Men's Health. Журнал

Правила переноса

Бывает, подруга улыбнулась особенно, а ты вспомнил лицо бабушки, когда она угощала тебя пирогами.

По понятиям

Само собой, когда подруга вдруг улыбается, как бабушка, или твой начальник поправляет волосы, совсем как твоя подруга, — это всего лишь частные случаи. И, надо сказать, одни из самых невинных проявлений психологической проекции. Проекция — это когда ты воспринимаешь то, что есть в тебе, как нечто, присущее другому объекту. Например, мучительные воспоминания о доброй бабушке делают подругу похожей на бабушку и сильно затрудняют контакт с ней. Чтобы было совсем ясно: проекция психологическая очень похожа на кинематографическую, то есть человек выносит вовне образ того, что бессознательно существует в нем самом.

Вообще-то сначала проекцию обнаружили при изучении паранойи. При ненормальных душевных состояниях легко проследить, как какое-нибудь представление (о бабушке, к примеру) становится все интенсивнее и живее, начинает колебаться на границе между представлением и восприятием и превращается в настоящую галлюцинацию с бабушкиным участием. Но для того, чтобы проекции мешали жить, не обязательно быть патологическим параноиком или шизофреником.

Виды проекций

1. Допустим, деловой человек рассматривает все предметы с точки зрения купли-продажи: «Этот домик я бы взял!» Это называется «профессиональная деформация восприятия».

2. Субъект уподобляет одного человека другому. Тогда психологи говорят, к примеру, что он проецирует образ отца на своего начальника, образ бабушки — на подругу и т.д.

3. Субъект отождествляет себя с другими людьми или, напротив, отождествляет других людей, одушевленные или неодушевленные существа с самим собой. Читатель может проецировать на себя героя романа и наоборот.

4. Субъект приписывает другим людям побуждения, желания, которые он не замечает в самом себе: так расист проецирует на тех людей, которых он ненавидит, свои собственные недостатки и склонности. Это так называемая отчуждающая проекция.

Другие распространенные проекции

Барышня, склонная к интригам, всех подозревает.

Молодой человек, который хочет совершить адюльтер, приписывает кому-то особые успехи в покорении сослуживиц.

Девушка с чересчур хорошим воспитанием рано или поздно перенесет на кого-нибудь все свои теневые стороны и назовет демонической личностью.

Мямля, вытравивший в себе нормальную человеческую тягу к агрессии, всех называет быдлом и боится, что его побьют.

Сотрудник, склонный к аферам, беспочвенно злится на коллегу, подозревая его во взяточничестве.

Женщина, которая вытравила в себе тягу к анальному сексу, не приемлет даже вагинальные лубриканты.

Если твоя подруга решила тебе изменить, она будет в первую очередь страдать от так называемой проективной ревности.

Девушка, подавляющая в себе гиперсексуальность, любит манипулировать бильярдным кием или бейсбольной битой.

Как это происходит

Психологи говорят, что в основе любого страстного чувства, допустим, любви или ненависти, находится не что иное, как проекция. Ты очень часто бессознательно переносишь на других собственные чувства, мысли, страхи, надежды. Именно поэтому проекции выстраивают судьбу.

Почему бывает любовь

В сложном внутреннем мире человека, особенно мужчины, много всяких потребностей. Ты, например, должен чувствовать себя уверенным, в безопасности, понимать, что тебя принимают таким, какой ты есть. Только в этом случае у тебя есть мощное внутреннее оружие против больших и малых трагедий жизни. Все эти проявления — внешние, с одной стороны, но очень личные, с другой. То есть ты должен как бы найти экран в мире, который хорошо отразит твои собственные представления об уважении, безопасности, надежности и так далее. Ты же не можешь взять любую женщину и влюбиться в нее.

А происходит это так:
Ты встречаешь ее в «особенной» ситуации.
Она должна быть интересна внешне и соответствовать представлениям о красоте, полученным тобой в детстве.
Она «особенно» себя ведет и имеет «нестандартный» образ мыслей.
Она лучшим образом отражает твой внутренний мир.
Происходит асимметричная проекция.
Ты начинаешь зависеть от нее.
Тебе кажется, что без нее ты вообще никто: ты — ребенок, она — мать; ты — верующий, она — божество и т.п.
Если у нее тоже происходит асимметричная проекция на тебя, появляется взаимная любовь.

Как «отдирать» проекции

Для этого, собственно, достаточно понять, что ты что-то на кого-то спроецировал. Обращай внимание на следующие вещи:

1. Ты чересчур преувеличенно реагируешь на какой-то инцидент, особенно когда видишь, что проблема целиком заключается в другом человеке и не имеет ничего общего с тобой.

2. Чувства, которые ты испытываешь, напоминают тебе о какой-то ранее пережитой боли. Ты как бы переносишься в прежнюю травму. Например, когда твоя подруга орет на тебя, ты быстро начинаешь вести себя как трехлетний ребенок и смотреть на нее как на всесильного отца или мать.

3. У тебя в душе происходит невероятное брожение из-за того, что кто-то что-то сказал или сделал. Эта чрезмерная концентрация на чужих поступках помогает тебе не смотреть на самого себя.

4. В разговоре ты используешь много слов «всегда», «никогда» или просто разговариваешь матом, описывая ситуацию.

5. Ты видишь в других качества, которые не можешь разглядеть в себе, независимо от того, положительные они или отрицательные.

На себя

Некоторые психологи, особенно восточные, например, китайский ученый Вэн Фэй, выделяют очень важный для медицины вид проекции — аутопроекцию. Она состоит в переносе на какой-то определенный орган тела психического расстройства, что может привести к тяжелым психосоматическим болезням. Ряд предположений Вэн Фэя подтвержден клинической практикой.

Последователи Вэн Фэя считают, что:
Боль — выражение чувства вины. Вина всегда ищет наказания, а последнее — всегда боль.
Волосы символизируют силу. Когда ты испытываешь сильный страх, то создаешь себе стальной ремень, начинающийся в плечевом поясе и идущий на голову, — и начинаешь его ощущать физически.
Горло представляет собой центр, где сосредоточена творческая энергия. Когда ты сопротивляешься переменам, появляются проблемы с горлом.
Проблемы с желудком означают, что ты не знаешь, как воспринять новую ситуацию и адаптироваться к ней.
Кровь — это радость, и проблемы с кровью говорят о неумении радоваться, наслаждаться жизнью.
Проблемы с половыми органами проявляются как следствие самонеприятия.
Сердце символизирует любовь, а расстройства сердечно-сосудистой системы означают неумение давать и принимать любовь.
Проблемы со спиной означают, что тебе недостает поддержки.
Шея символизирует гибкость мышления. Проблемы в области шеи означают, что ты упрям.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОЕКТИРОВЩИКИ

Если бы не было проекций, не было бы не только любви, злости и прочих замечательных чувств, но также и никакого творчества. Вот лишь немного примеров.

ДАНИИЛ ХАРМС

Хармс не может принять свой детский образ и в творчестве переносит свою неприязнь на детей вообще.

Все вещи располагаются вокруг меня некими формами. Но некоторые формы отсутствуют. Так, например, отсутствуют формы тех звуков, которые издают своим криком или игрой дети. Поэтому я не люблю детей.

ЭДГАР ПО

Центральная фигура в произведениях По, страдавшего тяжелейшей психической болезнью, — неврастеник и ипохондрик, преследуемый кровосмесительными фантазиями мистик, жертва наркотиков и суеверных страхов. Это, собственно, ипостаси самого По. Дворцы, сады и покои — не более чем причудливая карикатура на нищенское убожество настоящих жилищ писателя.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Писатель прямо описывает свои галлюцинации в произведении «О вреде философии»:

Ко мне подходила голая женщина на птичьих лапах вместо ступней ног, из ее грудей исходили золотые лучи. Вот она вылила на голову мне пригоршни жгучего масла, и вспыхнув, точно клок ваты, я исчезал. А дома меня ожидали две мыши, прирученные мною. Они жили за деревянной обшивкой стены; в ней на уровне стола они прогрызли щель и вылезали прямо на стол, когда я начинал шуметь тарелками ужина, оставленного для меня квартирной хозяйкой.

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

Художник представил свои теневые стороны в картине «Демон сидящий».

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

Гениальное отражение части внутреннего мира автора — «Черный квадрат».

ВАН ГОГ

Тяга к разрушению выражается, в частности, в картине «Стул».

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся