Men's Health. Журнал

Продажа автомобиля: что делать, если покупатель предъявляет претензии?

Читатель на днях прислал характерную историю: «Я продал машину. Перед заключением договора поехали с покупателем в сервис и провели осмотр. Ударили по рукам, бумажки подписали, но в тот же день покупатель звонит и говорит, что машина сломана, требует компенсации или возврата денег. Как действовать?» Вспомнил, как я сам оказался в подобной ситуации, и спросил совета у нашего эксперта, адвоката Александра Арутюнова.
Дмитрий Сироткин
Обо всем, что происходит в мире моторов
Продажа автомобиля: что делать, если покупатель недоволен?

Могу сказать, что я и сам чуть не влип подобным образом, когда лет пять назад продавал потрепанный жизнью внедорожник. Несмотря на не скрываемое мной среднее состояние тачки, покупатель нашелся довольно быстро и оказался дико дотошным: я думал, мужик шины вспорет, чтобы посмотреть, в каком они состоянии внутри. После детальнейшего осмотра мы отправились в сервис, где была проведена полная диагностика автомобиля, которая оказалась неоднозначной. Покупатель был честно предупрежден мастерами: «Чувак, похоже на трещину в ГБЦ, так что ничего гарантировать не можем. Тачка может проехать еще 10 тысяч км, а может встать через час, как от нас уедешь. Решай сам». 

Но мужик оказался рисковым — подписал результаты диагностики, мы заключили договор купли-продажи, и он отправился в Санкт-Петербург. Через несколько часов — звонок: если верить тому, что товарищ орал в трубку, двигатель буквально рассыпался на ходу, еле-еле дотянув до Вышнего Волочка, где его уже «пацаны ремонтируют». Поэтому горе-покупатель требовал немедленно перевести ему ВСЕ заплаченные за автомобиль деньги на карту, а машину он оставит в вышневолоцком сервисе — мол, заберешь на эвакуаторе, когда сможешь. Иначе — суд, в порошок, в бараний рог и так далее. Тут я вежливо напомнил и о честных увещеваниях сервисменов, и о его подписи с пометкой «Ознакомился» на диагностическом листе с перечисленными рисками — мужчина тут же отключился и больше не проявлялся.

Через неделю я ставил на учет новый автомобиль и заодно попросил пробить по регистрационной базе старичка: выяснилось, что тачка с «рассыпавшимся» двигателем уже три дня как стоит себе на питерском учете. 

Вот как прокомментировал эти истории эксперт Men's Health, адвокат Александр Арутюнов:

«Подобные ситуации встречаются на практике довольно часто. В некоторых случаях все заканчивается на уровне устных претензий, но и судебные тяжбы в связи с продажей автомобиля с недостатками не так уж и редки. Какие решения обычно выносятся? Разные — как в пользу продавца, так и в пользу покупателя. Иными словами, все зависит от конкретных обстоятельств. При этом суды руководствуются требованиями закона по качеству товара при заключении договора купли-продажи.

Итак. Качество продаваемого автомобиля должно соответствовать договору купли-продажи, в котором оно обязательно должно быть отражено. На продавце лежит обязанность продать качественный автомобиль, а в случае наличия недостатков обязательно сообщить о них покупателю. С другой стороны, в договоре купли-продажи автомобиля практически всегда оговаривается вопрос проверки его качества. Понятно, что в этом прежде всего заинтересован покупатель.

Как правило, эти требования закона без проблем соблюдаются сторонами, если речь идет о видимых недостатках автомобиля — к примеру помят бампер. Другое дело — скрытые недостатки товара, о которых, судя по всему, и идет речь в вопросе читателя. В идеале о таких изъянах продавец не молчит, как это сделал Дмитрий, более того, покупатель был уведомлен о всех недостатках машины в специализированном сервисе и подтвердил это своей подписью на диагностическом листе. 

А вот если продавец недостатки товара не оговорил, то покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены либо устранения недостатков или возмещения расходов на их устранение.

Если же продавец скрыл недостатки автомобиля или речь идет о существенных (неустранимых или выявляющихся неоднократно) недостатках автомобиля, то покупатель имеет право отказаться от договора купли-продажи и потребовать полного возврата уплаченной суммы (естественно, возвратив при этом автомобиль продавцу). Претензия по качеству товара предъявляется, как указано в законе, в разумный срок — чем быстрее, тем лучше. Если позволяют обстоятельства, это должен быть не просто звонок по телефону, а оформленная в письменном виде и надлежащим образом отправленная продавцу (заказным письмом и с уведомлением о вручении) претензия.

Допустим, продавец и покупатель не найдут общий язык. Тогда им придется судиться. Чем руководствуется суд при рассмотрении такого рода дел и почему, как отмечалось выше, выносятся разные решения? Покупатель, обращаясь в суд, должен доказать, что недостатки товара возникли ДО передачи ему автомобиля. В этом случае продавец будет отвечать за недостатки товара. В противном случае решение будет вынесено в пользу продавца.

Как я понял, читатель также не скрывал изъянов и не отказывался поехать вместе с покупателем в сервис на диагностику. Поэтому, даже если покупатель не подписывал диагностического листа, в базе автосервиса он наверняка сохранился, а сотрудники автосервиса могут подтвердить визит продавца и покупателя на диагностику в день продажи автомобиля.

Как покупателю доказать наличие недостатков (тем более скрытых) автомобиля? Ходатайствовать перед судом о назначении судебной автотехнической экспертизы.

Очевидно, что и суд не располагает специальными познаниями по вопросу о качестве автомобиля, поэтому, несомненно, назначит соответствующую экспертизу, результаты которой и будут положены в основу решения. Надо сказать, что суд вообще, а проведение экспертизы в частности представляют собой довольно протяженные во времени процессы. Говоря проще, стороны будут нести временные, материальные и психологические издержки. В этой связи пожелание договариваться и не доводить дело до суда выглядит заслуживающим внимания. Удачи!»

Promotion

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся