Men's Health. Журнал

Киберспорт: главные герои, большие деньги и жесткие законы виртуальных игр

Киберспорт по отношению к обычному спорту уже становится примерно тем же, чем блоги и соцсети — по отношению к бумажным медиа, то есть очень серьезной многомиллионной индустрией со своими увлекательными законами и требованиями. Мы попробовали изучить некоторые из них.
CS_z.jpg

Во что играют?

Не каждая игра — киберспорт. Во-первых, нужен соревновательный элемент (люди против людей). Во-вторых, ограниченная игровая сессия (матч), так что онлайн-игры вроде World of Warcraft — не киберспорт. В-третьих, нужна глубина геймплея: чтобы игрокам было куда расти, а зрители четко видели разницу между своим и профессиональным уровнем игры.

В спортивные симуляторы и файтинги резались еще на приставках в конце 80-х; гонки и стратегии сформировали киберспорт нулевых, а сейчас совсем потеряли популярность. Главный тренд последних лет — жанр «боевая арена», где играешь за одного героя с уникальными способностями. Это Dota 2, League of Legends и другие игры. Причина популярности — командные матчи 5 на 5 с четким распределением ролей, они очень напоминают традиционный спорт.

Популярны и шутеры — опять же командные. Классика — Counter-Strike, все равны, стреляй и кидай гранаты. В Call of Duty и Rainbow 6 Siege уже есть классы с разными способностями, а в Overwatch вообще 29 героев и навык стрельбы не так важен. Совсем свежий жанр — Battle Royale: 50–100 человек на громадной карте, и каждый сам за себя; командной работы нет, зато играть жутко интересно. Это Fortnite и PUBG.

CS_1.jpg

Больше всего впечатляют финалы чемпионатов мира по League of Legends: они собирали по 40 тысяч человек на футбольном стадионе в Сеуле и олимпийском — в Шанхае

Как проводят турниры?

Как и в традиционном спорте, тут множество совершенно не похожих друг на друга игр. Единой мировой организации киберспорта нет, и в разных дисциплинах соревнования проводят по-разному — так, как разработчикам и инвесторам кажется наиболее выгодным.

Больше всего впечатляют финалы чемпионатов мира по League of Legends: они собирали по 40 тысяч человек на футбольном стадионе в Сеуле и олимпийском — в Шанхае. Увидев церемонию открытия, непосвященный человек действительно может спутать ее с Олимпиадой. Помимо живого оркестра и хореографии на финалах выступают популярные исполнители (были даже Imagine Dragons), а на огромных экранах стадиона можно увидеть дополненную реальность: 3D-анимацию накладывают на лайв-трансляцию, подстраивая тени и траекторию движения.

В League of Legends есть и регулярные чемпионаты: команды играют целый сезон, и лучшие в конкретном регионе (США, Европа, СНГ, Корея, Китай) в итоге и отбираются на ежегодный чемпионат мира. В последнее время игра переходит на систему наподобие НБА и НХЛ: закрытые лиги, где место и бренд нужно покупать, а доходы делятся между участниками. Франшизы в США, например, выкупались инвесторами за 10–13 миллионов долларов.

Лига Overwatch стартовала в этом сезоне сразу на основе франшизной системы. Цена на место в лиге начиналась от 20 миллионов долларов, поэтому владельцы франшиз в OWL либо миллиардеры-магнаты (Роберт Крафт, владелец клубов NFL и MLS), либо крупнейшие компании в индустрии (китайский стриминговый сервис Huya заработал 336 миллионов за 2017 год, а в начале 2018-го получил инвестиции на миллиард долларов). Франшизы команд привязаны к городам — по большей части американским, но есть и команды из Кореи, Франции и Англии. Игры пока проходят на одной арене в Лос-Анджелесе, но в планах уже домашний стадион в каждом городе-хозяине и международные перелеты на матчи.

В Dota 2, CS: GO и Fortnite ситуация ближе к анархии нулевых, когда геймеры сначала проходили квалификации в онлайне, а потом собирались в одном зале с компьютерами (и кто-то это даже смотрел). Разница в том, что теперь на такие турниры приходят тысячи людей. Например, российские турниры серии Epicenter собирают по 10 тысяч человек в Ледовом дворце «ВТБ Арена» (да, прямо в центре Москвы, а ты думал, что на киберспорт ходят только американцы и азиаты?).

Относительная нерегулярность матчей компенсируется размахом события: ивент идет несколько дней, в перерывах можно закупиться мерчем (магазины с игрушками, футболками, сувенирами — прямо в здании), перекусить и попить энергетиков, взять автографы, сфотографироваться с косплеерами. И таких классных турниров — до десяти в год по всему миру.

CS_players.jpg Слева направо: Алексей Solo Березин, Роман Resolution Фоминок, Тайлер Ninja Блевинc, Ярослав PashaBiceps Яжомбковски, Ли Faker Сан Хёк
Кого нужно знать?

1. Алексей Solo Березин

  • Dota 2
  • Virtus.pro
  • 28 лет

Капитан сильнейшей команды из бывшего СССР. В 2013 году попался на ставке против своей команды на смешной сумме, выиграв $322 — эта цифра стала мемом даже за рубежом. Solo взял на себя всю вину, получил годовой бан на участие в крупнейшей серии турниров, стал много стримить и влюбил в себя все СНГ-сообщество. Алексей мог бы остаться стримером и зарабатывать хорошие деньги, но хотел побеждать. В следующие два года Solo сменил несколько недолговечных составов, вывел среднюю команду Vega Squadron на новый уровень и получил приглашение в Virtus.pro. С инвестициями Алишера Усманова организация планировала создать суперкоманду, и Solo сформировал состав, который практически сразу стал выигрывать титулы.

Сейчаc Solo — самый успешный российский киберспортсмен с общими призовыми $1,4 млн.

У него красавица-жена, личный Mercedes, а в октябре Алексей снялся в рекламе Gillette.

2. Роман Resolution Фоминок

  • Dota 2
  • Forward Gaming
  • 22 года

В 14 лет парень из Никополя один уехал в Киев, чтобы оказаться поближе к киберспортивной тусовке. Там он стоял за спинами профессиональных дотеров, наблюдал за их игрой и носил им воду (не шутка). В 17 Роман уже считался одним из самых талантливых игроков СНГ, а в 19 поехал в Америку — играть за не самую крутую по именам команду Digital Chaos. В том же сезоне DC сенсационно заняла второе место на The International 2016 и выиграла $3,5 млн долларов. Это был прыжок выше головы, и команда просуществовала еще полгода, а затем распалась. Романа звали СНГ-команды, но Resolution отмечал, что американский и европейский менталитет ему ближе. Сейчас дотер снова играет за крепкую, но не топовую команду Америки, где он главная звезда.

Роман готов к новым вызовам: он путешествует, качается и бегает дистанции 10 километров, но не собирается ставить все на карту успеха в киберспорте.

По его словам, ему приятнее играть с друзьями, нежели с сильными, но не подходящими ему людьми.

3. Тайлер Ninja Блевинc

  • Fortnite
  • Luminosity Gaming
  • 27 лет

Ninja — один из самых популярных людей… нет, не в киберспорте. В мире. В мае этого года он обогнал Криштиану Роналду по количеству взаимодействий с подписчиками; самих фолловеров в соцсетях у него было чуть меньше, чем у Хабиба Нурмагомедова (4 млн против 4,6). Ninja собирал 600 тысяч человек на стриме (это рекорд платформы Twitch) вместе с Дрейком, а потом побил эту цифру в одиночку, транслируя свою игру c обычными фанатами прямо с арены в Лас-Вегасе.

В месяц со стримов Ninja зарабатывает около $500 тысяч.

Раньше он привлекал публику развязными шутками, а теперь даже не матерится, ведь его стримы смотрят дети, и в том числе с родителями. Его харизма умножилась на популярность Fortnite, в которую уже играет более 125 млн человек. Ninja уже больше стример, чем спортсмен, но опыт игры в Halo позволяет ему принимать участие в крупных турнирах Fortnite и выступать там на уровне чуть ниже среднего. Такова новейшая тенденция киберспорта.

4. Ярослав PashaBiceps Яжомбковски

  • Counter-Strike
  • Virtus.pro
  • 30 лет

PashaBiceps Яжомбковски — Бекхэм от Counter-Strike. Ему идет четвертый десяток, он на явном игровом спаде и не выигрывал ничего серьезного уже почти два года, но при этом он остается самым узнаваемым игроком сцены CS.

Во-первых, Яжомбковски громил соперников еще в CS 1.6 в нулевых и был членом Golden Five, польской суперзвездной пятерки, которая выигрывала каждый второй турнир.

Во-вторых, с ним Virtus.pro в 2014–2017 годах была одной из сильнейших команд мира.

В-третьих… просто посмотрите, как он выглядит. Это сейчас хорошая форма для киберспортсмена уже не редкость — организации обеспечивают игроков хорошим питанием, тренажерами и диетологами. А еще несколько лет назад Ярослав рвал стереотипы о щуплых геймерах. Сейчас он снимается в рекламе, на его стрим-канале почти миллион подписчиков, он воспитывает двоих детей и построил дом для семьи. Сам Ярослав знает, насколько важна семья: в 18 лет его мама уехала в Германию и оставила сына одного в деревне со словами «не пропадешь». Пробиться наверх ему помог Counter-Strike.

5. Ли Faker Сан Хёк

  • League of Legends
  • SK Telecom
  • 22 года

Не думай, что все киберспортсмены ведут красивую жизнь или строят семью. Ли Сан Хёк — полный интроверт.

Из его редких интервью мы знаем, что он может жить на 8 баксов в месяц (при годовой зарплате в $4,5 млн), не покупает дорогую еду или одежду и никогда не встречался с девушкой.

Он переписывается с поклонницами на стримах, но не хочет отрываться от постоянных тренировок. Зато перед важными турнирами с ним сидит бабушка и даже дает советы по игре. При этом Faker — величайший игрок в истории самой популярной игры мира. О нем пишут даже в китайских учебниках как о примере трудолюбия. К 22 годам он три раза становился чемпионом мира и один раз приходил вторым, а также дважды выигрывал MSI (Межсезонный турнир, второй по значимости после чемпионата мира). Если PashaBiceps — Бекхэм, то Ли Сан Хёка сравнивают с Лионелем Месси: закрытым, но безумно талантливым.

Кто инвестирует в киберспорт?

В первую очередь производители компьютерной техники (HyperX, NVidia), энергетиков (Monster Energy, Red Bull, Adrenaline Rush) — для них аудитория киберспорта целевая. Операторам связи киберспорт тоже интересен: Tele2 и Yota спонсируют турниры, «Мегафон» стал партнером Virtus.pro (команды даже сменили традиционные оранжево-черные цвета на фиолетово-зеленые), а МТС напрямую купил организацию Gambit.

Банки — относительно новый игрок на рынке. Visa спонсировала топовую команду по Counter-Strike — SK Gaming, а Tinkoff и «Почта Банк» представили уникальные карты для геймеров.

Производители фастфуда и газировок проводят целые кампании по привлечению клиентов. Coca-Cola выпускала лимитированную серию бутылок с героями League of Legends, а сейчас регулярно организует что-то вроде пабстомпов, только вместо бара — кинотеатр, а вместо пива продают кока-колу и уникальные сувениры. McDonald’s разыгрывал золотые карточки (сертификат на бесплатные заказы) на турнирах и придумывает тематическую рекламу. KFC запускает в Китае тематические фуд-корты: внутри арты из League of Legends, а названия блюд встроены в сюжет игры.

Киберспорт привлекает даже автоконцерны. Ядро аудитории сейчас — молодые люди от 14 до 34 лет; вчерашние школьники уже берут первые кредиты, и такие компании, как Audi и Mercedes-Benz, заранее закладывают лояльное отношение к бренду. Первая — постоянный спонсор команды номер один в CS:GO, датской Astralis, а вторые представили одну из самых удачных интеграций в киберспорт вообще: на турнирах ESL по Dota 2 самый ценный игрок турнира получает Mercedes.

Адаптацию ролика Grow Up под киберспорт геймеры восприняли как постиронию. Mercedes будто говорит: «Мы уважаем твои игры, но пора взрослеть и покупать наши автомобили».

В киберспорт вложился даже Майкл Джордан (купил акции материнской компании топовой американской организации Team Liquid). Джереми Лин давно перестал играть в НБА, зато в дальновидности опередил Джордана — стал партнером китайской организации Vici Gaming еще пару лет назад и сейчас имеет уже два состава по Dota 2 под тегом VG.J. А Канье Уэст и Дрейк в этом октябре купили акции 100 Thieves: не столько ради результатов, сколько из-за хайпа вокруг самого бренда и его линеек одежды.

CS_2.jpg

Боевые арены — Dota 2, League of Legends — самые зрелищные для понимающего зрителя, а вот новичок попросту не поймет, что происходит на экране

Как это смотреть?

Ну что, уже жалеешь, что не поймал тренд раньше? За лучшие места на рынке бороться уже поздно, но у тебя еще есть возможность открыть, например, киберспортивный бар. Таких заведений сейчас правда не хватает, а научиться кайфовать от шикарного шоу не поздно никогда.

Проще всего вписаться в симуляторы спорта (FIFA, NBA2K) и шутеры (Counter-Strike, Call of Duty, Rainbow 6). Но симуляторы как раз тот случай, когда лучше посмотреть реальный спорт или поиграть самому. Смотреть за копией футбола попросту скучно, если ты сам не в игре с головой, да и аудитория у симуляторов соответствующая. Шутеры куда интереснее: во-первых, там играют не одиночки, а команды, а распределение ролей и внутренняя химия интересны сами по себе. Во-вторых, на профессиональном уровне огромное значение имеет тактика, так что при погружении игра не надоедает, а привлекает еще сильнее.

В PUBG и Fortnite легко начать играть, а вот смотреть — не очень. Борьбу сотни человек за выживание на огромной карте попросту сложно показывать, и чисто спортивного накала там не много: на поздних стадиях игры геймплей скорее напоминает прятки.

Боевые арены — Dota 2, League of Legends — самые зрелищные для понимающего зрителя, а вот новичок попросту не поймет, что происходит на экране. В таких играх по сотне предметов и героев с уникальными способностями, поэтому, чтобы разобраться, понадобится играющий друг или очень много свободного времени. У Overwatch с его тремя десятками персонажей те же плюсы и проблемы.

Учитывай также, что в разных частях света популярны разные игры. Если ты вдруг живешь в США и Западной Европе, то выбирай из League of Legends, Overwatch, Fortnite и Rainbow 6. А вот в СНГ, по сути, существуют всего две игры: Dota 2 и Counter-Strike. Именно их у нас имеют в виду, когда говорят о киберспорте.

Ближайший мейджор (турнир с призовым в $1 млн) по «Доте» пройдет в Китае и стартует 19 февраля, а мейджор по Counter-Strike — в Польше 14 февраля. В тот же день за океаном, в Лос-Анджелесе, начнется второй сезон Overwatch League. А для главных турниров мира — World Championship по «Лиге легенд» и The International по «Доте» — придется подождать до конца лета — начала осени.

Платить за просмотр не нужно, киберспортивная аудитория привыкла к доступному контенту. Трансляции всех важнейших событий доступны на twitch.tv в соответствующих разделах.

Сколько зарабатывают киберспортсмены?

Ты, конечно, слышал, что профессиональные игроки зарабатывают огромные суммы, но короткий ответ на вопрос «Сколько?» никто не даст. Доход зависит, во-первых, от самой игры: разные дисциплины популярны в разной степени, во-вторых — от региона (в какой-то части света одна игра может быть значительно популярнее другой, в-третьих — от индивидуальных качеств (харизматичному игроку будут охотнее предлагать рекламные контракты и больше платить за трансляции личных игр). Доход киберспортсменов идет из нескольких источников, причем один из них может серьезно преобладать над другими.

1. Зарплата

Киберспортсмены получают меньше, чем звезды НБА, НХЛ и главных футбольных лиг. Самый большой контракт в мире имеет трехкратный чемпион мира по League of Legends Ли Faker Сан Хёк —$4,5 млн в год; для сравнения: Александр Овечкин получает 10 млн, Криштиану Роналду — 34 млн, ЛеБрон Джеймс — 35 млн. А вот с парнями попроще можно сравнивать. Например, средняя зарплата в американской закрытой лиге по League of Legends — $320 тысяч в год, примерно столько же, сколько в MLS (там, где играл Бекхэм, а теперь Ибрагимович с Руни), в закрытой лиге по Overwatch — около $100 тысяч, в Call of Duty — около 80. В Польше Counter-Strike по просмотрам наравне с футболом и далеко впереди других видов спорта, поэтому лучшие польские стрелки получают до $300 тысяч в год. Похожий оклад в Counter-Strike имеют бразильские и шведские звезды; в СНГ верхняя планка пониже — около $150 тысяч, но игроки обычных команд уже получают около 25 тысяч. Цифры в Dota 2 поменьше, но похожи: от 100 до 150 тысяч долларов для супертопов, 50 — для мощных претендентов, у заметных андердогов — те же 25 тысяч. Правда, зарплаты для дотеров не главное.

2. Призовые

Взгляните на топ киберспортсменов с наибольшим заработком на карьеру. Топ-500 начинается с $180 тысяч, а дотеры занимают в нем первые 52 позиции, и лишь потом идет тот самый Faker. Дело в том, что призовой фонд The International — чемпионата мира по Dota 2 — формируется самой аудиторией «Доты», которая покупает привязанные к турниру тематические внутриигровые предметы и бонусы; 25% от таких покупок идет в общий пул. Компания-разработчик Valve предоставляет всего 1,6 млн на старте, но итоговая сумма уже четыре года подряд превышает $20 млн, и это значит, что дотеры тратят более 100 млн на любимую игру. Турниры в течение года приносят гораздо меньше ($1 млн, иногда $1,5 млн призового), но в модели со свободной конкуренцией между организаторами турниров все равно крутится больше денег, чем в системе регулярных лиг под контролем разработчиков (Blizzard, Riot). Похожую модель предлагает Fortnite; эта игра делает первые шаги в киберспорте на волне мирового успеха. Денег у Epic Games очень много, сейчас Fortnite в принципе самая популярная в мире: в нее играют Месут Озил, Антуан Гризманн, Дрейк и Трэвис Скотт. В мае Epic Games пообещала потратить $100 млн  на призовые в сезоне-2018/19 и пока держит обещание.

3. Стримы и реклама

Стримы могут приносить прогеймерам до $20 тысяч в месяц и более (если они стримят регулярно), а в Китае — в два раза больше. Сумма складывается из зрительской платы за подписку, донатов, рекламных вставок и баннеров и прямых отчислений от стриминговой платформы. Известны случаи, когда игроки просто оставляют попытки добиться чего-то в киберспорте и сосредотачиваются на стриминге.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся