Men's Health. Журнал

Самая длинная в мире горнолыжная гонка: репортаж МН

25,6 километров горнолыжных спусков с суммарным перепадом высот в 6400 метров — такова трасса самой длинной в мире горнолыжной гонки Schlag das Ass. Корреспондент MH Роман Чудный принял участие в рекордном заезде и передает с финиша свой рассказ.
Роман Чудный
Роман Чудный
Инструктор по горным лыжам в спорткомплексе «Кант» (Москва) и тренер по кроссфиту cпортивно-оздоровительного клуба Klokov & Bazateam, имеет первый взрослый разряд по горным лыжам. Призер чемпионатов и кубков Москвы по горным лыжам, призер международных чемпионатов и первенств России по кроссфиту.

На старте

На часах 8:30 утра. Я стою на той же площадке на вершине горы, что и вчера, когда знакомился с местными спусками. Погода та же, место то же, но атмосфера за сутки изменилась. Вместо альпийской тиши и покоя — толпы и предстартовая нервозность.

Сегодня на гонку выйдет 470 участников из 12 стран. И я буквально чувствую, как натянуты нервы моих соперников. Вот парочка австрийцев в десятый раз проверяет инвентарь, вот какой-то француз возбужденно доказывает что-то своему тренеру, а вон немец с красным лицом жадно глотает пиво (соревнования любительские, и дышать в трубочку тут никто не заставляет). Любой, кто хоть раз выходил на старт соревнований, знает это состояние возбуждения, когда тебя буквально заливает адреналином.

Шум толпы заглушает монотонный отсчет на немецком языке. У каждого из нас на ноге — датчик для фиксации времени. Группы по 20 лыжников стартуют через каждые две минуты; у меня на груди номер 64, и это значит, я начну гонку в четвертой группе. Не так уж плохо: трассу еще не успеют сильно разбить. Впрочем, до трассы еще предстоит добежать.

Между точкой старта и началом первого спуска — отрезок примерно в 150 метров, который нужно преодолеть «коньком», причем в гору. Еще вчера я запланировал не слишком усердствовать на этом участке, поберечь силы для остальной дистанции. Но чем ближе старт, тем крепче мое желание с первых же метров рвануть вперед, чтобы достать тех, кто уже вступил в гонку.

Эти же чувства, похоже, захватили и остальных — каждый пытается занять место на старте получше, не стесняясь толкаться с соседями. Вот какой-то парень в ярко-красном комбинезоне, бесцеремонно наступив мне на лыжу, занимает место впереди. Я смотрю на него, смотрю на оставшуюся на лыже царапину и решаю не откладывать месть в долгий ящик.

В следующую секунду моя палка оказывается на его креплении, и когда раздается сигнал на старт, я отстегиваю лыжу хама и резво набираю скорость, пока он соображает, что произошло. В моих коротких слаломных лыжах бежать вверх по склону гораздо проще, чем в лыжах для супергиганта или скоростного спуска, а ведь у большинства участников именно такое снаряжение.

У меня тоже есть профессиональные (или, как их еще называют, «цеховые») лыжи для «гиганта», но я их оставил в Москве — понадеялся найти подходящее оборудование в прокате на месте. И прогадал. Столь специфический инвентарь у простых отдыхающих популярностью не пользуется, «цеховых» лыж в прокатах мало, и все, что были, разобрали до меня более резвые участники Schlag das Ass.

Так что доставшиеся мне в результате Rossignol Hero Elite ST хороши всем, кроме одного: их специализация — слалом с поворотами радиусом в 13 метров. А большая часть трассы Schlag das Ass — это супергигант с 50-метровыми дугами поворотов. Конечно, я не пытаюсь, образно говоря, играть в большой теннис ракеткой для пинг-понга, но и шансов на победу мне такой инвентарь явно не прибавляет.

Schlag das Ass
Schlag das Ass

Эта любительская гонка на курорте Насс­фельд занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный горнолыжный заезд на земле. Проходит с 2009 года по инициативе Армина Ассинге­ра, бывшего члена сборной Австрии и 4-кратного победителя этапов Кубка мира. Все спуски в Schlag das Ass — это красные и синие трассы, так что поучаствовать может любой. Первые десять финишировавших участников получают памятные кубки. А главный приз, автомобиль BMW X1, достается тому, чье время с точностью до десятой доли секунды совпадет со средним временем финишировавших в заезде.

Оправдывая название гонки (Schlag das Ass — нем. «Побей Аса»), сам Ассингер обычно стартует первым, предлагая остальным улучшить его время. Но в 2015 году ас оказался травмирован — пришел на гонку без лыж, зато с костылями. Впрочем, народ все равно был рад его видеть. Армин — национальная звезда и даже ведет австрийскую версию шоу «Кто хочет стать миллионером?».

Рвусь в бой

Рвусь в бой

Сейчас я несусь вниз по первому участку гонки — спуску длиной 1400 метров в Гарнитцер-Альм. Ехать как хочется не позволяют расставленные по трассе ворота, их нужно объезжать, иначе — дисквалификация. Еду достаточно чисто, и увязавшиеся за мной с самого старта двое парней никак не могут сократить отставание. Ощущение погони заставляет максимально собранно закладывать поворот за поворотом, и все же к подъемнику мы приезжаем вместе.

Так как маршрут гонки проходит последовательно по нескольким трассам курорта, кроме шести спусков на пути у нас — пять подъемников. И от того, насколько быстро ты сядешь и слезешь с них, также зависит итоговое время. Борьба за каждое кресло идет посильнее, чем в политике, но стоит лыжникам рассесться, как все расслабляются и начинают мило болтать.

В беседах выясняется, что большинство моих соперников принимают участие в Schlag das Ass уже не первый год, причем многие соревнуются командами (для них идет отдельный зачет). Впечатления от заезда у всех одинаковые — это кайф. Но как только на горизонте появляется верхняя станция подъемника, дружеская болтовня затихает. Мы заранее откидываем защитный поручень и сидим практически на самых краях сидений, чтобы спрыгнуть на снег при первой же возможности.

И вот я вновь на лыжах, но меня останавливает какой-то пузатый тип и на ломаном английском объясняет, что в этом месте — промежуточный старт, нужно дождаться, пока организатор даст тебе отмашку. Он уезжает, а я остаюсь ждать сигнала, пока через несколько секунд не понимаю: меня разыграли. С удвоенной силой пускаюсь в погоню. Уже на середине спуска я обхожу «шутника» и мчусь вперед.

Потерянное время решаю компенсировать на следующих подъемниках. Я больше не трачу секунды на вежливое прохождение турникетов — просто проезжаю под ними, откидываясь на спину и почти ложась на свои лыжи, после чего в ряду сидений занимаю место с самого края, чтобы стартовать по максимально удобной траектории.

Курорт Нассфельд
Курорт Нассфельд

Расположен в регионе Каринтия (Австрия).

  • Общая протяженность трасс: 110 километров (11 километров — трассы повышенной сложности, 69 километров — средней сложности, 30 километров — легкие трассы).
  • Достопримечательности: самый длинный в Австрии склон с искусственным освещением (2,2 км), самый длинный в Австрии гондольный подъемник — Millennium Express (6 км в длину с перепадом высот 1390 м).
[GALLERY_H]

Силы кончаются

За широким 1600-метровым спуском Кронен-Абфарт (расстановка ворот здесь заставляет бесконечно метаться от одного края трассы до другого), начинается самый интересный участок — трасса FIS. Гигантский слалом переходит в супергигант, и я в полной мере ощущаю все недостатки своих лыж. Участники соревнований растянулись по маршруту так, что временами мне кажется, будто я еду вообще один. Я по-настоящему получаю удовольствие от скорости, стараясь максимально технично проходить поворот за поворотом. Но в тот момент, когда мне кажется, что я уже лечу, будто птица, меня обходит дядька на «суперных» лыжах — как стоячего. «Зацепиться за него, что ли?» — мелькает у меня в голове.

До гонки у нас было два дня на подготовку, и наш инструктор (к слову, в прошлом году финишировавший в «Побей Аса» в первой десятке), полюбовавшись на мои лыжи, пообещал: меньше чем за 80 минут я гонку не пройду. Лучшие проезжают этот путь за 45–46 минут, так что прогноз ветерана меня совсем не обрадовал. Я даже решил надеть на соревнования максимально облегающую одежду — может, это позволит сократить время хотя бы до 79 минут?

Вообще-то, в горных лыжах я далеко не новичок. Моя мама — член сборной СССР и участница чемпионатов мира — привела меня в этот спорт в два года. Но гонка «Побей Аса» не похожа ни на одну классическую горнолыжную дисциплину: обычно ты все время едешь вниз, а тут встречаются и подъемы. Один такой участок поджидает нас ровно посреди дистанции. И снова я стараюсь максимально использовать на нем преимущество коротких лыж, убежать от конкурентов.

За это ускорение я дорого заплатил. Уже на следующем спуске с поэтическим названием «Шайбельбоденабфарт» ноги начинают «гореть», а ведь впереди еще больше трети пути. Может, удастся отдохнуть на подъемнике? Увы, следующий подъемник — бугельный, и я еду вверх стоя, так что мышцы продолжают закисляться. А ведь впереди самый длинный спуск во всей гонке!

Силы закончились

Последний кусок трассы длиной более семи километров начинается со скоростного участка, а потом постепенно переходит в широченный, спокойный склон. Тут бы лететь на всех парах, но не в этот раз. Расстановка ворот заставляет почти постоянно двигаться поперек спуска, причем тут — солнечная сторона горы, так что под ногами вместо уложенного снега оказывается тяжелая и вязкая каша.

Каждый метр дистанции дается мне все тяжелее; вскоре я уже почти перестаю чувствовать ноги. Пытаюсь импровизировать с позами, перебирая все те дикие варианты, которые видел у начинающих лыжников. Когда и это не помогает, использую последний козырь: попеременно поднимаю лыжи, двигаясь то на одной, то на другой и давая тем самым ногам хотя бы минимальные передышки. Так и еду вперед на силе воли, но за восемь поворотов до финиша подходит к концу и этот ресурс. Я останавливаюсь.

Должно быть, я выгляжу жалко: согнулся в три погибели, одной рукой держусь за спину, второй разминаю ногу, которую вот-вот сведет судорогой. Несколько секунд отдыха, затем из последних сил сгибаю тело в стойку и отправляю себя в последний рывок.

Сразу за финишной линией падаю на снег и несколько минут, судорожно хватая ртом воздух, смотрю в небо. Над долиной летят облака, мерно плывут к вершинам кресла подъемников, ну а по мне растекается приятная усталость. Стряхнув с себя оцепенение, переворачиваюсь на живот и обнаруживаю, что вокруг в таких же позах лежат другие лыжники; снежное поле за финишем пополняют все новые и новые тела спортсменов, будто эта линия простреливается врагом из пулемета.

На табло вижу свое время: 52 минуты. Это всего на 6 минут больше, чем у победителя, представителя Австрии Йозефа Дурника. Мне торжественно вручают бутылку местной настойки — такая награда полагается победителям в национальных зачетах. Оказывается, я даже на коротких лыжах обогнал всех шестерых соотечественников, явившихся на старт Schlag das Ass! В общем зачете результат не столь впечатляющий (154 место), но и все же — где тот инструктор, который прочил мне позорные час двадцать? Надеюсь, в следующем году увидеть его: я приеду с другими лыжами, и тогда посмотрим, кому достанется кубок!


Вечные вопросы

Вечные вопросы

1. Как принять участие?

Гонка, о которой идет речь в статье, состоялась 28 февраля 2015 года. Гонка, в которой сможешь поучаствовать ты, состоится 27 февраля 2016 года. От тебя требуется не так уж и много: начиная с 20 октября зарегистрироваться на сайте schlagdasass.at и заплатить 39 евро, а потом уже на месте в обмен на еще 25 евро депозита получить брас-лет с датчиком на ногу и номер участника на грудь.

2. Как готовиться?

Слово Роману Чудному: «Так как я знал, что гонка будет длинной, а горные лыжи — это колоссальная нагрузка на ноги, я много работал именно над нижним-и конечностями. Делал обычные и фронтальные приседания со штангой (как 1-2 повторения с большими весами, так и максимальное количество повторений с 30% предельного веса), выпрыгивания со штангой за головой, толкание саней. Много внимания уделял и спине: становая тяга, наклоны со штангой, упражнение Good Morning, гиперэкстензии. Также был функциональный тренинг: жгуты, пресс, подносы ног к турнику, подтягивания, выходы на гимнастических кольцах. Завершал тренировку баней и массажем. Что же касается чисто горнолыжной подготовки, то при нормальном уровне катания, думаю, оптимально будет приехать в Нассфельд дня за три до старта — этого хватит, чтобы изучить местные трассы. Это важно: неслучайно в лидерах тут обычно местные, которых ночью подними — они и с закрытыми глазами по этим склонам проедут».

3. Как добраться?

Самый удобный вариант перелета — рейс «Австрийских авиалиний» (austrian.com) из аэропорта Домодедово до Клагенфурта с пересадкой в Вене. Время в пути — 4 часа 40 минут.

4. Где жить?

Выбор гостиниц огромен, и можно найти отель на любой бюджет.

  • Шикарный вариант Falken-steiner Schlosshotel Velden. Этот замок на озере Вертер-зее в свое время принадлежал Брижит Бардо, а на момент нашей поездки — создателю сети магазинов Billa Карлу Влашеку. В молодости Влашек работал в Falkensteiner Schlosshotel, а потом разбогател — и купил этот замок, осуществив детскую мечту (помнишь фильм «Отель «Будапешт»? Тут похожая история). Спа-центр этой гостиницы (площадью 3600 м²) с открытыми и закрытыми бассейнами, саунами, лечебными и оздоровительными процедурами — лучшее место для восстановления после гонки. Проверено на себе!
  • Средний вариант Hotel & Spa Carinzia. В этом отеле спа-зона меньше, но тесной ее уж точно не назовешь — 2400 м. Есть сауна, хаммам, бассейны, и все это в нескольких шагах от подъемника Millennium Express.
  • Доступный вариант Club Funimation Katschberg. Семейная гостиница, в которой детей с 3 до 12 лет можно оставить с аниматорами и спокойно отправиться кататься.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся