Men's Health. Журнал

Справочник по 24-часовым гонкам в Ле-Мане: 10 главных фактов

Хочешь 13 июня во время просмотра «24 часа Ле-Мана» пустить друзьям пыль в глаза и показать себя знатоком гонок? Читай наш материал: из него ты узнаешь, как все в этой истории начиналось, для чего трасса «Сарта» усложнялась 12 раз, и кто является основными рекордсменами Ле-Мана.

Концепция гонок в Ле-Мане предельно проста: команды из трех водителей, которые сменяют друг друга, пытаются набрать наибольшее количество кругов на одном автомобиле за 24 часа. В результате получается одна из самых сложных гонок в мире. Представь, что ты с двумя друзьями садишься в машину в 15:00 в Новосибирске и несешься до Москвы на скоростях, измеряемых трехзначными числами, а потом разворачиваешься и несешься назад, чтобы оказаться в Екатеринбурге до 15:00 следующего дня. Твои нервы будут на пределе. В голове будет туман от недосыпа. По твоим венам будет циркулировать столько адреналина, что твое сердце может не выдержать. Добро пожаловать в Ле-Ман.

«Гонщикам приходится мобилизовать все силы: им необходимо умение водить ночью, в условиях нехватки сна и отменное знание устройства автомобиля, – говорит автор книги «Лети быстрее дьявола: Ford, Ferrari и их битва за скорость и триумф на гонках в Ле-Мане» Эй Джи Бейми. – Команды тренируются почти круглый год, чтобы принять участие в одном 24-часовом заезде. Одна ошибка, и все может быть потеряно».

92-ая по счету гонка начнется 13 июня.

В начале

Гонки в Ле-Мане начинались как тестирование способностей автомобиля, который в начале 20 века еще был технической диковинкой. Западный автоспортивный клуб Франции счел, что если гонка будет продолжаться 24 часа, это поможет выявить, какие технологии будут хорошо работать в автомобилях, а какие нет. Первая гонка состоялась в 1923 году, и в ней участвовали 33 автомобиля 17 производителей, включая Bentley и Bugatti. До финиша добрались все, кроме трех. Победила французская команда, состоявшая из Андрэ Легаша и Рене Леонарда. Они показали среднюю скорость в 91 км/ч. После Первой мировой гонка в Ле-Мане стала местом сражения стран, а не просто производителей авто.

Трасса

Гонка проводится на трассе «Сарта» длиной 13629 м. Она проходит по дорогам общего пользования на окраине города и в сельской местности. С ростом мощности автомобилей трассу усложняли 12 раз, чтобы не давать им выходить на небезопасные для зрителей скорости.

Автомобили

В гонке участвуют машины двух типов: тюнингованные спортивные модели и уникальные прототипы с одним сиденьем. «Эти прототипы, возможно, являются самыми высокотехнологичными гоночными автомобилями в мире», – говорит автор книги «Искусство создания автомобиля для гонки в Ле-Мане: 90 лет скорости» Стюарт Кодлинг. Производители экспериментируют с системами, которые сохраняют и перераспределяют энергию, и другими способами добиться максимальной эффективности расхода топлива, чтобы сократить число пит-стопов. Гонка недешевая, но точные расходы не раскрываются. По словам Кодлинга, бюджет команды составляет около $100 млн. Цель оправдает средства: победа равносильна инженерному превосходству. Porsche побеждала 16 раз, Audi – 13, Ferrari – девять.

Рекорды

Самая высокая средняя скорость, показанная на трассе, – 244,5 км/ч. Поставленный в 2010 году рекорд принадлежит французу Лоику Дювалю. Самый быстрый круг – другой француз, Роже Дорши, в 1988 году на одном участке разогнался до 401,8 км/ч. Рекорд дистанции в течение 39 лет принадлежал команде из двух пилотов – Гельмута Марко и Гиса ван Леннепа – 5292,6 км. Но в 2010 году команда Audi с пилотами Тимо Бернхардом, Роменом Дюма и Майком Роккенфеллером установила новый рекорд в 5367,4 км. Среди других рекордсменов – старейший пилот Джек Гербер (ЮАР) шестидесяти восьми лет, и самый молодой – шестнадцатилетний американец Мэтт Макмурри. Также, датчанин Том Кристенсен – обладатель самого большего количества наград в Ле-Мане: девяти, включая шесть, полученных подряд с 2000 по 2005 год.

Ночные виды

С наступлением ночи на трассу опускается тьма, но это не означает, что за гонкой теперь невозможно наблюдать. «Поначалу в ночи доносится лишь рев мотора, а потому уже становятся видны фары стремительно приближающегося автомобиля, по которым можно отследить все изгибы трассы», – говорит Бейми. Для пилотов она похожа на опустевшее шоссе. «Когда ты садишься за руль, то остаешься наедине с машиной всю ночь. Едешь 3-4 часа и спать не хочется вообще - столько в тебе адреналина», – делился своими впечатлениями пилот Audi Майк Роккенфеллер в документальном фильме Truth in 24. Гонщики предпочитают не спать в ожидании своей очереди, хотя места для их отдыха оборудованы. Они наблюдают за гонкой, напряжение не отпускает их ни на минуту.

Борьба на износ

«Раньше водители выжимали газ на полную только в течение 70% времени, поскольку автомобили были довольно хрупкими, но сегодня они давят педаль в пол в течение 90% гонки», – говорит Бейми. Также приняты меры, чтобы понизить усталость водителей. Количество пилотов в команде было увеличено с двух до трех, причем каждый может быть за рулем не более 14 часов в сумме. И все же каждый год около 20 автомобилей из примерно 55 не добираются до финиша.

Аварии

За всю историю гонки погибло 22 пилота, но с 1982 года смертей было только три. Крупнейшая авария произошла в 1955 году: Болид Пьера Левега на большой скорости задел заднюю часть автомобиля впереди, его машина оторвалась от земли и полетела на вершину земляной насыпи, которая отделяла зрителей от трассы. От града обломков и возникшего пожара погибло 83 человека, включая Левега, 120 получили ранения. После этого были введены новые меры безопасности. Зрительские трибуны отодвинули дальше от трассы, отделив их барьерами из покрышек и цепями.

Зрители

Посетители гонки могут передохнуть ночью в палаточных лагерях около трассы или в гостиницах в центре города. 24 часа Ле-Мана поделены на части: зрители обычно смотрят старт и несколько часов гонки до заката. Потом они едят и отдыхают. Рядом с трассой есть зоны ресторанов, карнавал и магазины. Ночью люди либо спят, либо проводят время на многочисленных вечеринках в ресторанах и барах города. Фанаты приходят обратно утром и остаются на зрительских местах до финиша.

Финиш

Самые напряженный финал был в 1960 году, когда разница между первым и вторым местом составила всего восемь секунд. Награда не так уж велика для такой серьезной гонки, участие в которой стоит от 11500 евро: победитель получает 40000 евро, за второе место положено 25000 евро, за третье – 20000 евро. Внутри четырех классов награда составляет по 10000 евро.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся