Men's Health. Журнал

Авиамоделирование: как построить реактивный самолет?

Виталий Робертус с детства хотел делать самолеты и летать на них. Он даже закончил Московский авиационный институт. Но работать по специальности у него не получилось — 20 лет назад авиаконструкторы стране были не нужны. И тогда он стал чемпионом мира в самой сложной авиамодельной дисциплине.
Дни турбин

ВИТАЛИЙ РОБЕРТУС

Родился: 07.09.1970
Рост: 176 см
Вес: 90 кг
Менеджер крупной энергетической компании.
Шестикратный чемпион России, четырехкратный вице-чемпион мира, действующий чемпион мира по авиамодельному спорту в классе реактивных радиоуправляемых моделей-копий.

РОБЕРТУС ПРО ВСЕ САМОЕ ВАЖНОЕ В АВИАМОДЕЛИРОВАНИИ

1. Как все запущено

В авиамоделизме по большому счету есть три главных направления: свободнолетающие модели, кордовые и радиоуправляемые. Хрестоматийный пример свободнолетающих — планер, который запускается с леера (нечто вроде катапульты) и летит куда придется. Кордовые — это такая модель «на поводке» (как правило, с двигателем внутреннего сгорания), фактически она летает по полусфере, в центре которой стоит спортсмен. Радиоуправляемые модели максимально похожи на настоящие самолеты — они «как большие» летают сами по себе и способны выполнять фигуры пилотажа.

2. Настоящая дисциплина

В авиамодельном спорте больше 60 дисциплин, я занимаюсь конкретно радиоуправляемыми реактивными копиями — считается, что это самый сложный класс в авиамодельном спорте. В соревнованиях копий судьи оценивают прежде всего, насколько точно ты повторил внешний облик настоящего самолета — его размеры, деталировку, раскраску. Эта оценка за «экстерьер» суммируется с баллами за пилотажные полеты, и по этой общей оценке определяется победитель. Для сравнения, в классе пилотажных моделей, грубо говоря, достаточно уметь лучше всех крутить «бочки» и «кубинские восьмерки». К тому же реактивные модели самые быстрые (скорость до 350 км/ч) и могут выполнять самые сложные пилотажные фигуры.

3. Дело — труба

Модель может быть какого угодно размера, главное, чтобы она весила меньше 20 кг без топлива. В противном случае, в Европе она переходит в категорию «взрослых» самолетов и до соревнований тебя не допустят. Серьезные моделисты делают корпус модели самостоятельно из стекло- и углеволокна, покупают лишь двигатель и электронную начинку. Над корпусом копии Як-130 (2,5 метра), с которой я победил в 2011 году на чемпионате мира в Дейтоне (США), я провозился долго. Даже хотел продуть модель в аэродинамической трубе в Жуковском, однако выяснилось, что очередь в ЦАГИ занята китайскими аэрокосмическими компаниями на 5 лет вперед. Тогда пришлось выкручиваться своими силами: я закрепил несущие поверхности модели на крыше спортивной машины друга, а затем разогнал автомобиль на взлетно-посадочной полосе до 280 км/ч, снимая происходящее на видео, чтобы следить за поведением деталей в скоростном потоке. Способ сработал — я смог сделать модель, которая полетела с первого раза. Так редко бывает.

4. С небес на землю

Меня часто спрашивают, летаю ли я на настоящих пилотажных самолетах. Да я много на чем летал, даже на реактивном истребителе, но только в качестве пассажира. Естественно, я пробовал себя и в качестве пилота, летал с инструктором, но это был просто опыт, необходимый для занятий авиамоделизмом. Для счастья мне вполне достаточно управлять летающей в небе моделью — самому в кабине сидеть не обязательно. С пультом в руках я соревнуюсь с лучшими моделистами в мире. В общем, я все равно пилот, но стою на земле, и это меня вполне устраивает.

5. Выйдешь в поле

По правилам Международной авиационной федерации (FAI) авиамоделистам разрешается тренироваться и соревноваться только на площадках, где нет зданий, дорог и людей. Причем такое пространство должно быть как минимум 300 м в длину и 40–50 м в ширину. Кроме того, моделям запрещено подниматься над землей выше 200 м и летать в пятикилометровой зоне вокруг аэропортов и аэродромов. В России четких правил, регламентирующих полеты авиамоделей, нет. Но авиамоделист несет на общих основаниях ответственность за любой ущерб, который он может причинить, запуская модель. Летай в соответствии с требованиями FAI, ну и держись подальше от охраняемых объектов, вроде военных частей.

6. У моделей больше «же»

В авиамоделировании принцип выполнения пилотажных фигур тот же, что и в «большой» авиации, но фигуры могут быть сложнее с точки зрения геометрии. Модель может выдержать перегрузки в 20 g, а возможности настоящего самолета ограничивает физиология человека. Даже тренированный пилот сохраняет работоспособность лишь при перегрузках до 10 g. Поэтому в военной авиации будущее за беспилотными летающими аппаратами (БПЛА). Оператор БПЛА скоро нужен будет только для того, чтобы принимать решение о применении оружия. А вот в гражданской авиации человека заменить нельзя, все-таки техника не может обеспечить стопроцентную надежность. Я бы чувствовал себя неуютно в самолете, которым управляет только электроника или оператор с земли.

Турбина реактивной модели прожорлива, она расходует около 150–200 мл топлива в минуту. Но, с другой стороны, долго управлять моделью, несущейся со скоростью 300 км/ч, не получится — ты быстро устанешь. Поэтому на такие самолеты обычно ставят трехлитровый бак, его хватает на 15 минут полета — вполне достаточно и для выполнения программы на соревнованиях, и для обычных тренировок. В качестве топлива используется авиационный керосин, в него добавляют масло для турбин — у моделей, в отличие от настоящих реактивных самолетов, нет отдельной системы смазки двигателя.

Дни турбин

ПЯТЬ НАХОДОК И ПОТЕРЬ, БЕЗ КОТОРЫХ ВИТАЛИЙ НЕ СТАЛ БЫ ЧЕМПИОНОМ МИРА

1. А «Як» же

Я интересовался самолетами с детства. Чего еще ждать от мальчика, который рос в авиационном гарнизоне? Лет в 7 мне в руки попала книжка Александра Сергеевича Яковлева «Рассказы авиаконструктора». Прочитав ее, я сразу записался в авиамодельный кружок.

2. Один на всех

Радиоуправляемых моделей в то время, когда я учился в школе, в стране практически не было. Например, на всю Крымскую область, где я тогда жил, был один такой планер. Управлять с земли у него можно было только рулем высоты и рулем направления, и то секунд 5–10. Мы его увидели на соревнованиях в шестом классе, и для нас это было что-то невообразимое.

3. Тайное желание

После МАИ, году в 94-м, когда к нам только начали завозить аппаратуру радиоуправления, я впервые увидел комплект в магазине и загорелся его покупкой, потому что с детства осталась мечта полетать. На него нужна была огромная по тем временам сумма — $450. Я копил почти полгода, откладывая тайком от жены с зарплаты.

4. Заграница нам поможет

В России до начала нулевых не было реактивных авиамоделей — турбины продавались только за границей, стоили дорого, и их приходилось запускать вручную, а, судя по откликам, это был сложный процесс, который в 30% случаев заканчивался пожаром. Но потом немцы изобрели для авиамоделистов турбины с автоматическим запуском. В 2001 году за границей я увидел в магазине такую турбину и тут же ее купил. Самолет под нее я строил всю следующую зиму в свободное от работы время, поэтому первый полет на реактивной модели в нашей стране состоялся только в 2002 году.

5. Через тернии

Первый раз на чемпионат мира по реактивным копиям я поехал в 2003 году. Мой самолет развалился в воздухе. Дело было в Южной Африке, поэтому после аварии весьма живописно горела саванна (не волнуйся, огонь быстро потушили пожарные). На следующем ЧМ в 2005 году в Венгрии моя модель разбилась из-за конструктивных ошибок. Только в 2007 году мне удалось успешно выполнить программу на чемпионате мира и занять второе место. В общем, путь к титулу чемпиона мира был тернист.

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ РЕАКТИВНОЙ МОДЕЛЬЮ

Симулируй

Прежде чем подниматься в воздух, купи в авиамодельном магазине компьютерный симулятор — программу и пульт, похожий на настоящий. С ним ты сможешь попробовать пилотировать любую радиоуправляемую модель, начиная от планера и заканчивая реактивной копией. Реализм настолько велик, что, например, я тренируюсь зимой в основном на симуляторе, и мне этого хватает, чтобы поддерживать хорошую форму.

Найди учителя

Есть такая система «тренер-ученик»: два передатчика соединены проводом, и тренер с помощью переключателя может передавать управление моделью ученику или, при необходимости, брать его на себя. Например: взлетает тренер, затем он передает управление ученику, тот летает, затем, если ученик совершил ошибку, тренер снова берет управление на себя и сажает модель. Полезная система — помогает избежать дорогостоящих авиакатастроф на начальном этапе.

Нарабатывай опыт

Начинать нужно с простого небольшого винтового самолета с электродвигателем, затем купи модель побольше, с ДВС, — она будет сложнее в эксплуатации, но быстрее. Следующий шаг — пилотажная модель с ДВС, у которой крыло не с верху, а с низу корпуса — она более маневренная. Ну и наконец, перед покупкой реактивной потраться на импеллерную модель — она хорошо имитирует поведение реактивной. Конструкторы умудрились создать реактивную тягу без реактивной турбины — струю воздуха, толкающую модель вперед, формирует сквозной тоннель в фюзеляже самолета, в котором установлен электродвигатель с крыльчаткой. Импеллерные модели летают значительно медленнее моделей с турбинами, но зато они и гораздо дешевле. Будь готов к тому, что путь от симулятора до реактивной модели займет у тебя 3–5 лет.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся