Men's Health. Журнал

«Зрители очень кровожадные»: иллюзионист — о своем рискованном ремесле

Мария Фролова, корреспондент блога приключений, отправилась по заданию — взять интервью у фокусника Сергея Воронцова, который должен был устроить на днях большое шоу на модной столичной площадке. Мария вернулась и рассказала, что фокусник очень экстремальное занятие. Словно в подтверждение этому прямо перед публикацией материала от Сергея пришло известие: шоу переносится, он ранен ножами на репетиции.
Приключения с Антоном Зоркиным
гид по экстремальным путешествиям
фокусник 6

Интервью с Сергеем Воронцовым было назначено после презентации его новой шоу-программы в логове байк-клуба «Ночные волки». На ней иллюзионист не стал много рассказывать о фокусах, вместо этого показал несколько: например, разбил стеклянную бутылку из-под газировки, подув в горлышко, а еще снял с красивой девушки из толпы лифчик, на секунду запустив руку под горло блузки. Девушка в этот момент стояла спокойно, только и сказав «Вау!» и изобразив на лице удивление. Потом, правда, оказалось, что она работает ассистенткой иллюзиониста, но это уже не имело никакого значения. Тем более что лифчик и правда магическим образом снялся сам собой, расстегнутый сзади и с целыми бретельками.

Внешне Воронцов оказался похож скорее на музыканта, скажем, на финского певца Вилле Вало в молодости: длинные черные волосы, подведенные черным глаза, косуха, кожаные браслеты и серебряные кольца. «Некоторые сразу относят меня к готам. Я даже не знаю, кто это», — отмахивается иллюзионист.

Однако музыкой Воронцов не увлекается. У него другое хобби, которое с первого взгляда не угадаешь по его худощавой фигуре: он занимается спортом. Ходит в зал, тренируется дома. Потому что, объясняет Сергей, иллюзионист всегда должен быть в хорошей физической форме. «Когда я начал создавать шоу, репетировать первый номер, стало ясно, что его невозможно выполнить без спортивной подготовки. У меня много опасных трюков: например, провисеть несколько минут на турнике вниз головой. Я в одном из номеров так вишу две минуты и одновременно снимаю смирительную рубашку», — объяснил фокусник.

А потом мы с Сергеем проговорили еще час: про то, как он начинал, про деньги и репетиции, реквизит, травмы и опасность, которой непременно нужно себя подвергать.

воронцов 2
  • Кто он такой

Сергей Воронцов, 35 лет, родился и вырос в Москве, здесь же получил юридическое образование. Которое, впрочем, ему так и не пригодилось.

«Заведений, готовящих иллюзионистов, в России нет — у нас такое образование не развито. Потому я пошел в юридическую академию. Но в первый же день практики, получив целую гору каких-то документов, я понял, что все это безумно скучно. И полностью ушел в иллюзионный жанр», —

говорит он. 

Воронцов прославился в 2011 году, выступив на «Евровидении» с хорватской певицей Дарьей Кинцер и став первым иллюзионистом в истории конкурса. Потом выступал на крупнейших байк-шоу и собирал полные залы в российских городах. Сейчас его можно назвать звездой самого кассового иллюзионного шоу за всю постсоветскую историю — «Большое шоу иллюзий» в московском «Цирке чудес». Сольные шоу Воронцова проходят на крупных московских площадках и успешно продаются за рубежом. В арсенале иллюзиониста около 200 трюков, в программах используются около 40 из них, причем многие делаются без страховки и с реальным риском для жизни артиста.

фокусник Шоу перенеслось. В своем инстаграме Сергей выложил это фото со словами: «Друзья, вчера во время ночной репетиции нового номера сильно повредил руку, порвал мягкие ткани и сухожилие на правой руке. Вероятнее всего, шоу 3 октября придется перенести на другой день»
  • Как стал фокусником

Я интересовался жанром с детства. Тогда еще не было домашнего интернета и уроков на YouTube — сейчас в основном учатся так, — и я читал различные книги, собирал журналы «Наука и жизнь», где на последних страницах печатались фокусы. Репетировал дома и устраивал маленькие представления для семьи и друзей. Когда был подростком, к нам даже приезжало телевидение и снимало мой номер с левитацией: я парил над стулом, а мама была ассистенткой.

В 15 лет начал работать на корпоративах, городских мероприятиях, показывал микромагию, салонную магию. За это платили нормальные по тем временам деньги, сейчас начинающий фокусник может заработать за выступление 15 тысяч рублей, хотя нужно учитывать траты на раскрутку и реквизит.

Но я не хотел останавливаться на уровне начинающего фокусника. Еще в школе познакомился с представителем знаменитой цирковой династии Эмилем Кио, стал его ассистентом. Кио посоветовал мне прийти в Российскую ассоциацию иллюзионистов, где я встретился с ее президентом Владимиром Рудневым и учился уже у него: мы репетировали, ставили номера, я приобретал новые знания и навыки. 

Я уже тогда хотел делать что-то новое, чего в России еще нет, масштабные иллюзионы, которые можно увидеть только в Лас-Вегасе. И потом дважды летал туда, чтобы почерпнуть идеи для создания шоу со спецэффектами, реквизитом, костюмами, красивыми девушками. И сейчас я это делаю. 

фокусы 2
  • Спорт и фокусы

Я регулярно занимаюсь спортом. Когда выполняешь номер в программе, можно сорвать спину, повредить связки, и вообще, может случиться все что угодно, потому нужно всегда быть в тонусе. 
Я тренируюсь в зале, когда нет времени — дома. В зале обычно делаю разминку — связки, суставы. Дальше тренирую руки или ноги, а заканчиваю упражнения на мышцы пресса. Девочки-ассистентки ходят на фитнес и растяжку.

Каждый номер программы мы готовим с нуля пять-шесть месяцев, самые сложные, например левитация, то есть поднятие предмета или девушки-ассистентки над поверхностью, — до полутора лет.

Репетиции проходят пару раз в неделю, перед новым шоу — каждый день вне зависимости от времени суток, и так пропадаем на несколько недель, пока не будет отработано идеально. Мы репетируем поэтапно. Сначала я тренируюсь без риска для жизни — например, просто учусь открывать замки. Затем постепенно присоединяю другие элементы.

Расскажу на примере трюка со смирительной рубашкой, из которой я освобождаюсь, вися на турнике вниз головой. Для начала я научился висеть вниз головой, потому что делать это очень трудно — а мне нужно висеть на турнике две минуты. На земле потихоньку научился освобождаться из рубашки, потом стал увеличивать скорость. В номере используется настоящая смирительная рубашка — а ее правда очень сложно снять, она очень сильно стягивается, и руки получаются как парализованные, ты даже не можешь толком потянуть их. Потом я соединил оба элемента, и так получился трюк. 

Другой пример: у меня есть номер с наручниками, которые надевают мне на руки и приковывают замками к клетке, и я должен освободиться из нее, пока в ведро наполняется вода. В момент, когда она наберется, в клетку упадут острые ножи. Так вот, сначала я учился с замками выбираться из наручников, потом открывать замки, потом добавил ведро с водой и механизм с ножами. 
Я очень долго учился работать с замками, это сложное искусство.

Из-за них я однажды чуть не сгорел на собственном шоу: у меня есть номер, где меня запирают в клетку, поджигают, и я должен освободиться, огонь не перекинется на меня. И освободился в последний момент, когда уже загорелись волосы на голове. Но зрители ничего не заметили.

  • Деньги и репетиции

В основе трюка всегда лежит идея. Иногда я черпаю их из компьютерных игр или фильмов. Особенно нравятся хорроры. Видишь эффект — бежишь домой, прописываешь, какой материал может понадобиться, и реализуешь. Так я создал трюк, в котором из меня вылезают монстры: я увидел в американском фильме ужасов пугал на кукурузных полях и стал использовать эту форму реквизита.

Реквизит — это самое дорогое и сложное в подготовке шоу. Для нас большим прорывом стало открытие мастерской, где мы делаем его сами, полностью, до последнего болтика. Раньше я покупал реквизит на Западе или у наших изобретателей, но быстро понял, что это плохая идея.

Во-первых, это не авторское оборудование, оно не реализует мои идеи полностью, а во-вторых, оно одноразовое, иногда просто рассыпается в руках, его нужно дорабатывать. И при этом все стоит больших денег.

Мои иллюзионные номера дорогие, реквизит обходится в среднем в 200–500 тысяч рублей. Для изготовления реквизита мы закупаем очень редкие материалы, которые приходится тщательно подбирать: бывает, что они не подходят, мы заказываем новые и ждем месяцами. Это не то что прийти на строительный рынок — там мало что найдется для наших номеров. Например, в новой программе будут задействованы 3D-вентиляторы, которых в России вообще не найти. Я увидел их в Америке полгода назад: там они широко используются и создают в пространстве интересные образы. Для большого шоу требуются большие вложения, к этому нужно быть готовым и не бояться тратить деньги. 

фокусник 5
  • Травмы

Иллюзионисты не застрахованы от травм. Однажды я пострадал на репетиции. Это был номер «Мясорубка»: мне нужно пролезать через острые крутящиеся лезвия. Я порезал живот, даже остался шрам — не зажил до сих пор. А несколько лет назад я упал с большой высоты во время выступления. Это был номер со смирительной рубашкой, я уже выбрался из нее, оставалось только освободить ноги.

Но механизм, который удерживал их, сломался, и я сорвался с девяти метров вниз головой. Я чудом остался жив, сумел сгруппироваться в воздухе и сломал только пятку. Когда я летел, не понимал, что происходит, запомнил только темноту и крики людей.

Меня привезли на скорой в Склиф, вышел главврач и спрогнозировал мне инвалидность. Но мне повезло: приехал хирург, который специализируется на травмах пяток, и лично сделал мне операцию, потому срок восстановления был меньше планируемого и уже через полгода я вновь оказался на сцене с тем же номером. Все говорили, что я безумец, предлагали исключить номер из программы, — но это моя работа, я ее люблю, и ситуация повлияла только на то, что мы стали больше репетировать и продумывать, как обезопасить себя, чтобы избежать такого впредь.

Надо сказать, зрители очень кровожадные и больше всего любят опасные номера. Вроде волнуются, переживают, но приходят, испытывают какие-то сильные эмоции и думают: как он в этот раз, сможет, успеет, выживет он или нет?

Promotion

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся