Men's Health. Журнал

«Из куска фанеры можно сотворить чудо»: кто и как в России создает редкие автомобили

Саша Соколай был пионером российского BMX-движения, а теперь он ценитель и исследователь редких автомобилей и мотоциклов. Поговорили с ним о мире автоэкзотики и уникальных мастерах-энтузиастах, работающих в наших краях.
Приключения с Антоном Зоркиным
гид по экстремальным путешествиям
соколовский

В прошлом Саша Соколай — известный российский велосипедист, пионер BMX-движения в России. Сейчас он занимается редкими машинами, устраивает мероприятия и изучает жизнь мастерских, где создаются российские автошедевры. А еще Соколай — организатор выставки OldsCoolShow. В этом году мероприятие пройдет 25 и 26 мая на территории московской Трехгорной мануфактуры: Саша обещает показать 100 уникальных машин, выпущенных с конца 1920-х и до середины 1980-х годов, и вдобавок еще 50 кастомных мотоциклов.

Александр Соколай Cаша Соколай. Фото: архив Faces& laces
  • «С помощью куска фанеры и металла он творит чудеса»

Российских мастеров, которые реставрируют машины или занимаются кастомайзингом, много. В Москве есть, например, Олег Зубков, он творит с металлом чудеса. А еще Илья Овчинников, который при помощи тисков, куска фанеры, металла, лобзика и молотка может изготовить новую кузовную панель. Паша Tol — создатель мотоцикла, от которого в восторге все кастом-сообщество Японии. Могу, конечно, отдельно отметить и Диму Голубчикова, главу Zillers Garage: он в 2018 году стал чемпионом мира по кастомайзингу. У нас на фестивале можно будет увидеть многие уникальные машины, созданные российскими умельцами. Например, Chevrolet Bel Air Антона Кары — это один из немногих кастомов, полностью построенных у нас в стране.

Chevrolet Bel Air Кастом-проект, который можно будет увидеть на выставке: Chevrolet Bel Air, собственность Антона Кары. Фото: архив Faces & Laces
  • «Самое главное при реставрации — найти детали»

Помимо кастомизации есть реставрация — сложный и кропотливый процесс. В основном он связан с поиском оригинальных запчастей и материалов, которые использовались заводом-производителем. Детали покупают чаще всего через интернет, заказывают на различных сайтах, что-то можно найти на онлайн-аукционах. На самом деле сегодня большинство так называемых «реставрационных» мастерских с реставрацией ничего общего не имеют. Есть такие, которые довольно хорошо восстанавливают потрепанные машины, но это нельзя назвать реставрацией.

Соколай Единственный в своем роде: Phantom Corsair, 1938 год
  • «Некоторые машины меня поразили»

В 2013 году я был в Англии на Фестивале скорости в Гудвуде. В рамках фестиваля обустроили зону «Конкурс элегантности», где я увидел потрясающие машины. Например, концепт-кар, который так и не ушел в производство: шестиместное купе Phantom Corsair 1938 года. Для тех годов он был изумительно оснащен: двери открывались электрическими кнопками, на приборной панели был компас и высотомер. А еще у машины была полностью независимая подвеска и автоматическая коробка передач. Там же я увидел и другой прототип — культовый OSI Silver Fox (1967 год, напоминает катамаран), а еще Peugeot Proxima (1986 год). Все эти машины существуют в единственном экземпляре и хранятся в частных коллекциях.

Соколай Александр — счастливый отец троих детей. На фестивале специально для маленьких посетителей он организует драг-рейс-заезд на педальных ретромашинах. «Наш друг Владимир Петлик из retro-toys.ru предоставит свои раритетные советские «москвичи», — рассказывает Соколай.
  • «Первым личным автомобилем была «Ока»

Моим первым автомобилем была «Ока», мне ее подарил дедушка. Впрочем, долго она у меня не продержалась, я ее продал и на вырученные деньги купил ноутбук. Следующей машиной стал Chevrolet Camaro 1985 года: кузов у него полностью сгнил, на машине был установлен простенький пятилитровый движок — словом, это были настоящие «дрова». Я даже решил привести Camaro в порядок, купил хороший кузов, но потом все как следует обдумал, решил все это не затевать и продал машину. Взамен купил такой же Camaro, ну только постарше — 1972 года. Сейчас езжу на Cadillac Escalade 2011 года — для меня это некий компромисс: автомобиль относительно современный, но при этом весьма харизматичный, сохраняет дух американских автомобилей. У жены был Cadillac SRX, но его мы продали — сейчас в поисках второй семейной машины.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся