Men's Health. Журнал

Спидскиинг: все о скоростных лыжах с Николаем Пимкиным

Лыжники-спидскиеры — самые быстрые люди из тех, кто передвигается по планете, не используя мотор. Знакомься: это Николай Пимкин, рекордсмен России и капитан сборной страны по спидскиингу. Он расскажет тебе, что именно ощущает человек, который разогнался на лыжах до 240 км/ч.
Николай Пимкин
Родился: 27.06.1963
Рост: 178 см
Вес: 77 кг
Живет: Санкт-Петербург
Семейное положение: разведен
Достижения: мастер спорта СССР по горным лыжам, мастер спорта России по альпинизму. Лидер, старший тренер и технический директор команды Speedski RUSSIA. Осуществил спуски на горных лыжах с вершины пика Победы (7439 м) в 2002 году и по северной стене пика Ленина (7134 м) в 2006-м

«Ругаюсь матом»

Шумят зрители, свистят лыжи. Я качусь, спускаюсь до середины километровой трассы. Вы не слышите, но именно в этот момент я отчаянно ругаюсь. Смачно, со вкусом, словно на ногу свалился кирпич. Я крою этот мир последними словами, когда разгоняюсь до 220 км/ч и выше. Когда кажется, что тело — не тело уже, а сгусток энергии. Других спрашивал — у них то же самое. Сложнее всего на такой скорости сохранить правильную стойку, не усесться на шпагат. Тело само разводит ноги в стороны, заставляя тебя опуститься ближе к земле, организм словно кричит: стой, мужик, что ты делаешь, я для этого не предназначен! А ты, сжав зубы, держишься. Любое лишнее движение, сдвинутый на пару сантиметров локоть или голова — и все, скорость потеряна, ты катастрофически летишь вниз по турнирной таблице. А проехать-то нужно всего километр, на высокой скорости это пара десятков секунд. Но эти секунды — уже на грани человеческих возможностей. Мне кажется, рекорд мира, который показал Оригоне, это почти предел.

«Ничего не слышу и не вижу»

До 200 км/ч мы разгоняемся за 6 секунд. На такой скорости ты ничего не слышишь и почти ничего не видишь. У тебя нет времени подумать: а что это был за звук, дует ли ветер, скрипит ли снег? Ты поставил себя в нужную позицию и смотришь строго вперед, видишь мир словно через очень мутную воду, сквозь узкую щель. Пытаться увидеть что-либо дальше чем на 20 м бесполезно, все смешивается в невнятную мозаику. Лишь слева и справа синие полосы, которыми выделяют трассу, ты видишь их боковым зрением. Ну а ближе к финишу, в момент замера скорости, полосы уже красного цвета. Тебе лучше идти строго посередине трассы, лучше всего — по невидимым следам, месту, где до этого промчался другой спортсмен. Ведь накатанный снег, возможно, даст тебе еще несколько драгоценных миллисекунд.

«Упасть не страшно»

Наоборот, если чуть ведет в сторону, нужно срочно падать. Падай, не жди ни секунды — шлем выдержит первый удар, а идеально гладкий костюм заскользит, понесет тебя вниз по выглаженной трассе, а не за ее пределы (что может быть смертельно опасно). А вообще вылететь с трассы за те мгновения, пока твоя скорость предельна, почти нереально — нужно умудриться. Представь себе падающую каплю или пулю, только что выпущенную в воздух из ружья: она летит и никуда повернуть не может. Cпидскиинг далеко не смертоубийственный вид спорта, наши травмы не гибельны — в основном это гематомы и ожоги о снег. И таких случаев мало, максимум один спортсмен падает во время турнира. Смертельных случаев было всего два — в 1992 и 2007 годах. Но, увы, те два глупых и несчастных случая пока поставили крест на популярности нашего вида спорта.

«А самое противное — это...»

...Рано утром перед соревнованиями надевать костюм. Он жутко узкий, липнет к телу, сжимает. Чтобы достигать больших скоростей, не должно быть ни одной складочки, это помогает нам пробить ту стену, которой во время заезда становится воздух. Но сначала нужно надеть костюм, и чаще всего нам в этом кто-нибудь помогает. Но и после того, как застегнул молнию, счастье не наступает. Этот комбинезон не пропускает воздух: походишь в нем часов пять, выступишь, вспотеешь как черт, снимаешь — а там литра три воды, компот. Еще один важнейший момент — примотать двусторонним скотчем перед соревнованиями два спойлера к ногам. Сделать это нужно как можно аккуратнее, чтобы спойлер (я его, например, сам вытачиваю из пенопласта) сидел как влитой, словно ты с ним родился. Вопрос престижа и шик. Ну вот ты нарядился, взваливаешь на плечи увесистые лыжи для спидскиинга, на ноги — обычные горные (наши лыжи едут только по прямой, передвигаться на них невозможно) — и отправляешься к точке старта.

Снаряжение, необходимое спидскиеру
  1. Спойлер
    Улучшает аэродинамические свойства гонщика, спойлеры выпиливают вручную из полиуретана, подгоняя форму под себя.
  2. Шлем
    Их делают вручную в нескольких частных мастерских. Например, во Франции рабо­тает Филипп Гуатшель, сам бывший гонщик и рекордсмен мира.
  3. Ботинки
    Cпидскиеры используют обычные горнолыжные ботинки и крепления.
  4. Костюм
    Бывает латексный или из полиуретана. Под него спидскиеры обязательно надевают защиту для позвоночника вроде мотоциклетной «черепахи».
  5. Лыжи
    Длина — 240 см, вес — 15 кг. Ехать на таких можно только по прямой. Единственная компания, которая массово делает лыжи для спидскиинга, — австрийская Atomic.
Николай Пимкин

Николай Пимкин о превратностях судьбы

Было всего два смертельных случая за всю историю спидскиинга, и оба выглядят как-то нелепо — к трагедиям привела цепь случайностей.

1. В 1992 году во французском Альбервилле проходила Олимпиада, наш спорт был представлен не в основной программе, а как показательный вид. Швейцарец Николя Бошате разбился в зоне торможения — потерял контроль над лыжами, врезался в защитную сетку, а потом и в ратрак, который зачем-то там стоял. Как там оказалась эта машина, какого черта?! Это же просто разгильдяйство! Нужно было отогнать его на безопасное расстояние. А ведь тогда спидскиинг могли вот-вот включить в олимпийскую программу.

2. Другой случай — в 2007 году на соревнованиях во французском Лез-Арке. Француженке Кейт Товард было 24, причем даже на обычные горные лыжи она встала всего за четыре года до этого. А тут самонадеянно решила попробовать себя в скоростных лыжах, получила в Международной лыжной федерации разрешение. Разогнавшись, она вдруг выскочила за пределы трассы. А там — бугры. В угоду туристам зрителям тогда разрешено было подходить к трассе (сейчас безопасная зона — 50 м). Публика поднималась на склон совсем рядом с тем местом, где должен был ехать спортсмен. Люди натаптывали рытвины, неровности — тут уже не поскользишь. В один такой бугор, с виду невинный, но опасный на большой скорости, врезалась Кейт — головой. Тут она сама тоже, безусловно, виновата — была неподготовлена. Но все равно жалко ее, не повезло.


Да ты гонишь!

Горнолыжный speed skiing («скоростной спуск») — официально признанный, но не олимпийский вид спорта. Победителем становится тот, кто разовьет наивысшую скорость на специально подготовленной трассе (общее время прохождения трассы не учитывается). Пример идеальной трассы — Лез-Арк во Франции (длина 1740 м, уклон до 45% — сравни с 20% на обыч­ной олимпийской).

Первый рекорд в спидскиинге установил в 1930 году австриец Густав Ланчнер (105,675 км/ч). С 2006-го звание самого быстрого человека на Земле принадлежит итальянцу Симоне Оригоне. 9 лет назад он первый разогнался до 251,4 км/ч, а в прошлом году на соревнованиях SpeedMaster PRO 2014 во французском Варе улучшил результат до 252,454 км/ч. В том же турнире Николай Пимкин установил рекорд России, показав результат 240,803 км/ч.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся