 лет назад. В мае 2011 года на канале Sherbzy появилось видео, в котором бейсболист Эван Лонгориа дает интервью, посреди которого он, проявив чудеса реакции, ловит мяч, чуть было не угодивший корреспондентке в голову. Забегая вперед, скажем, что у этого ролика 21 миллион просмотров, а вот у всех остальных видео на канале Sherbzy статистика куда более скромная (сотни, а не тысячи просмотров), а подписчиков всего 7 тысяч. Вирусное бейсбольное видео — главный и единственный хит этого канала.

На протяжении всех 12 лет это видео собирает миллионы просмотров и тысячи комментариев. Из года в год оно мигрирует по разным соцсетям: сейчас, например, добралось до TikTok и рилсов. Большинство комментариев, независимо от того, в какому году они были оставлены, сводятся к одной из четырех мыслей:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Сначала я прочитал "Ева Лонгориа" (американская актриса — прим. ред.)»
  • «Нечеловеческая реакция!»
  • «Да, вот были же раньше мужики, не то что сейчас»
  • «Это фейк»

Постановка или нет?

Последняя группа комментариев ближе всех к истине. В 2011-м, сразу после выхода ролика, Лонгориа дал интервью, в котором подтвердил подлинность ролика, но через десять лет признался, что это была постановка. Легко заметить, что нет никаких обозначений канала, от чьего лица велось бы интервью; с «корреспонденткой» так и не смогли связаться, хотя после того как ролик стал вирусным, ее пытались найти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто-то даже говорит, что это реклама Gillette, чей логотип можно увидеть вдалеке на стадионе. Если это так, то перед нами пример гениального маркетинга, совершенно бесплатно на протяжении многих лет привлекающий внимание к бренду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так или иначе, ролик, скорее всего, постановочный и идеально подходящий для скроллинга лент соцсетей: вы успеваете и восхититься реакцией спортсмена, и поспорить в комментариях о том, правдив ли он — вот концентрация современного интернета. Но это не все.

Эффект Манделы

Мы не сказали еще об одном типе комментариев, которые на протяжении всех этих лет можно наблюдать под роликом.

  • «Мне казалось, что девушка была блондинкой»

Вот, например, тред на reddit, где обсуждается это явление. Люди разных поколений, независимо друг друга обладают одинаковыми смутными воспоминания, не имеющими связи с реальностью. Такой парадокс называет эффектом Манделы, проявлением ложной коллективной памяти.

Получается идеальный фейк — на первый взгляд, это честное видео, в котором герой-спортсмен спасает девушку; если копнуть глубже, то это постановка, и совсем уж в недрах подсознания почему-то сидит ваша персональная интерпретация этой истории, где темнокожая девушка подменена блондинкой. Подумайте об этом в следующий раз, когда будете на автомате прокручивать рилсы в погоне за быстрым дофамином.

7 советов, как тратить больше времени на жизнь и меньше — на свой телефон