Men's Health. Журнал

Сальто под газом: все о мотофристайле с Алексеем Колесниковым

Алексей Колесников стал первым профессиональным мотофристайлером в России и добился успеха на мировой арене. Он знает все про то, как делать смертельно опасные трюки на высоте трехэтажного дома в обнимку со 100-килограммовым мотоциклом. И готов рассказать об этом тебе.
Алексей Колесников

Алексей Колесников

Прозвище: Калаш
Возраст: 30 лет
Рост: 180 см
Вес: 78 кг
Родился и живет: Коломна, Московская область
Обладатель Кубка России по эндуро 2005-го, чемпион России по ралли-рейдам, бронзовый призер этапа чемпионата мира по фристайл-мотокроссу в 2009 году в Риге

Про фристайл-мотокросс

Колесников о том, как родился его вид спорта и во что он превратился.

1. Брат-акробат

Что такое мотокросс, ты, скорее всего, хорошо представляешь. Легкий мотоцикл с большими ходами подвески и зубастой резиной, кольцевая земляная трасса с подъемами, спусками, канавами и трамплинами и гонка на время с одновременным стартом спортсменов. Фристайл-мотокросс — детище обычного мотокросса: гонщики во время соревнований делали простейшие трюки, чтобы завоевать симпатии зрителей. Так и повелось. Сейчас это отдельный вид спорта, суть которого заключается в выполнении акробатических трюков во время прыжков с трамплинов, причем главный критерий оценки выступления атлета — сложность и техничность демонстрируемых моментов.

2. Подъем с переворотом

Во фристайл-мотокроссе хватает зрелищных трюков, но среди них есть два наиболее ценных, они должны быть в арсенале любого мотофристайлера мирового уровня. Их можно и нужно усложнять дополнительными элементами. Это backflip — сальто назад вместе с мотоциклом и whip — разворот мотоцикла боком в горизонтальной плоскости. По большому счету, фристайл-мотокросс начал развиваться, тольк­о когда леген­дарный Калеб Уайет первым (в 2002 году) выполнил бэкфлип на полноразмерном мотокроссовом мотоцикле. К этому трюку фристайлеры шли более 10 лет. Я впервые сделал бэкфлип в 2008 году. Frontflip, то есть сальто вперед на мотоцикле, тоже можно исполнить, но это уже высший пилотаж. На соревнованиях фронтфлип впервые успешно показал в 2011 году американец Джексон Стронг.

3. По коням

Фристайлеры обычно выступают на 250-кубовых кроссовых мотоциклах. На 125-кубовом трюки выполнять проще, так как он легче, но ему не хватает мощности для набора нужной для прыжка скорости на стандартном трамплине. Для фристайла стоковый мотоцикл обычно дорабатывают: ставят сиденье поменьше, чтобы оно не мешало выполнять вращения телом над мотоциклом, а также уменьшают ширину руля, чтобы было проще делать над ним махи ногами. В принципе, больше ничего менять не надо — подвеска и двигатель у топовых кроссовых мотоциклов вполне подходят и для фристайла.

4. Дорога на небо

Базовый трамплин для прыжков во фристайл-мотокроссе — высотой 2,5 м, изготавливается из просечного металлического листа. А взлетаем мы с его помощью на 13 м. Приземление производится на большую кучу земли (4 м высотой, 5–6 м шириной), которая сбоку в двухмерной проекции выглядит как трапеция. При прыжке кучу надо перепрыгнуть, чтобы приземлиться на дальний от рампы скат — при недолете ты опускаешься на плоскую часть холма, а это всегда жесткая посадка, чреватая травмами.

5. Сообразили на троих

Главных соревнований во фристайл-мотокроссе три: Red Bull X Fighters, летние X-Games и собственно чемпионат мира. Я регулярно выступаю на этапах чемпионата и даже попадал там в первую тройку (в 2009 году в Риге). Но ЧМ — это по большому счету европейская история, а главная борьба во фристайл-мотокроссе разворачивается в Америке. Поэтому я горжусь тем, что в 2010 году меня пригласили на этап самого главного для американской тусовки чемпионата Red Bull X Fighters.

Жертвы мотофристайла

В таком виде спорта нельзя обойтись без потерь. Посмотри, как заплатили за победы лучшие из лучших.

Джереми Ласк, 25 лет

Достижения: трехкратный чемпион X-Games
Погиб в 2009 году на соревнованиях по фристайл-мотокроссу в Коста-Рике.

Ейго Сато, 34 года

Достижения: 3-е место в чемпионате Red Bull X Fighters 2009, 5-е место в чемпионате Red Bull X Fighters 2012.
Погиб в 2013 году, выполняя трюк во время тренировки. Ейго Сато принимал участие в московском этапе Red Bull X Fighters 2010 вместе с Алексеем Колесниковым.

Алексей Колесников

К барьеру

В мире много мотофристайлеров, которые выполняют сложнейшие трюки на тренировках, но на соревнованиях повторить их не могут. Алексей Колесников о том, как он работает над собой, чтобы смочь все.

1. Мотокросс

Мотокросс — это обязательная школа. Фристайл-райдеров, прошедших мотокросс, легко отличить — они «накатанные», чувствующие мотоцикл. Я до сих пор езжу по кроссовым трассам в качестве тренировки, у меня даже есть отдельный мотоцикл для этих целей. Благодаря таким тренировкам я все время чувствую себя в тонусе, без такой подготовки на серьезных соревнованиях вроде X Fighters делать нечего. На топовых соревнованиях большое количество трамплинов, поэтому ты должен дышать так же, как в мотокроссе, и так же тяжело работать на мотоцикле.

2. Форма

Идеальная физическая форма — это базовое требование к мотофристайлеру. Я тренирую все: и силу, и выносливость, и гибкость. Причем делаю это постоянно, для нас потеря формы чревата серьезными последствиями. Если бегун медленно пробежит стометровку, его пожурит тренер, если я не докручу бэкфлип, то с большой вероятностью сломаю себе шею. С другой стороны, если ты тренируешься столько, сколько нужно, и так, как нужно, то мотофристайл максимально безопасен. Я знаю много ребят, которые давно соревнуются почти без травм. Да и у меня ничего серьезного не было: ломал ребра, пальцы, была проблема с голеностопом — вот и все.

3. Отдых

У нас есть такое понятие, как «перекат»: от интенсивных тренировок мозги перегружаются, и ты начинаешь делать ошибки на ровном месте. Почувствовал усталость? Смени вид деятельности. Я, например, пересаживаюсь на аквабайк, делаю на нем какие-то трюки, ныряю, а мозги тем временем отдыхают и упорядочивают наработанные навыки. А вот если при «перекате» я просто валяюсь на диване, то восстанавливаюсь гораздо дольше.

Колесников о первых шагах к мото-фристайлу

Тяга к трюкам

Дедушка мотофристайла — это BMX, многие трюки в мой вид спорта перешли из него. Так вот, я в детстве вовсю катался на BMX, хотя и представить себе не мог, что когда-нибудь буду заниматься фристайл-мотокроссом. Кстати, я и сейчас люблю попрыгать на велосипеде.

Кросс с препятствиями

Мотокроссом я начал заниматься с 12 лет, ездил на молодежные кубки страны. Уже тогда понял, что это моя судьба. Затем немного сменил профиль — занялся многодневными гонками. Легко не было никогда. Например, когда учился в политехническом институте, зарабатывал на мотокросс на строительном рынке — продавал саморезы и плиточный клей.

Нарушитель границы

Во фристайл я попал, потому что мне хотелось сделать что-то такое, чего еще никто до меня не делал. Вернее, я в него не попал, а создал его в России с нуля. Я насмотрелся иностранных видеокассет с мото­фристайлом и начал делать какие-то примитивные трюки на мотокроссовых трассах — отпускать руль, убирать ноги с педалей. Мне все говорили, брось это дело, посмотри, насколько высок уровень за границей. Затем я сварил первую рампу, начал серьезно тренироваться, пробовать первые трюки, и вот теперь у меня собственная школа фристайл-мотокросса в Коломне.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся