Men's Health. Журнал

Задержали багаж, и я не успел на стыковочный рейс — кто виноват, что делать?

ВОПРОС: На стыковочном рейсе задержали выдачу багажа, в итоге самолет улетел без меня, и пришлось топать за новым билетом. Кто тут виноват — аэропорт или авиакомпания, кому жаловаться? И еще: если пассажиров загрузили в самолет и они проторчали на поле больше пяти часов, можно ли требовать компенсацию?
Записки адвоката Александра Арутюнова
Адвокат, доктор юридических наук
airport.jpg

Итак, кто виноват в ситуации задержки выдачи багажа — аэропорт или авиакомпания? Конечно, авиакомпания! Ведь договор перевозки багажа заключен не с аэропортом, а с авиакомпанией, поэтому последняя и будет отвечать за задержку выдачи багажа. Пассажира, пожалуй, не должно даже интересовать, как авиакомпания будет разбираться с аэропортом.

Далее. Куда подать жалобу? Строго говоря, должна быть подана не жалоба, а претензия авиакомпании, причем она по усмотрению пассажира может быть подана как в аэропорту пункта отправления, так и в аэропорту пункта назначения. Воздушным кодексом Российской Федерации определено, что на внутренних воздушных линиях претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев.

Если претензия не будет удовлетворена или оставлена без ответа, пассажир получит право на обращение в суд. Какой будет цена иска? Иными словами, на какую сумму будет претендовать пассажир, вынужденный купить новый билет? Очевидно, цена исковых требований будет определяться как минимум стоимостью нового билета.

В суде пассажир должен представить доказательства обоснованности своих исковых требований, поэтому все билеты и другие перевозочные документы нужно бережно хранить. На заседании представитель авиакомпании наверняка начнет ссылаться на отсутствие коммерческого акта, который-де необходимо было составить с участием пассажира и перевозчика. Отметим, что в сложившейся ситуации пассажир не был обязан заниматься коммерческим актом, который составляется при пропаже, повреждении или порче багажа, но не при задержке выдачи багажа. Впрочем, даже отсутствие коммерческого акта в случае, например, пропажи багажа не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска, хотя и серьезно затруднит возложение имущественной ответственности на авиакомпанию.

Каковы шансы у пассажира на удовлетворение исковых требований? На наш взгляд, при грамотном подходе к делу, наличии необходимых документов (см. выше) шансы на выигрыш дела довольно высоки.

Последний вопрос. Можно ли требовать компенсацию, если пассажиров посадили в самолет, но в нем пришлось просидеть пять часов? Да, можно! Более того, российский «Аэрофлот» такую компенсацию уже предоставляет и в тех случаях, когда задержка произошла, к примеру, по причине неблагоприятных погодных условий. При этом компенсация предлагается даже тем клиентам, которые отказались от перелета. Размер компенсации составляет для пассажиров экономического класса 5 тысяч рублей или 10 тысяч миль, бизнес-класса — 10 тысяч рублей или 20 тысяч миль. Речь идет о внутренних авиарейсах. Для сравнения: в настоящее время за задержки международных авиарейсов пассажир имеет право требовать компенсацию до 360 тысяч рублей. Почувствуйте разницу!

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся