Men's Health. Журнал

Правила выживания в общепите: учись выбирать лучшее

Вот так всегда: дома ты следишь за калориями, налегаешь на клетчатку... А решил поужинать в заведении — и, будто под гипнозом, опять набил живот всякой гадостью. Не отчаивайся, это и в самом деле был гипноз. Men's Health открывает секреты, как рестораторы воздействуют на твое подсознание, чтобы заставить тебя брать больше. Ешь с умом!
Зачем это читать
  • Проклятье бонусов
    Страшен не сам бургер, а бесконечные добавки и соусы, которые в него помещают. Выбираем наиболее здоровые позиции в меню четырех российских сетей — изучай список в конце страницы.
  • Один подход
    Сходил к шведскому столу и соорудил на тарелке гору из мяса и пюре? Добавь красок за счет фруктов и овощей. Вот еще несколько правил разумного поведения в подобных заведениях.
  • Завтрак не ешь сам
    В яичнице c беконом — почти половина твоей дневной нормы калорий. Еще по половине с лишним ты съедаешь, обедая и ужиная в ресторане. Учись заправляться не только вкусно, но и в меру.

Обмани автокафе

Обслуживание в кафе типа drive-thru в среднем занимает всего четыре минуты, и большую часть этого времени ты ждешь свою еду, — а на выбор и заказ тебе отводят буквально секунды. Хозяева сетей не то чтобы экономят твое время, скорее им нужно погрузить тебя в состояние нервной спешки. «Когда человек спешит, он едва успевае­т выбрать то, что будет вкусно, — о том, есть ли в меню что-нибудь более полезное, он подумать уже не успевает», — говорит Ян Крайбих, профессор психологии в Университете Огайо. Ну и вот еще деталь: когда ты торопишься, ты легче поддаешься на всякие рекламные трюки. Смотри, как именно тебя заставляют покупать вредное.

1. Игнорируй картинки

«Большими кричащими фотографиями рестораны рекламируют свои самые прибыльные позиции — те, что относительно дешевы в производстве и долго хранятся. То есть самые спорные с точки зрения пищевой ценности», — говорит ресторанный консультант Аарон Аллен.

2. Убавь добавки

В правой колонке такого меню чаще всего присутствуют гарниры и добавки к основным блюдам (как правило, самые калорийные из всех возможных). Ты уже пробежал глазами весь список, сзади подпирает следующий заказчик, времени думать нет — «а, ладно, давайте еще вон тот дополнительный бекон к бургеру и еще один пакетик картошки». Не делай так.

Остановись

3. Остановись

Раззадоренный рекламными картинками, ты тянешь бургер в рот, едва отъехав от окошка раздачи. Но жевать и рулить, по статистике, так же опасно, как рассылать смски на ходу. Не открывай пакет с едой, пока не поставишь машину на ручник.

4. Рекламный обман

Перед заездом в кафе ты наверняка увидишь рекламные объявления («Два бургера по цене трех!», «Не пропусти вкус сезона — мороженое со вкусом сахара!» и тому подобные). Мало кого действительно заинтересуют эти предложения, но они провоцируют невроз на тему «ах, что же выбрать, все такое вкусное».

5. Говорите медленнее

«Интерком для связи с кассиром часто установлен еще до дис­плея с меню — чтобы заставить тебя торопиться, заказать побольше и того, что ты запомнил из рекламы, а не того, что выглядит как здоровая еда», — предупреждает консультант Аарон Аллен. Попроси голос из интеркома не торопить тебя, спокойно изучи меню.

Важные цифры

6. Важные цифры

Те сети, которые указывают в меню калорийность блюд, как правило, более внимательно относятся к вопросам здоровья своих клиентов. Видишь в меню заветные «ккал»? Ищи глазами дальше, здесь точно есть полезная еда.

7. Темный угол

«Люди, как правило, читают меню слева направо и сверху вниз. А потому владельцы фастфуда располагают самые здоровые для тебя (и самые невыгодные для ресторана — видишь, как «совпало») позиции в нижнем левом углу экрана», — рассказывает Аллен.

8. Тихо едешь

Некоторые сети еще на подъезде к «окошку» устанавливают датчики, включающие рекламу: ты только приближаешься к ресторану, а скрытые колонки уже поют тебе о булочках с кунжутом. Не открывай окна, пока не доедешь до интеркома.

Как можно

При желании во многих фастфуд-сетях можно найти более-менее здоровые предложения. Надо только знать, что именно заказывать.

  1. Shake Shack
    Двойной «СмокШак» (чизбургер с копченым беконом, перцем и фирменным соусом) содержит 910 ккал и 49 г белка. А в обыч­ном двойном чизбургере из той же сети — 46 г белка, а калорий — на 340 меньше. Бери его.
  2. Prime
    Многие сэндвичи и багеты в этой сети (например, багет с тунцом или сэндвич с индейкой) имеют почти точные копии в меню салатов. Все то же самое, только без хлеба — почти диетическое блюдо.
  3. Subway
    Избегай сэндвичей с сильно переработанным мясом. Это «Итальянский» и «Острый итальянский», «Биф-клаб», «Сабвей мелт» и «Курица и бекон мелт». Взамен бери сэндвичи с ростбифом, куриной грудкой, с тунцом или овощами.
  4. McDonald's
    Присмотрись к филе-о-фи­ш, внутри этого бургер­а — благонадежный морской минтай, обеспечивающий тебя полиненасыщенными жирными кис­лотами, йодом и прочей дикой прелестью. К тому же он «веси­т» всего 333 ккал — в сравнении с 509 ккал в класси­ческом бигмаке. Но буде­м честны, в филе-о-фиш также полно эмульгаторов и прочих загустителе­й, так что не увлекайся.
Не место для пирушек

Не место для пирушек

Питательные заведения «с рассадкой» предлагают более дорогую еду, чем фастфуд, но не факт, что от нее больше пользы. Исследование, проведенное в Торонто, показывает: средний посетитель ресторана на завтрак съедает 1126, в обед — 1025, а на ужин — 1153 ккал. Физически активный мужчина должен потреблять около 2600 ккал, так что один завтрак в ресторане — это почти половина твоей дневной нормы. Но есть и хорошие новости: заведения почувствовали моду на здоровую еду и вводят в меню соответствующие блюда. Твоя задача — разглядеть и выбрать именно их.

Вам пакет

1. Вам пакет

Те гости, которые пакуют остатки «для нашей собачки», съедают на 26% меньше калори­й, чем те, кто этого не делае­т, утверж­дает исследование журнала Eating Behaviors. Не запихивай в себя «последний кусочек», если уже сыт, — доешь его дома.

2. Жареные факты

Чем ближе твой столик к телевизору, тем больше вероятность, что ты закажешь что-нибудь канцерогенное, с хрустящей корочкой, говорят исследователи из Университета Корнелл­а. Отвлекаясь на телесигнал, ты с меньшим вниманием изучаешь меню — вот инстинкты и берут верх над разумом. Вот уж и впрямь, главная функция «ящика» — оболванивать нас.

3. Мимо бара

Клиенты, которые сидят за ближайшим или через столик от бара, выпивают в среднем на три алкогольных напитка больше, чем те, кто сидят за третьим столиком от бара и дальше. Должно быть, один вид бутылок и разливочных кранов ломает волю клиента.

4. Ближе к выходу

Гости, сидящие за самым дальним от входа столиком, на 73% охотнее заказывают сладкие и жирные десерты, чем те, кто сидит прямо у входа. Дело, видимо, в ощущении, что ты спрятался и никто не видит, как ты пожираешь кремовый торт.

Таинственная рыба

5. Таинственная рыба

В меню российских ресторанов не принято указывать, дикую ли рыбу они используют или фермерскую (напичканную антибиотиками и прочей дрянью). Спроси у официанта или позови поговорить шефа — как минимум прослывешь гурманом и знатоком.

7. Ищи женщину

Мужчина, пригласивший даму в ресторан, потребит на 255 ккал меньше, чем тот, кто решит отужинать в компании, где есть другие мужики — это посчитали австралийские исследователи. Вероятно, дело в том, что среди себе подобных мы стараемся выглядеть более брутально.

8. Иди на свет

Клиенты, обедающие при ярком освещении, выбирают более полезную еду чем те, кто ест в полумраке. Вдали от чужих взглядов мы ведем себя не лучшим образом.

9. Всем пример

Если этикет позволяет, в компании заказывай первым. Люди часто следуют чужому выбору в меню. Потребуешь себе осьминогов с брокколи — и никто уже не захочет бургер с жареной картошкой.

Преступление и наказание

В одном недавнем исследовании ученые дали подопытным три меню: в первом были только названия блюд, во втором к ним добавилась калорийность, в третьем — список упражнений, которые нужны, чтобы сжечь эти калории. Неудивительно, что обед у третьей группы был в среднем на 139 ккал легче. Вот как бы выглядели такие меню в российских фастфудах:

  1. McDonald's
    Обед с бигмаком: 1169 ккал
    Ходьба в обычном темпе: 4 часа 5 минут
  2. Subway
    Сэндвич «Курица и бекон мелт»: 610 ккал
    Работа в огороде: 1 час 53 минуты
  3. Starbucks
    Большой мокка со взбитыми сливками: 820 ккал
    Поход по пересеченной местности: 1 час 16 минут
  4. Burger King
    Тройной воппер: 1250 ккал
    Йога: 3 часа 35 минут
  5. KFC
    Баскет-дуэт с оригинальными стрипсами: 1259 ккал
    Плавание кролем: 2 часа 50 минут
Грозить мы будем шведам

Грозить мы будем шведам

А вот и твой главный враг из страны общественного питания — шведский стол. Выбор огромен (и овощи и фрукты занимают на этих столах далеко не главное место), попробовать хочется все. Специалисты из International Journal of Obesity вывели закон: для любителей и регулярных поклонников шведских столов характерны низкий уровень хорошего холестерина и других полезных веществ в организме (в первую очередь витаминов С и Е). В общем, не подходи к раздаче, не выучив эти правила.

Хлеб — не голова

1. Хлеб — не голова

Если жирный человек, страдающий диабетом, начнет обед с овощей и мяса, а пото­м переключится на углеводы, час спустя уровень сахара в его крови будет на 37% ниже, чем в том случае, если бы он начал с булочек.

2. Полный обман

Как бы много еды ни лежало на тарелке, средний мужчин­а съест 90% от этого объема («не выбрасывать же») — таковы подсчеты International Journal of Obesity. Так ты поступишь вне зависимости от того, каких размеров твоя тарелка и что на ней лежит. Так что бери посуду поменьше и наваливай на нее не жареную картошку с сосис­ками, а овощи и рыбу на пару.

3. Обмани статистику

75% посетителей ресторанов со шведским столом нагружают на тарелку первую же приглянувшуюся еду не раздумывая. И первые три блюда, которые они кладут на тарелку, составляют 2/3 от всего обеда. Изучи сперва весь ассортимент и нач­ни с зелени, овощей и фруктов. Ты не только наберешь более полезной и разнообразной еды, но и избежишь очередей.

Предел пиццы

4. Предел пиццы

Journal of Sensory Studies зачем-то провел исследование, чтобы подтвердить очевидное: каждый следующий ломтик пиццы кажется едоку все менее вкусным и приятным. Для начала ограничься парой кусков — лучше сходить лишний раз к раздаче, чем давиться лишним.

5. Как приклеенный

Если ты ходишь в заведения со шведским столом регулярно, очень может быть, что у тебя развилась зависимость. Не такая жестокая, как с алкоголем или никотином, но исследования неумолимы: когда любитель формата «съешь скольк­о сможешь» заходит в подобну­ю едальню, у него ликуют те цент­ры в мозге, которые у других зависимых приветствуют кокаин или выпивку.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся