Men's Health. Журнал

Киберспорт: когда геймеры обойдут по гонорарам футболистов

В этом спорте не нужно забивать голы или тягать тяжести. Для победы достаточно разрядить в соперника обойму или вырезать всю его расу. Многократный чемпион турниров по StarCraft II Александр Bly Свисюк объяснил нам природу киберспорта.
Александр Bly Свисюк
Александр Bly Свисюк
Дата рождения: 22.01.1989
Рост: 182 см
Вес: 76 кг
Команда: Expert
Достижения: победитель WCS Ukraine и ESWC Ukraine (2012), серебряный призер DreamHack Open: Bucharest (2012), WCG Ukraine (2012), DreamHack Open: Leipzig (2016), WESG Ukraine (2016)

Все 19 лет существования Men’s Health в России мы пытались не замечать очевидного. Мы молчали, когда в 2001 году кибер­спорт признали в нашей стране, и с трудом сдерживались, когда пятью годами позже Вячеслав Фетисов лишил его официального статуса. Однако в 2016 году соревнования по компьютерным играм снова включили в российский реестр видов спорта, и на сей раз ясно: это навсегда — с растущей популярностью, многомиллионными призовыми и армиями фанатов киберспорт больше нельзя игнорировать.

«Если посмотреть по сообществам в соцсетях, то уже сейчас самые популярные команды на территории СНГ — не футбольные «Зенит» и «Спартак», а кибер­спортивные Natus Vincere и Virtus Pro, — констатирует Александр Bly. — Идет настоящий бум. Если лет десять назад призовой фонд в $100 000 казался для кибертурниров нереально большим, то в прошлом году прошел чемпионат, на котором разыграли $20 миллионов, и это уже никого не удивило. Лично я уверен: лет через восемь киберспорт станет олимпийским видом, а через 10–15 лет топ-игроки по зарплатам догонят звезд футбола».

Что ж, если разобраться, то это не так уж и плохо, потому что вряд ли на этой планете есть соревнования демократичнее. Если ты хочешь преуспеть в конькобежном спорте, переезжай в Голландию или хотя бы в Коломну. Спишь и видишь себя на пьедестале этапа Кубка мира по горным лыжам? Ищи жилье в Альпах или в Сочи. Ну а любишь ходьбу — уезжай в Саранск. В любом спорте, чтобы тренироваться и соревноваться с лучшими, надо быть к ним поближе.

В виртуальных соревнованиях это правило отменяется. Ты можешь сидеть на своем диване в совхозе «Московском» и одновременно сражаться с чемпионом мира — для тренировок топ-спортсмены регулярно играют онлайн. Так что если мечта футболиста-любителя выйти на поле с Криштиану Роналду скорее всего никогда не сбудется, то в виртуальном мире возможно все. Как ты понимаешь, и для тренировок покидать свое жилище не обязательно.

1. Тренировки и турниры

«Для поддержания формы достаточно играть три-четыре часа в день, но когда я готовлюсь к турниру, то тренируюсь по 12–14 часов, — говорит Bly. — Я провожу спарринги со знакомыми сильными игроками из разных стран или просто играю онлайн. Если на турнир надо лететь на другой конец света, постепенно изменяю свое расписание, подстраивая организм к нужному часовому поясу».

Кроме онлайн-турниров, киберспорт предлагает и более близкий к обычному спорту формат, когда соперники сидят друг напротив друга на сцене, а болельщики следят за ходом матча на больших экранах с трибун. Такие турниры всегда престижнее и денежнее, поэтому на них приезжают звезды со всего мира.

«Призовые в онлайн-турнирах начинаются с $50 и доходят до $10 000. В офлайне же суммы выше в несколько раз: например, на Dreamhack Leipzig в прошлом году я за второе место получил $8000, и это далеко не предел. Впрочем, приезжать на такие турниры я люблю не только из-за денег — на них всегда царит особая атмосфера. В этом плане мне больше всего нравится проходящий в Швеции Dreamhack Jonkoping, на который собирается по пять тысяч человек, и три ангара на выходные превращаются в один огромный компьютерный клуб, где все тусуются».

  • $892 800 000 составил в 2016 году мировой объем рынка киберспорта. К 2018 году ожидается, что он достигнет уровня $1,1 млрд
  • 213 800 000 зрителей посмотрели соревнования по киберспорту в 2016 году. 85% аудитории — мужчины
  • $1 960 000 заработал за прошлый год 25-летний игрок из США Саахил Арора
  • 5 лет средний игровой стаж наиболее высокооплачиваемых киберспортсменов*
  • 2014 год Российский государственный университет физической культуры и спорта, молодежи и туризма открыл обучение по специализации «Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта)»

* Статистика предоставлена eSPORTconf

Александр Bly Свисюк

2. Таланты и техника

Глобально игровой мир поделен между командными играми (League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive, Dota2 и, в меньшей степени, World of Tanks), а также соло-дисциплинами (Hearthstone и StarCraft II). Подвинуть этих лидеров сложно, но в прошлом году вышел командный шутер Overwatch, который только за первый месяц продаж разошелся тиражом более десяти миллионов копий. Вполне возможно, скоро он дорастет до отдельной дисциплины.

Что же касается игроков, то тут все мечтают заставить подвинуться корейцев, доминирующих чуть ли не во всех играх. «Кроме стратегического мышления залог их успеха в скорости реакции и скорости кликов, — разводит руками Bly. — Реакцию существенно не ускоришь, а вот приучить пальцы работать быстрее — вполне реально. Для этого надо просто как можно больше кликать, тогда в момент накала борьбы твои руки справятся с поставленной задачей быстрее, чем руки соперника».

Если тебе интересно, как еще можно из обычного игрока вырасти в кибер-Пеле, то вот какие советы дает на этот счет Bly: «Сейчас существует множество онлайн-трансляций поединков профессиональных игроков (ищи их на Teamliquid.net / Goodgame.ru). Все, что нужно начинающему киберспортсмену, — это смотреть их и пытаться запоминать стратегии победителей, причем я советую копировать агрессивные стратегии, так как чем короче игра, тем меньше шансов допустить ошибку. Также можно нанять себе тренера (как правило, бывшего игрока)». Ну а дальше все в твоих руках: почувствуешь в них силу, заявляйся на турниры, только не забудь купить подходящую технику.

«За свою карьеру я сменил три компьютера, и сейчас у меня Acer Aspire Nitro V17, причем как ноутбук я использую его, только когда езжу за границу, обычно же он мне заменяет системный блок (процессор i7 тянет все, что мне надо). Мышь и коврик у меня — Logitech, а клавиатура — Filco. Впрочем, все это индивидуально, каждому надо самому подбирать себе самый удобный вариант».

Дальше — больше

«Прошлый год можно с уверенностью назвать годом ренессанса в киберспорте. Огромные аудитории (чемпионат мира по League of Legends собрал более 43 млн уникальных зрителей, что сравнимо с финалами NBA), бешеные призовые (на последнем The Inernational разыграли больше $20 млн, из которых целых девять ушло победившей команде), появление новых спонсоров, скупка киберспортивных команд крупными игроками из «традиционного» спорта, включая суперзвезд вроде Шакила О'Нила, дорогостоящие трансферы... Новые инвестиции придали индустрии толчок, который она не видела с момента своего зарождения, благодаря чему киберспорт начал активнее привлекать к себе внимание. Все это выразится миллиардным оборотом уже в 2017 году (по прогнозам SuperData). Ну а публику ждет новый вид развлечения. Будущее наступило!»

Геворг Акопян, руководитель по коммуникациями компании Riot Games в России и СНГ

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся