Men's Health. Журнал

Нужно ли ставить внедорожник на учет в военкомат? Разбираемся с экспертом

Недавно один мой коллега авторитетно заявил, что, мол, по российскому законодательству все внедорожники нужно ставить на учет в военкомат. Я решил выяснить, действительно ли существует закон, обязывающий к этому. И что будет в случае его игнорирования? И вот что выяснилось.
Дмитрий Сироткин
Обо всем, что происходит в мире моторов
Отдел приключений МН: по следам сражений на военном внедорожнике

Перво-наперво отвечу на вопрос из заголовка: если ты купил полноприводный внедорожник, нестись регистрировать его в военкомате НЕ нужно — законодательство РФ к этому не обязывает. Можешь не переживать: военкомат и без всяких регистраций моментально получает информацию о твоем джипаре от Госавтоинспекции.

Но в советское время такой закон действительно существовал: система мобилизации автотранспорта СССР учитывала все автомобили без исключения, как находившиеся на балансе народного хозяйства, так и личные машины. Причем полноприводные авто, в том числе и «Нива», прописывались особой строкой, и без справки из военкомата советский джип было невозможно поставить на учет в ГАИ. Соответственно, в случае военного положения на фронт отправились бы и дедушкин «Нивас», и представительская «Волга» директора рыбозавода.

«Сегодня же, согласно приказу о транспортных средствах, изданному Министерством обороны РФ от 2014 года, в случае войны немедленной мобилизации подлежит так называемая коммерческая техника: автобусы, грузовики, прицепы, тракторы и другие колесные друзья человека, — говорит адвокат Александр Арутюнов. — Однако в прошлом году Минобороны опубликовало проект поправок к приказу — теперь в список мобилизуемых транспортных средств включены и легковые автомобили». 

Но это, разумеется, не значит, что любой патруль ВАИ может вдруг тормознуть тебя на трассе и отжать твой наполированный «крузак» для собственных армейских нужд.

В проекте поправок четко сказано: мобилизация личного автотранспорта может начаться только в случае объявления в стране военного положения. Оно вводится только в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства.

Кроме того, в проекте указывается, что реквизиция автомобилей будет проводиться в исключительных случаях: допустим, во время военных действий решено сформировать несколько новых воинских частей или соединений, для чего срочно нужно энное количество машин. При этом автомобили у населения будут забирать на время — цитируя ведомство, «до прибытия транспортных средств, предназначенных для укомплектования».

Какие именно автомобили в данный момент нужнее армии, решит Минобороны, руководствуясь текущей обстановкой. При этом явное предпочтение отдается российским внедорожникам — в бланках ведомства для учета транспорта упоминаются УАЗ-3163 «Патриот», УАЗ-469, УАЗ-3151 и УАЗ-2966.

Вернут ли тебе тачку? Во всяком случае должны — и это подтвердит специальный документ, который тебе выдадут военные в случае мобилизации твоего автомобиля. Другое дело, что во время боевых действий твой SUV с большой вероятностью изрешетят пулями и ухайдокают на разбитых дорогах всю подвеску. Но в этом случае тебе не придется тратить на авторазборках, в кузовном сервисе и химчистке свои кровные — государство обязуется компенсировать убытки.

«При этом собственник автомобиля в случае несогласия с оценкой стоимости ущерба имеет право оспорить ее в суде, — объясняет Александр Арутюнов. — Как видишь, закон обставляет реквизицию рядом положений, гарантирующих соблюдение прав собственника».

Если же ты ни под каким видом не желаешь передавать свой автомобиль военным даже в случае войны, у тебя есть два варианта. Ты можешь пройти сложную и муторную процедуру отказа от российского гражданства — как известно, иностранцы и лица без гражданства освобождаются от воинской повинности. Ну или же пересесть на мотоцикл, велосипед, скутер или электросамокат — до формирования электросамокатных батальонов, скорее всего, не дойдет.

Promotion

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся