Men's Health. Журнал

Черные паруса: опасная кругосветка на самой крутой яхте в мире

В мире яхтенного спорта нет испытания серьезнее, чем проходящая раз в четыре года одиночная кругосветная регата Vendee Globe. В преддверии старта-2016 знаменитый британский шкипер Алекс Томпсон прямо на борту своей яхты Hugo Boss класса IMOCA 60 рассказал Men's Health о том, каково это: почти три месяца не видеть людей, не ступать на сушу и спать по 20 минут.
Черные паруса
3 года

«Над проектом этой яхты вместе со мной два года работали промышленный дизайнер Константин Грчик и инженеры компании VPLP Verdier. После чего еще один год заняла ее постройка», — рассказывает Алекс Томпсон, пока мы выходим в Северное море, все дальше удаляясь от немецкого острова Зильт. — Класс яхт IMOCA 60 (он же Open 60) — самый передовой в мире, потому что ограничения в нем касаются только требований безопасности и длины корпуса (60 футов или 18,23 метра). В остальном у разработчиков практически полная свобода для экспериментов. Это похоже на «Формулу-1», где гонка технологий значит не меньше, чем гонка пилотов».

13 лет

Компания Hugo Boss поддерживает команду Алекса Томпсона. За это время он сменил уже несколько яхт, которые носили имя спонсора.

35 узлов

Максимальная скорость Hugo Boss — около 35 узлов (примерно 65 км/ч), что стало возможным благодаря подводным крыльям, на скорости поднимающим 7,5-тонную яхту над водой. Семь из 27 яхт на старте Vendee Globe в этом году будут оборудованы подводными крыльями разных конструкций.

29 метров

Такова высота мачты Hugo Boss, и однажды яхта этой мачты уже лишалась. Спущенная на воду в сентябре прошлого года, яхта в первой же своей регате (Transat Jacques Vabre) чуть не пошла ко дну. 31 октября огромная волна перевернула ее, мачта сломалась, а каюту через открытую дверь затопила вода. Томпсон и его напарник были эвакуированы вертолетом в испанский Аликанте. «К счастью, магазины еще работали. Мы быстро купили все, что требовалось для экстренного ремонта, и уже через 20 часов как герои боевика высадились на яхту с вертолета. Откачали воду, привели в порядок оборудование и потихоньку добрались до порта».

633 м2

Такова площадь парусов яхты. «Чтобы заставить ее идти на предельной скорости, требуется не только смелость, но и физическая сила, — рассказывает шкипер. — Я много тренирую руки и мышцы кора, а вот ноги у меня всегда были слабые, особенно после нескольких месяцев в море. Ходить по яхте приходится мало, все управление сосредоточено в кокпите. Если же я хочу перебраться на нос, то я сначала сбрасываю скорость, чтобы не упасть с яхты. Когда ты один в океане, падение за борт означает смерть».

4,5 метра

«Устойчивость яхты обеспечивает 4,5-метровый киль — единственная деталь, которую мы не могли облегчить».

Черный

Яхта Алекса Томпсона — одна из самых передовых в мире. Даже ее цвет — сенсация. До этого из-за опасности перегрева на солнце полностью черные яхты не делал никто, но на Hugo Boss применена специальная краска с так называемыми функциональными пигментами, созданная концерном BASF: солнечные лучи проходят сквозь первый слой, после чего отражаются следующим. В итоге даже на солнцепеке палуба не раскаляется: по ней можно спокойно ходить босиком, а в каюте под ней — спать. Сейчас это решение изучают автопроизводители: такая краска позволит меньше использовать кондиционеры, а значит, экономить топливо и снижать выбросы в атмосферу.

2,5 мм
2,5 мм

«Чтобы снизить вес яхты, мы сделали ее корпус из двух 2,5-миллиметровых слоев углепластика, между которыми — сотовая конструкция из обычной бумаги».

$5 000 000

«Постройка яхты обошлась в $5 млн, но на ней нет ни нормальной кровати, ни душа, ни кухни, ни санузла. Вместо туалета у меня есть ведро, — проводит экскурсию Алекс. — По сути Hugo Boss — это 18-метровый карбоновый болид. Кокпит расположен сзади, и он самый глубокий из тех, что я видел в своей жизни. В нем я защищен от брызг в шторм, а на случай дождя у меня есть выдвижной козырек. Для сна есть матрас в каюте, для вещей  — отсек в носу яхты. Вот, в общем-то, и все».

460 000 морских миль

прошел за свою карьеру шкипера Алекс Томпсон (это примерно равно расстоянию от Земли до Луны и обратно).

24 000 морских миль

Такова общая протяженность пути стартующей 6 ноября одиночной кругосветной регаты Vendee Globe (читается, как «Вандея Глоб»). На преодоление этого расстояния у яхтсменов в разные годы уходило от 78 до 163 дней. «Можно спорить, но я считаю, что в мире нет спортивного состязания сложнее и опаснее — за несколько месяцев в океане может случиться все что угодно, и речь не только о кораблекрушениях. Например, во время гонки 2008 года шкипер Ян Эли сломал бедро и, пока не прибыла помощь, провел четыре дня на полу своей яхты без обезболивающего — оно лежало на полке, до которой Ян не мог дотянуться».

Черные паруса
Алекс Томпсон
Алекс Томпсон
Дата рождения: 18.04.1974
Место рождения: Бангор, Уэльс (Великобритания)
Рост: 180 см
Вес: 85 кг
Достижения: Самый молодой победитель кругосветной регаты (Clipper Race 98/99). Победитель регаты вокруг Великобритании (Round Britain & Ireland Race 2000). Финишировал третьим на одиночной кругосветной регате Vendee Globe 2012/2013. Многократный рекордсмен мира. Также Томпсон известен своими трюками. На его счету — забег на мачту идущей с сильным креном яхты, прогулка по килю (для этого яхта должна была двигаться с креном 700) и полет на кайте вслед за яхтой

Мокрое дело

На сегодняшний день уже более четырех тысяч человек покорили Эверест, более пяти сотен побывали в космосе, но только немногим более ста справились с кругосветным путешествием на яхте в одиночку.

История

Когда в 1969 году состоялась первая подобная регата, из девяти стартовавших яхтсменов до финиша добрался только британец Робин Нокс-Джонсон (один участник потерпел кораблекрушение, другой сошел с ума и покончил с собой, а шесть оставшихся отказались от борьбы). «На борту бывает страшно, бывает одиноко, бывает грустно. Чтобы подготовиться к этому, я занимаюсь с психологом, который, кстати, также работает с футбольным клубом «Лестер Сити», чемпионами Англии, — говорит Алекс Томпсон. — Самое сложное — научиться быстро засыпать в любых условиях. Например, когда вокруг бушует шторм, но тебе нужен отдых, а значит, надо бросить штурвал и уснуть хотя бы на 20 минут».

После регаты 1969 года одиночные кругосветки не проводились более десяти лет. Следующим соревнованием такого формата стала гонка BOC Challenge, появившаяся на свет в 1982 году и под разными названиями — Around Alone, Velux 5 Oceans — просуществовавшая до 2011-го. В ней, кстати, принимал участие Федор Конюхов.

Сегодня единственной одиночной кругосветной регатой является Vendee Globe. С 1989 года в ней поучаствовали 138 человек (71 финишировал, три погибли). Для Алекса Томпсона Vendee Globe 2016 станет уже четвертой в карьере.

Формат

Правила регаты запрещают яхтсменам ступать на землю, а также заходить в порты и доки. Весь ремонт должен осуществляться в море с помощью имеющихся на борту материалов. В качестве исключения допускается помощь одного участника регаты другому. Однажды такая помощь уже спасла Алексу жизнь: «В 2006 году на 33-й день одиночной кругосветки Velux 5 Oceans моя яхта во время шторма потеряла киль и стала тонуть. До берега было около 1000 миль, и ситуация была очень серьезной. Тогда один из моих соперников, Майк Голдинг, развернул свою яхту и вернулся на 100 миль, чтобы подобрать меня из центра шторма. Он спас мне жизнь, но через три часа непогода сломала мачту и на его яхте. С тех пор мы с ним большие друзья». Кстати, затонувшая в тот злополучный день яхта Томпсона была обнаружена в феврале этого года — спустя десять лет после аварии. Продрейфовав около 20 000 километров, она была выброшена на берег Патагонии.

Режим

Чтобы адаптироваться к ритму жизни в море, за два месяца до старта Алекс начинает жить по безумному графику: 3–5 часов бодрствования, затем 20–40 минут сна. На более долгий срок оставить яхту без управления Алекс не сможет, даже несмотря на наличие систем, звуковым сигналом предупреждающих о приближении других судов и айсбергов. «На суше жить в таком ритме даже сложнее, чем в море, потому что заставлять себя вылезать из постели по несколько раз за ночь — то еще удовольствие».

Еда

За время гонки Алекс будет тратить порядка 7000 калорий в день — в прошлые годы на Vendee Globe он терял до 12 кг живого веса.

Маршрут
Маршрут

Регата Vendee Globe стартует и финиширует во французском городе Ле-Сабль д'Олон, столице региона Вандея (отсюда и название). Яхты выходят из Бискайского залива и через Атлантический океан движутся на юг, обходя Антарктиду и огибая мыс Доброй Надежды, мыс Льюин и мыс Горн. Чтобы снизить вероятность кораблекрушений, организаторы вынуждают участников проходить через семь своеобразных «ворот» шириной 445 миль. Это не дает яхтам заходить в воды, изобилующие айсбергами, и отдаляться от берега более чем на 1200 миль (что важно на случай спасательных операций).

«Самая интересная и одновременно сложная часть пути — так называемый Южный океан (воды вокруг Антарктиды) с его жуткими ветрами, волнами размером с 10-этажный дом, китами, айсбергами и пронизывающим холодом. Первые четыре недели регаты ты добираешься туда, проводишь там несколько незабываемых дней и с радостью покидаешь это гиблое место».

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся