Men's Health. Журнал

Нужно ли греть двигатель? И еще 9 вопросов о зимней эксплуатации авто

Январские холода предъявляют к обслуживанию автомобиля повышенные требования: то, на что летом можно было закрыть глаза, в морозную пору может обеспечить тебе вагон проблем. Я собрал все вопросы по зимней эксплуатации авто от читателей Men's Health, вооружился мнениями экспертов и постарался развеять главные мифы о том, что следует и чего нельзя делать с автомобилем на морозе. Итак, заводи — поехали.
Дмитрий Сироткин
Обо всем, что происходит в мире моторов
9 худших вещей с автомобилем

Так все-таки надо или не надо прогревать двигатель?

Современный двигатель можно не прогревать, а вот газовать на холодную — не стоит. При запуске движка в мороз руководствуйся алгоритмом «Включил-Подождал-Завел-Поехал»: включил зажигание — и перед запуском стартера подождал 2-3 секунды, чтобы дать электронике автомобиля завершить самодиагностику, стабилизировать параметры электросети и системы зажигания, а топливной системе — приготовиться снабжать форсунки оптимальным количеством горючего.

Если у тебя дизель, обрати внимание на «спиральку», контрольный символ на приборной панели — как только он погаснет, можно заводить автомобиль.

После этого можно трогаться с места — именно аккуратно трогаться, а не топить педаль газа в пол, чтобы дать не только двигателю, но и всем остальным узлам машины без нагрузок достигнуть рабочей температуры. Плюс в движении мотор прогреется быстрее, а соседи не проклянут тебя за отравленный выхлопами воздух.

В наших краях -25-30 градусов — обычное дело для января-февраля. Есть ли какие-либо лайфхаки по заведению мотора в такие морозы?

Если твой автомобиль полностью исправен, упростить запуск в морозные дни можно, предварительно разогрев аккумулятор. Для этого тебе нужно, не включая зажигание, включить фары или один из обогревов на 30-40 секунд. За это время аккумулятор успеет активировать все свои ресурсы, и ему хватит нагрузки для того, чтобы запустить двигатель.

Если у тебя автомобиль с механической коробкой передач, нелишне будет помочь движку, нажав педаль сцепления. Просто поставить коробку на нейтраль мало — ведь в этом случае задубевшему мотору предстоит крутить и диск сцепления, и валы в коробке.

Завелся? Подержи сцепление еще немного и не отпускай резко, так как двигатель может заглохнуть и, по закону подлости, снова не завестись.

Свечи залило

У меня проблема: как ударит даже небольшой мороз, двигатель заводится через раз. Знакомый мастер говорит, что «свечи заливает». Что вообще это значит, и как с этим справиться?

Дело в том, что при низких температурах бензин хуже испаряется и его перемешивание с поступающим воздухом затрудняется. «При коротких поездках, когда двигатель не успевает прогреться, влага из поступающего воздуха из-за разности температур может конденсироваться на поверхности камеры сгорания и электродах свечей зажигания, — объясняет специалист компании Denso Виталий Гисич. — Так как вода является диэлектриком, то это приводит к росту сопротивления в межискровом зазоре. Для образования искры требуется большее напряжение. Это приводит к пропускам зажигания и затрудненному пуску двигателя в холодную погоду. 

Если в двигателе есть неисправные форсунки или изношены поршневые кольца, то топливо и масло, попадая на электроды, также могут вызывать пропуски зажигания, так называемый топливный мостик. В этом случае обычно говорят, что свечу «залило».

Избавиться от этой неприятности можно путем замены заводских свечей на более совершенные, специально разработанные для условий запуска при низких температурах. Игла на их боковом электроде препятствует образованию топливного мостика, а уменьшенный диаметр электродов увеличивает мощность искры при аналогичном напряжении разряда катушки. Например, у свечей Denso эта проблема решена с помощью технологии Twin Tip, которая обеспечивает свече большую мощность искрового заряда.

Производство свечей зажигания является одной из основных специализаций Denso. Благодаря постоянной научно-исследовательской работе, компания Denso стала автором наиболее важных и заметных инноваций в отрасли, включая U-образный паз, самый тонкий в мире иридиевый электрод и первый в мире боковой электрод с выступающим наконечником. 

Нужно ли менять масло в двигателе на зимнее?

Как ты наверняка знаешь, в идеале масло нужно менять два раза в год — перед холодами, чтобы облегчить двигателю работу в морозное время, и весной, чтобы обновить масло, которое за холодную пору успело «устать». Если ты живешь в регионе с экстремально холодной зимой или очень жарким летом, то в твоем случае имеет смысл использовать зимой менее вязкие сорта масла, обеспечивающие легкий пуск двигателя в мороз, а летом — более вязкие, чтобы сэкономить топливо. Если же ты живешь в центральной полосе России, смело используй универсальное масло — в самом деле, не менять же его на зимнее ради пары-тройки действительно морозных дней в году?

Правда ли, что если «прикуривать» разрядившийся аккумулятор автомобиля в мороз, батарея может взорваться?

Ну вообще-то взорваться аккумулятор может и при плюсовой температуре, но в случае морозом такая вероятность есть, если батарея промерзла полностью — это ты поймешь по ее раздутым и покрытым инеем бокам. Если вместо того, чтобы снять аккумулятор и отнести его в теплое место, ты решил все же «прикурить», происходит вот что: от поданного напряжения находящийся в батарее электролит (смесь серной кислоты и дистиллированной воды) размораживается и начинает закипать, от чего выделяется большое количество водорода.

Обычно газ отводится из батареи с помощью специальных вентиляционных отверстий, но тут они оказываются закупоренными льдом. Соответственно, водород начинает накапливаться в корпусе батареи, и именно в тот момент, когда ты наклонился посмотреть «ну как оно там?», у аккума сносит крышку.

Разлетается она мелкими кусками пластика вместе с каплями кислоты, способными слегка подкорректировать черты твоего лица. Поэтому пытаться реанимировать замерзший аккумулятор можно пытаться только после того, как он полностью оттает.

Правда ли, что зимой лучше мыть машину как можно реже, а в идеале не делать этого вообще?

Чего делать точно не стоит — так это мыть автомобиль в трескучий мороз. Под струями теплой воды заиндевевшее лакокрасочное покрытие испытывает жесточайший перепад температур. Из-за этого в слоях краски возникает сильное внутреннее напряжение, которое в итоге выливается в трещины, отслоения лака и прочие повреждения покрытия. 

Плюс после мойки, как бы тщательно машина ни была вытерта, в микротрещинах и порах ЛКП остается влага, которая замерзает на морозе и разрушает краску еще сильнее.

Ну, а если ты забываешь зимой каждый месяц обрабатывать резиновые уплотнители специальными средствами вроде силиконового спрея, то тебя ждут еще и примерзшие двери и окна. Ни в коем случае не отдирай их силой — повредишь уплотнители.

Самый щадящий вариант зимних процедур — автомойка при паркинге крупного ТРЦ. То есть приехал, отдал ключи сотруднику мойки, и отправился за покупками или в кино. Мойщик через полчаса, когда ЛКП уже успело прогреться, загнал машину в моечный бокс, и после мойки у автомобиля есть некоторое время, чтобы окончательно высохнуть. После этого можно смело отправляться на мороз.

Правда ли, что зимой лучше не ставить автомобиль на ручной тормоз?

Действительно, лет тридцать-сорок назад постановка машины на ручник морозным вечером оборачивалась утренними плясками с чайником кипятка в попытках отогреть примерзшие к барабанным тормозам задние колодки: скапливающаяся и замерзающая между колодкой и барабаном влага за время стоянки превращала весь механизм в единое целое.

В наши дни с дисковыми тормозами подобные истории случаются реже, однако все же бывают — например, не стоит затягивать ручник, если в морозный день ты проехал по глубокому снегу или луже и, не просушив тормозные колодки, тут же припарковался на часок-другой.

Если же на твоем винтажном «мерседесе» колодки-таки примерзли к барабанам, не стоит смешить весь двор попытками плеснуть на детали кипятком — достаточно постучать молотком по крепежным винтам колес, и после этого аккуратно трогаться с места.

Шипы

Какие шины выбрать для зимы — шипованные или «липучку»?

Этому вопросу, пожалуй, столько же лет, сколько теме о прогреве двигателя. Да, нынешние фрикционные и шипованные покрышки легко спорят друг с другом на различных покрытиях. Да, случается, «липучка» уделывает «шипы» на льду — и наоборот. На вопрос отвечу так:

Если зимой ты постоянно ездишь по городским улицам, где асфальт чистится хорошо и регулярно — выбирай «липучку». Но если тебе ежедневно приходится пробираться к дому по обледеневшим загородным дорогам, а потом взбираться по нечищенной горке к гаражу, лучше остановиться на шипованной резине.

Самое главное в обоих случаях — выбрать качественные шины известных производителей, не вестись на бросовые цены за китайское дубье, и уж точно не заниматься опасной чертовщиной по схеме 2×2 — то есть когда на ведущую ось ставятся два зимних колеса, а на второй остаются летние покрышки. Ты ведь не хочешь превратиться в самоубийцу и утащить кого-нибудь с собой?

Как правильно чистить обледеневшее лобовое стекло, чтобы его не испортить?

Ответ вроде бы очевиден: «Делов-то на копейку! Скреби его посильнее, да и все!» Однако подобная беспечность частенько влетает автолюбителям в копеечку. Начнем с чистки. Не стоит сразу после заведения машины остервенело скрести по лобовухе скребком — на поверхности стекла образуются мелкие (а при должном усердии и вполне заметные) царапины, из-за которых со временем стекло сильно потеряет в прозрачности. Подожди пару минут, пока обогрев даст ледяной корке подтаять снизу, и потом уже орудуй скребком и щеткой, не прилагая больших усилий. Самый путевый вариант — заранее обработать стекла специальным антиобледенителем. Нет под рукой? Не беда: можешь смешать в бутылке три части уксуса и одну часть воды, и распылить полученную смесь на стекла. Кстати, эта жидкость поможет справиться и с уже намерзшим слоем льда.

Вторая распространенная проблема — образование трещины на лобовом стекле вдоль всей торпеды. Происходит это чаще всего из-за перепада температур при спешном прогреве. 

Посуди сам: снаружи на лобовуху воздействует 20-градусный мороз, а изнутри вжаривает поток воздуха температурой под 30 градусов. Напряжение внутри стекла растет, и твоего усердия при отскребании льда вполне достаточно, чтобы в нижней части стекла побежала трещина, которая будет только увеличиваться.

Если хочешь избежать подобной напасти, во время прогревания салона не направляй обдув прямо на стекло, пусть ледяная корка подтает от общей температуры. Пусть это чуть более долгий процесс — однако сэкономленные на замене лобовухи время и тысячи рублей того стоят. Да, и не вздумай ускорить процесс путем поливания лобового стекла кипятком. При серьезном морозе ты получишь красивый глазированный автомобиль, но и рискуешь повредить клеевой состав, который держит стекло на его месте. А значит, по весне начнутся протечки.

ЗИМНИЙ НАБОР АВТОМОБИЛИСТА

10 необходимых предметов, которыми следует запастись еще до наступления холодов.

  • Буксирный трос
  • Высоковольтные провода для «прикуривания»
  • Щетка для снега
  • Скребок для льда
  • Размораживатель замков и стекол
  • Цепи противоскольжения
  • Комплект запасных лампочек для фар
  • Резиновые салонные коврики с высоким бортом
  • Защитный экран для радиатора
  • Запасной комплект свечей зажигания

Я залил некачественную жидкость для омывания стекол, и она замерзла в форсунках. Что мне делать?

В идеале, конечно, будет загнать машину в отапливаемый паркинг или на автомойку и спокойно дождаться, пока тепло и горячая вода сделают свое дело. Но есть и полевые варианты разморозки омывалки — которые, правда, помогут лишь в случае, если жидкость замерзла только в патрубках, а не весь бачок превратился в кусок льда. Если у тебя в багажнике завалялось автомобильное термоодеяло, хорошенько укутай им подкапотное пространство и заводи двигатель — совсем скоро патрубки отогреются. После того, как это произойдет, немедленно слей всю омывалку, непрерывно нажимая на рычаг подачи жидкости, тут же залей зимнюю и снова хорошенько побрызгай, чтобы вытеснить замерзающую жижу из системы омывателя.

Если же бачок промерз полностью, а под рукой вместо одеяла чисто случайно оказалась бутылка водки (или другой спиртосодержащей жидкости) — снова повезло, и ты можешь воспользоваться народным способом (нет-нет, не в том смысле, что с замерзшей омывалкой ты можешь счастливо пьянствовать).

Аккуратно вылей напиток в головину бачка, заведи мотор и жди. Спирт ускорит таяние льда, и через некоторое время дело пойдет на лад. Теперь осталось только слить смесь водки и некачественной жидкости, и залить надежную незамерзайку.

В крайнем случае, если бачок системы омывания стекол в твоей машине расположен в доступном месте, проще всего будет снять его и отнести домой, где оперативно разморозить под струей горячей воды.

Promotion

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся