Men's Health. Журнал

Обманули в автосервисе — как законно прижать негодяев к ногтю?

Очередная печальная история от читателя: «Отдал машину в ремонт. Сервисмены содрали с меня приличную сумму денег, вроде бы все починили, я подписал акт приемки. Однако буквально через полдня стало ясно, что ремонта либо не делалось вовсе, либо детали не менялись — стойки стабилизатора как стучали, так и продолжают. В сервисе отказываются решать вопрос: вы же, говорят, подписали акт приемки. Имею ли я право, несмотря на акт, требовать сатисфакции?» Максим, Орел.
Дмитрий Сироткин
Обо всем, что происходит в мире моторов
Меня обманули в автосервисе — можно ли засудить негодяев?

На самом деле в мире российского авторемонта не так все плохо, как принято считать благодаря народной молве и многочисленным анекдотам. Например, недавно 21-летний (!) россиянин Николай Дончак стал чемпионом мира по сервисному обслуживанию автомобилей — то есть, грубо говоря, самым крутым автослесарем на планете. 

Николай Дончак

Соревнования проводились в рамках чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills 2019. В июне 2018 года Николай прошел четырехнедельный тренинг в учебном центре ООО «Тойота Мотор», программа которого полностью совпадает с необходимой программой подготовки всех сотрудников сервисных центров Toyota. И в итоге за четыре дня чемпионата мира WorldSkills, с 23 по 26 августа, успешно выполнил все поставленные задачи в рамках девяти модулей, объединяющих основную работу сотрудника сервисного центра в таких направлениях, как системы управления двигателем, система рулевого управления и подвески, электрические и электронные системы, тормозная система, а также разборка и сборка двигателя.

Причем ты только представь: полная разборка двигателя, дефектовка, проведение всех необходимых метрологических измерений с оценкой состояния деталей и определение их ремонтопригодности, а также последующая сборка с соблюдением всех технологий заняли у Дончака 2 часа. Притом что заводскому инженеру Toyota на этот процесс требуется не менее 7 часов.

Право, Макс, ты имеешь, вне всякого сомнения. Вопрос только в том, сможешь ли ты его реализовать. Между правом и его реализацией — дистанция огромного размера. Что я имею в виду? Скорее всего, тебе придется с ними судиться, а значит, ты потратишь время, нервы и деньги. Готов? Тогда пойдем по порядку.

«Прежде всего надо обратиться в сервис-центр с письменной претензией, — объясняет в ответ на твой вопрос эксперт Men's Health, адвокат Александр Арутюнов. — Возможно, там сочтут за благо разрешить с тобой вопрос полюбовно. Претензия составляется в произвольной форме, но, конечно, должны быть указаны адресат, существо претензии и твои требования. Претензию следует направлять ценным письмом с описью вложения. Если тебе не ответят или дадут отрицательный ответ, то надо начинать готовиться к суду. Твои утверждения, что, к примеру, стучат стойки стабилизатора, представляются с точки зрения сервис-центра голословными. (К тому же ты подписал акт приемки.) Другое дело — заключение специалиста. При этом имей в виду, что специалисту придется платить. (Кстати, может быть, заключение специалиста надо сделать заранее и приложить уже к претензии.)

Имея на руках заключение специалиста, можно составлять исковое заявление, причем лучше поручить это дело адвокату. Ему тоже надо платить, но в случае выигрыша дела суд вернет тебе понесенные расходы при их документальном подтверждении. При этом знай, что если в квитанции будет указана чересчур большая, по мнению суда, стоимость юридических услуг, то суд, пожалуй, взыщет лишь часть расходов, исходя из требований соразмерности.

Итак, адвокат составит исковое заявление, укажет, какие доказательства подтверждают твои требования, подытожит размер исковых требований (госпошлина, расходы на ремонт автомобиля и расходы на специалиста и адвоката). Ты уплатишь госпошлину и отправишь исковое заявление с прилагаемыми документами в суд. 

Если размер требований составит менее 50 000 рублей, то обращаться следует в мировой суд; свыше 50 000 рублей — в районный суд по юридическому адресу (не фактическому!) сервис-центра.

Дело сделано? Отнюдь! Самое главное — судебные заседания — впереди. Это подготовка дела к судебному разбирательству, предварительное слушание, рассмотрение дела по существу. Мало того, суд не сможет положить в основание решения лишь одно заключение специалиста. Последний ведь не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения! В общем, не все просто!

Что касается довода ответчика о наличии подписанного тобой акта приемки, то его можно отбить. Ты ведь не являешься специалистом, поэтому и подписал его, а был ли произведен реально ремонт, тебе не известно: судя по всему, ремонта не было, да и заключение специалиста фактически опровергает акт приемки. Изложенное означает, что суд назначит, скорее всего, судебную автотехническую экспертизу. А это, между прочим, еще расходы! Правда, если ты все-таки выиграешь дело, то суд отнесет их на ответчика. И понятно, что на проведение экспертизы уйдет время — минимум один месяц.

Допустим, суд вынесет решение в твою пользу. Однако ответчик может обжаловать его в вышестоящем суде, а это опять время! Если же решение суда первой инстанции будет оставлено в силе, то на его основании суд выпишет исполнительный лист, по которому судебные приставы — исполнители возбудят исполнительное производство и заставят ответчика, в зависимости от твоих исковых требований, выплатить тебе присужденные суммы или выполнить качественный ремонт».

Короче, после общения с Александром я и сам слегка испугался, но, поверь, это суровая реальность. Если вопрос для тебя принципиальный, то нужно не отступать даже в самой муторной волоките и прижать мерзавцев к ногтю. Если же ты не готов к описанному развитию событий, то, наверное, придется утереться. Выбор за тобой! Я, например, считаю, что каждый автовладелец в подобных случаях должен идти до конца — тогда мы заставим сферу услуг считаться с нами.

Promotion

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся