Men's Health. Журнал

Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Не сомневаемся, ты прекрасно знаешь историю, правила и технический регламент «Формулы-1». Или нет? Или знаешь, но тебе это кажется скучным разговором? Специально для тебя мы собрали коллекцию фактов, цифр и анекдотов, которыми можно удивить друзей во время просмотра сочинского этапа «Формулы-1», который пройдет с 29 апреля по 1 мая.
Формула-1

Родом из Италии

«Формула-1» родилась из национальной гордости. До Второй мировой немцы громили всех и вся на гоночных трассах. Война кончилась, немцам было не до гонок, и национальный автоклуб Италии решился на ответный удар: в 1949 году на конгрессе Международной автомобильной федерации (FIA) клуб пролоббировал cоздание чемпионата мира по гонкам в классе «Формула-1».

Первым чемпионом мира 1950 года стал племянник основателя компании Pininfarina Джузеппе Фарина, выступавший за команду Alfa Romeo. Итальянские пилоты еще два раза брали чемпионство (Альберто Аскари, 1952–1953 гг.), но на этом их успехи в Ф-1 и закончились. Немцы, к слову, после возвращения в спорт «взяли» уже 11 чемпионских титулов в «Формуле».


2 миллиарда долларов составила выручка управляющей компании «Формулы-1» в прошлом сезоне (данные Forbes).

  • Спонсорские контракты $400 млн
  • Продажа прав на телетрансляции $600 млн
  • Взносы организаторов Гран-при $700 млн
  • Продажа сувениров $100 млн
  • Продажи VIP-билетов $200 млн

Шаг назад

Звучит абсурдно, но в 1952-53 гг. чемпион «Формулы-1» определялся за рулем «Формулы-2». После ухода Alfa Romeo из «Больших призов» (как еще называют Ф-1) болидов первой «Формулы» стало просто не хватать: например, заводы Auto Union, оказавшиеся в советской оккупационной зоне, были демонтированы. Так появилась идея «пересесть» на болиды «Формулы-2» с их 2-литровыми атмосферными или 500-кубовым­и наддувными моторами. Кстати, в том чемпионате участвовала и команда СССР на болидах «Сокол-650» — доработанных копиях продукции Auto Union, вывезенных из Германии после войны. Выше 5-го места «Соколы» не взлетели.


200 км/ч

Такую скорость болида способна при ударе поглотить система отбойников на трассах «Формулы-1». Машина будет разрушена, но пилот не получит серьезных травм. По крайней мере, в теории.


Берни Экклстоун

Месть Берни

Сегодня кажется, что 84-летний управляющий и совладелец* «Формулы-1» Берни Экклстоун был у руля Ф-1 всегда. На самом деле Бернард Чарльз Экклстоун поначалу хотел рулить не всей организацией, а одним болидом. В 1958 году Берни пытался отобраться для участия в Гран-при Монако, однако не смог пройти квалификацию. Легенда гласит, что, вылезая из болида, Экклстоун гневно заявил: «Еще посмотрим, чья возьмет в итоге!» Стать главным в «Формуле» из вредности — это на Экклстоуна похоже.

* Экклстоуну напрямую принадлежит 5,3% компании Formula One Group и еще 8,5% — через семейный траст.


Едут сами

Едут сами

28 тонн — средний вес багажа команды «Формулы-1», с которым она путешествует по миру. Сюда входят не только болиды и запчасти к ним, но и несколько грузовиков с комплектующими для сборки гаражей и «моторхоумов» — кочевых офисов команд. Например, «дом» McLaren имеет 18 метров в длину и 14 в ширину, а также 3 этажа в высоту. Внутри — гостевые зоны, переговорные, офисы, туалеты, душевые, медкабинет и кухня. В таком «моторхоуме» могут разместиться 140 гостей, к услугам которых 60 плазменных панелей для наблюдения за гонкой. Сборка дома со всей «начинкой» занимает 35 часов, разборка — 22 часа. За сезон «моторхоум» проходит через эти фазы по 19 раз.


Карл Скарборо

Первая смерть

Строго говоря, пилот McNamara Карл Скарборо стал второй жерт­вой «Формулы-1». Но Чет Миллер из Kurtis Kraft погиб на тренировке, а трагедия Скарборо разыгралась прямо в ходе «Индианаполис-500» (второй этап сезона 1953 года «Формулы-1»). 30 мая 1953 года асфальт «Индианаполиса» буквально плавился, нагревшись до 54 градусов, организаторы даже разрешили пилотам сменять друг друга за рулем. Скарборо до такого пит-стопа проехал 69 кругов, но, выйдя из машины, рухнул на асфальт — тепловой удар и обезвоживание. Спустя несколько часов гонщик умер.

MH Всего в Ф-1 погиб­ли 49 гонщиков, но частота трагедий со временем снижалась. 50-е унесли 18 жизней, 60-е — 14, 70-е — 10, 80-е — 4, 90-е — 2. После «черного уик-энда» в 1994 году (см. ниже) правила и регламент «Формулы-1» были изменены, и с тех пор разбился всего один гонщик — Жюль Бьянки из Marussia (он умер 21 июля после 9 месяцев в коме).


Чуть помедленнее, Квят

Штраф за превышение скорости в «Формул­е-1» — это звучит как издевка, но на самом деле все серьезно. Строгие ограничения действуют на пит-лейне, где нельзя разгоняться быстрее 60 км/ч. За это нарушение в гонке пилотов наказывают дополнительным проездом по пит-лейну. На тренировочных заездах за каждый лишний км/ч на пит-лейне с гонщика берут 200 евро. Например, в прошлом сезоне Данила Квят из Toro Rosso на Гран-при Австралии «попал» на 600 евро.


Луи-Александр Широн

Даешь молодежь

В 50-е гонщики 40–50 лет от роду были нормой для «Формулы-1». Тогда же был установлен «возрастной» рекорд среди гонщиков: Луи-Александр Широн вышел на старт Гран-при Монако 18 мая 1958 года в возрасте 58 лет и 288 дней. Средний же возраст пилотов «Формулы-1» сегодня — 26 лет. А самый молодой участник Гран-при всех времен — голландец Макс Ферстаппен: ему на момент старта в Японии в 2014 году было 17 лет и 4 дня.


Самая нелепая авария

Гонщик-любитель Джулио Кабьянки в 1960 году неожиданно финишировал четвертым на Гран-при Италии. Год спустя команда Scuderia Castellotti вновь предложила Джулио выйти на ту же гонку. Но на тестах перед гонкой выяснилось, что в выделенном Кабьянки болиде нет коробки передач. Механикам удалось найти «по знакомым» некую КПП, которая вроде бы подходила к мотору Ferrari, и Джулио немедленно прыгнул за руль. На первом же круге «коробку» заклинило на 4-й скорости. Пытаясь сохранить машину, Кабьянки на скорости вырулил с автодрома через открытые ворота прямо на шоссе. Там он протаранил легковушку и фургон, которые в свою очередь врезались в мотоциклиста и некие металлические блоки, которые затем придавили велосипедиста. Погибли сам Кабьянки, водитель фургона, мотоциклист и велосипедист.


2-3 кг теряет за одну гонку пилот Ф-1. С собой в машине у него только 0,5 л воды (трубочка выведена в шлем), а температура внутри кокпита порой достигает 50°C.


5 лидеров по зарплатам в «Формуле-1» /2015

  • Хэмилтон (Mercedes) €25 млн
  • Алонсо (McLaren) €23 млн
  • Феттель (Ferrari) €22 млн
  • Росберг (Mercedes) €20 млн
  • Райкконен (Ferrari) €18 млн

«Сочи Автодром»

«Сочи Автодром» в 4 фактах

1. Создатель сочинской трассы — главный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке. «Сочи Автодром» — его 11-я работа на сегодня.

2. 5853,7 метров сочинской трассы пилоты проезжают в среднем за 96,9 секунды, проходя 18 поворотов (12 правых и 6 левых). А самая длинная трасса чемпионата — Гран-при Бельгии (7004 метра дистанции, даже у самых быстрых пилотов на нее уходит больше 2 минут).

3. Скорость в поворотах в Сочи достигает 305 км/ч, на прямых — до 320 км/ч. А самая быстрая трасса в чемпионате — итальянская Монца: в 2005 году Кими Райкконен разогнался там до 370 км/ч.

4. Ширина нашей трассы считается оптимальной — 13–15 метров. Самая узкая трасса «Формулы-1» расположена в Монте-Карло (12 метров).


4 000 000 долларов — примерная средняя стоимость производства одного болида без учета расходов на конструкторские работы.


Фернандо Алонсо
Действующие лица
Фернандо Алонсо
Испания
Откуда: команда McLaren Honda
Двукратный чемпион мира в классе «Формула-1» (2005, 2006), трехкратный вице-чемпион (2010, 2012, 2013). Посол ЮНИСЕФ, посол бренда TAG Heuer

Какая у тебя была первая машина?

Мой папа любил картинг и построил карт для меня. Точнее, сначала он построил карт для моей сестры (ей тогда было 7, а мне — 2), но я проявил интерес к этой игрушке, и вскоре пришла моя очередь. Это был простой 50-кубовый карт, и я впервые поучаствовал на нем в гонке, когда мне было 3 года. Финишировал последним во всех заездах.

Какая гонка для тебя была самой сложной?

Помню, тяжелее всего приходилось в 2005 году, ведь тогда машины были куда быстрее, чем сейчас. Возьмите время победителя Гран-при Малайзии этого года и сравните со временем победителя той же гонки в 2005-м: сейчас победитель на шесть кругов медленнее. Управлять теми машинами было физически и психологически сложнее (в 2005 году в «Формуле-1» использовали 3-литровые V10 мощностью до 950 л. с. Сегодня у всех болидов — V6 объемом 1,6 л (600–700 л. с.) плюс электромотор — MH).

Стали ли от этого скучнее гонки?

Нет, потому что борьбы с другими гонщиками меньше не стало, а значит, и адреналина не убавилось.

Какие изменения пойдут на пользу «Формуле»?

Я бы вернул дозаправки и «шинные войны» — когда существует несколько производителей шин, это идет на пользу всем (сейчас единственным официальным поставщиком «Формулы» является итальянская Pirelli — MH).

Михаэль Шумахер

91 Гран-при

Таков список побед немца Михаэля Шумахера (выступал за Benetton, Ferrari и Mercedes). Также в его активе 155 подиумов и 7 чемпионских титулов (1994, 1995, 2000–2004) — все это абсолютные рекорды «Формулы-1».


600 литров топлива, 35 литров моторного и 15 литров трансмис­сион­ного масла сжигает болид за гоночный уик-энд.


Самая грязная махинация

Споры о том, можно ли разрешать боссам команды руководить действиями гонщиков по радио и можно ли «принижать» результаты одного, чтобы помогать в победе второму, идут на протяжении всей истории «Формулы». Но то, что произошло 28 сентября 2008 года на трассе Гран-при Сингапура, было признано преступной махинацией без всяких сомнений. В тот день пилот Renault Нельсиньо Пике услышал в наушниках голос: тот приказывал гонщику разбить его болид, за что Пике было обещано продление контракта еще на год.

Нет, это была не галлюцинация, по радио вещал руководитель команды Флавио Бриаторе. Пике послушно долбанул машину об отбойник в узком месте трассы, создав помехи другим гонщикам и поставив под угрозу безопасность зрителей. Зато это позволило его партнеру по Renault Фернандо Алонсо получить огромное преимущество и выиграть Гран-при. Только через год мошенничество вскрылось: команду Renault оштрафовали, а Бриаторе пожизненно изгнали из Ф-1.

Неудавшиеся «летуны»

«Формулу-1» часто упрекали в том, что победу здесь можно «купить за деньги»: чем больше бюджет команды, тем круче у нее болид, тем больше у нее наград. В 2002 году FIA предложила «гениальный» план реформ: гонщики должны были меняться командами и болидами перед каждым Гран-при. Умно? Представь, что в чемпионате России по футболу игроки каждый тур проводят за разные команды: сегодня они «Спартак», завтра — «Уфа» или «Мордовия». Тут даже самые преданные фанаты запутаются. Короче, реформа «Формулы» провалилась, не начавшись.


1/100 секунды занимает переключение передачи на болиде Ф-1. За гонку пилоты выполняют эту операцию в среднем 2600 раз (на Гран-при Монако — 3100 раз).


Йохен Риндт

Мертвый чемпион

05.09.1970 Австриец Йохен Риндт, после девяти этапов возглавлявший чемпионскую гонку 1970 года, приехал на Гран-при Италии с новой машиной Lotus 72 и радикальной идеей: прямо перед гонкой 5 сентября 1970 года с его болида сняли антикрыло, что увеличило максимальную скорость на прямых до 330 км/ч.

Партнер Риндта по команде Джон Майлз вспоминает: «Без прижимной силы автомобиль стал неуправляемым. Задние колеса будто выскальзывали из-под тебя». На 5-м круге болид Риндта вильнул и вылетел с трассы, разбившись об отбойник.

Мертвый чемпион
Тело гонщика настолько сместилось вперед и вниз, что ремень безопасности затянулся у него на шее. Риндт умер, но заработанных на предыдущих этапах очков хватило для завоевания титула — это единственный чемпион Ф-1, награжденный посмертно (и надеемся, этот рекорд уже никто не побьет).


Самый странный гонщик

Самый странный гонщик

Неудачливый пилот — это судьба. Алекс Диас Рибейру из команды March в конце 70-х лишь в половине из своих 20 гонок смог пройти квалификацию. Но 20 лет спустя он вернулся в «Большие призы» — на сей раз в качестве водителя скорой помощи. Увы, смена болида на машину с красным крестом помогла не сильно. На Гран-при Монако Алекс не вписался в поворот «Табак» и разбил свою неотложку, травмировав сидевшего в ней врача. На Гран-при Бразилии Рибейру сам едва не попал на больничную койку: остановив автомобиль в повороте «Сенна С», чтобы помочь попавшему в аварию гонщику, Алекс распахнул дверь — и в нее тут же врезался болид Ника Хайдфельда из команды Sauber.

В общем, тут бывший Рибейру понял, что с «Формулой» пора завязывать... А еще однажды он встретил лягушку-альбиноса, под влиянием этого рандеву пересмотрел свои взгляды на мир, вступил в организацию «Спортсмены во Христе» и забыл о гонках (все описанное — реальные факты, не веришь — проверь).


15 больниц

Столько медучреждений, расположенных недалеко от места проведения гонки, в дни заездов приводят в состояние повышенной готовности. А рядом с самой трассой дежурят шесть санитарных машин и вертолет.


Самый нелепый сход

Считается, что укачать в машине может только пассажиров. Но гонщик Марк Уэббер из Red Bull Racing опроверг эту теорию. В 2007 году во время Гран-при Японии пилоту потребовался пакетик — вот только где его взять в болиде? Вскоре Марк прекратил гонку, передав по рации, что в его машине уже слишком много, скажем так, лишнего.


Нико Росберг
Действующие лица
Нико Росберг
Германия
Откуда: команда Mercedes AMG Petronas
Вице-чемпион мира в классе «Формула-1» (2014), посол фонда Laureus Sport for Good, посол марки Thomas Sabo

Чем болид «Формулы-1», кроме скорости, отличается от обычной машины?

Например, в обычной машине усилие на педали тормоза всегда одно и то же, а в «Формуле» оно меняется в зависимости от скорости и прижимной силы, поэтому тормозить на 300 км/ч и тормозить на 20 км/ч приходится совсем по-разному. Чтобы быть самым быстрым в «Формуле-1», надо уметь лучше всех тормозить.

Что бы ты изменил в «Формуле-1»?

Если бы я был во главе «Королевских гонок», то избавился бы от всего, что повышает цену для зрителей и снижает зрелищность. Например, то, что отказались от антипробуксовочной системы Traction control, — я считаю, это только на пользу «Формуле», смотреть гонки стало интереснее.

Найджел Мэнселл

Самый нелепый сход с дистанции – 2

Знаменитый английский гонщик Найджел Мэнселл за свою карьеру выиграл 31 Гран-при. Побед было бы еще больше, если бы 2 июня 1991 года в Монреале британец, лидируя на последних метрах гонки, не решил поприветствовать зрителей. Мэнселл поднял руку, чтобы помахать трибунам, и в этот момент случайно заглушил двигатель своего Williams. В итоге он помахал рукой и проносящимся мимо болидам соперников.


Почем ТО?

Средние цены на детали для болидов Ф-1.

  • Гайки колеса $110
    Расход за сезон: 500 штук
  • Радиатор $11 000
    Расход за сезон: 20 комплектов
  • Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом $19 000
    Расход за сезон: 10 комплектов
  • Заднее антикрыло $20 000
    Расход за сезон: 15 штук
  • Выхлопная система $26 000
    Расход за сезон: 54 комплекта
  • Комплект дисков и тормозных колодок $48 000
    Расход за сезон: 40 комплектов
  • Рулевое колесо $40 000
    Расход за сезон: до 8 штук
  • Выполненные из титана и углепластика рычаги передней подвески $100 000
    Расход за сезон: 20 штук
  • Рычаги задней подвески $120 000
    Расход за сезон: 20 комплектов
  • Полуавтоматическая коробка передач $130 000
    Расход за сезон: 10 штук

1,7 секунды — Среднее время разгона болида «Формулы-1» до 100 км/ч. Время торможения со 100 км/ч — 1,4 секунды.


Только мы с огнем

Только мы с огнем

Некоторые моменты из истории «Формулы-1» могли бы украсить фильм «Безумный Макс: Дорога ярости». Например, 18 октября 2009 года два горячих финна буквально зажгли на Гран-при Бразилии: Хейкки Ковалайнен, раньше времени стартовав с пит-стопа, вырвал заправочный шланг — его McLaren помчался вперед с этим «хвостом», окатив бензином Ferrari шедшего следом Кими Райкконена. Топливо вспыхнуло, на несколько секунд превратив машину Кими в огненный шар, но надо отдать Райкконену должное — он не только не остановился, но даже и скорость не сбросил. Первой личной машиной Кими была наша «Лада», его такой ерундой не испугать.


40 секунд открытого пламени выдерживает огнеупорный костюм пилота.


«Черный уик-энд»: 3 худших дня в истории «Формулы»

4 аварии и 2 смерти превратили Гран-при Сан-Марино-1994 в трагедию, которую весь мир увидел в прямом эфире.

29.04.1994, 13:14

Айртон Сенна, проводящий дебютный сезон за Williams, завершает свой самый быстрый круг квалификации, когда его земляк Рубенс Барикелло из команды Jordan на скорости 225 км/ч врезается в ограждение. Придя в себя, первым Барикелло увидел примчавшегося к нему Сенну. Барикелло отделался незначительными травмами, но Айртон плакал: нервы гонщика и так были на пределе из-за непредсказуемого поведения его новой машины.

30.04.1994, 13:18

Айртон в паддоке пытается найти оптимальные настройки для непослушного болида, когда по треку передают: Роланд Ратценбергер из Simtek на скорости 314,9 км/ч влетел в стену. Сенна закрывает лицо руками — Роланд испытывал те же проблемы с управляемостью и жаловался механикам: «Болид такое вытворяет!» Гибель гонщика на трассе означала отмену Гран-при, но смерть Роланда фиксируют уже в гос­питале, так что гонка может состояться.

01.05.1994. 14:00

Очевидцы говорят, что никогда не видели Сенну таким подавленным. Старт гонки добавил негатива: Юрви-Ярви Лехто из Benetton заглох и в него влетел Педро Лами из Lotus; удар был такой силы, что оторвавшееся колесо вылетело на трибуну, ранения получили 9 человек. Пока с трассы убирали обломки, перед лидировавшим Сенной выехала машина безопасности.

Утром того дня Айртон уже жаловался организаторам, что из-за медленного темпа движения этого Opel Vectra у болидов остывают шины, что плохо сказывается на сцеплении. Но правила не изменили, и первые пять кругов болиды едут за Opel. Когда машина безопасности ушла с трассы, Сенна газанул — и через полтора круга, на скорости 300 км/ч, его машину сорвало с траектории в повороте «Тамбурелло». Одна из самых ярких звезд в истории «Формулы» погасла навсегда.

Что стало причиной аварии: «сырая» машина, холодная резина, трубка, которую вварили в рулевой механизм, чтобы обеспечить Сенне более удобную посадку, или ошибка пилотирования — точно не известно до сих пор.


75 литров на 100 км — расход топлива у машин во время гонки. Объем топливного бака болида — 200 л, он сделан из прорезиненной ткани и кевлара.


Дженсон Баттон
Действующие лица
Дженсон Баттон
Великобритания
Откуда: команда McLaren Honda
Чемпион мира в классе «Формула-1» (2009). Учредитель благотворительного фонда The Jenson Button Trust, посол марок Rolls-Royce и TAG Heuer

Когда мы видим твою машину на старте, что в этот момент происходит в твоей голове?

Стараюсь, чтобы ничего лишнего там не происходило. Хорошо тронуться не так просто, нужен баланс, потеря которого грозит тем, что тебя обойдут. Я жду старта и пытаюсь стартовать в тот же миг, когда загорится зеленый. Вот и все мои мысли в момент начала гонки.

Что бы ты изменил в «Формуле-1»?

Не знаю... Я думаю, работа гонщика — не только ездить на машине, но и уметь подстраиваться под новые правила в гонках. Я бы просто хотел всегда помнить эти правила, какими бы они ни были. Чтобы, если вдруг в гонке у меня пропадет связь с инженером, я сам знал, что можно делать, а что нет.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся