Men's Health. Журнал

Активный отдых: всем аве, пацаны!

Ролевая игра для настоящих мужчин. Сюжет: римские легионеры идут в поход и захватывают деревню варваров.
Активный отдых

Рано утром 21 ноября 2008 г. спецкор МН в Краснодаре Кирилл Орешкин облачился в доспехи римского воина и ушел в леса, чтобы сражаться там с врагами деревянным мечом. Мы уже хотели выслать по его следам медико-поисковую бригаду, но ролевая игра закончилась раньше и Орешкин вернулся сам — с этим репортажем в качестве объяснительной.

СПРАВКА МН

Ролевая игра (англ. role-playing game, RPG) есть драматическое действо, в котором актер и зритель — одно лицо. У игры имеется общий сюжет, по которому игрокам нужно, например, захватить вражеский лагерь, победить армию противника и т.п. При этом у каждого персонажа есть своя уникальная линия, особая задача, определяющая мотивацию и поведение героя. Основная классификация подразумевает деление ролевых игр по месту проведения на онлайновые, домашние (в том числе и настольные), уличные и т.д.

Мы идем к этому треклятому лагерю уже второй день. Тяжелые доспехи не дают продвигаться слишком быстро. А каково в них спать! Но делать нечего: в этих краях обитают разбойники.

Агриппа, я обессилен, — вновь ноет жрец, — боги явно не хотят, чтобы мы шли туда. Давайте вернемся?

Сволочь! Шагает налегке, а жалуется больше всех. Не надо было брать его с собой.

Заткнись, — говорю, — назад идти дольше. Устроим лучше привал. И выпьем хоть немного вина.

Уф, ну наконец-то. Есть пара минут отдышаться и привести мысли в порядок.

Итак, я участвую в полевке. Ее сюжет довольно прост: две центурии римских легионеров (около 200 солдат. — Прим. ред.) отправляются в поход, чтобы атаковать и захватить деревню варваров. Однако мой персонаж — жулик и вор Агриппа — не вояка. В армию он проник обманом для того, чтобы отыскать служащего здесь прохвоста Тиберия. Богатый купец нанял Агриппу, чтобы найти Золотой кубок Истины, а Тиберий знает, где спрятан этот магический артефакт. Хорошая роль. Я несколько месяцев ее сочинял: согласовывал с мастерами различные детали, выдумывал повадки персонажа. Все мечтал о том, как в первую же ночь отыщу информатора в лагере легионеров, о чем буду с ним говорить… Вот только создатели игры спутали карты: от места общего сбора до лагеря наш отряд не поедет на автобусе, как все, а пойдет пешком. Мы, мол, отстали от своей манипулы и теперь всеми силами стараемся ее догнать.

Всего «отставших» шестеро. Я, один из мастеров (он молча идет чуть поодаль от нас: мы не должны его замечать, а ему не следует вмешиваться в игру), двое моих друзей — Сергей и Толик — и еще пара ребят. Что у них за роли, я точно не знаю. Их персонажи говорят, что служат Риму, что с рождения мечтали быть в армии. Я поддакиваю: «Сам такой». И добавляю, что мой отец погиб от варварского топора, а я мечтаю отомстить этим грязным животным. Хотя на самом деле мечтаю я только о женщинах и вине. Точнее, о них мечтает мой герой Агриппа. Лично я — Кирилл Орешкин — хочу сейчас лишь одного: дойти до лагеря и, если там есть речка, искупаться. Но пока у нас очередной привал.

Мы развязываем мешки, достаем фляги с вином. Толик, плотно вошедший в образ Маркуса, заводит разговор о мифической семье этого легионера. На игре считается дурным тоном говорить про реальную жизнь. Да и надо ли у костра, жаря на вертеле курицу и слушая, как о прошедшей битве поет менестрель, вспоминать о работе, футбольных матчах и кризисе?

На игре многое происходит понарошку. У тебя спальный мешок вместо грубой шкуры зверя. Алюминиевая тарелка вместо свинцовой. Вилка и ложка — складные, а соль — в пластиковом яйце от «киндер-сюрприза». Но все это — набор условностей, которые принято не замечать. Впрочем, их не надо и выпячивать: если пить вино из пластиковой фляги можно у всех на виду, то зубы лучше чистить в одиночестве.

Пора идти, — командует Август, — итак задерживаемся. Ты же хочешь отомстить варварам, Агриппа?
Да, да… Очень хочу, — отвечаю вяло. — Давай, веди.
Август единственный из нас знает дорогу к лагерю. Но я ему не верю, не похож он на легионера: хитро смотрит, суетится и постоянно оглядывается. За таким нужен глаз да глаз.

Вне игры этот подозрительный Август — мой хороший приятель Сергей. Я с ним играю уже в пятый раз: он свое дело хорошо знает. Так что пусть ведет, тем более что кроме него и плетущегося в хвосте мастера никто и в самом деле не знает, куда идти. Надо сказать, на такой игре я впервые. Обычно все начинается на какой-нибудь большой поляне, где уже стоят декорации и раскачиваются на ветру шатры. И если отряд уходит из лагеря, то максимум до вечера — разведать местность. Но два дня подряд просто идти…

С другой стороны, и торопиться вроде некуда: игра рассчитана на целую неделю — рекордсмен по продолжительности. Обычно выезжаем на выходные, в два дня отыгрываем все действия — и в понедельник на работу. Но в этот раз пришлось подойти основательно: кто в отпуск ушел, кто отгулов набрал. А у кого не вышло — приехали на пару дней. Их персонажи, скорее всего, погибнут в бою. Нападут на лагерь варваров, будут ожесточенно биться и падут смертью храбрых. Надо ведь как-то логично окончить игру. К тому же для многих одно хорошее сражение — главное на полевке.

Кстати, важный момент: все оружие в игре безопасно. Мечи, ножи, сабли и кинжалы — деревянные. Молоты, булавы — и вовсе из уплотненного поролона. Мастера обычно проверяют все боевые принадлежности; опасное оружие никогда не допустят к игре. Однако неопасное не значит бесполезное. На деревянных мечах происходят очень зрелищные битвы, с блокированием ударов щитом, с парированием. Да и булавой тоже машут эффектно. Хоть она и легкая, а один игрок может толпу раскидать: в игре достаточно и легкого прикосновения, чтобы убить персонажа. Понятное дело, маркеров, как в пейнтболе, нет. Просто все играют честно. А жуликов — выгоняют с игры.

Активный отдых

Внезапная угроза

Мгновенно выхватываю меч и сразу же отползаю назад. Я еще не успел открыть глаза, но уже был готов к бою. Нет, вновь показалось, что кто-то шумит… Я встал с земли, огляделся. Августа нет. Костер, который мы специально оставляем на ночь, не горит. Неужели напали разбойники? В ста шагах отсюда лесок: если Августа и утащили, то только туда. Остальных будить не буду, схожу на разведку сам.

Осторожно пробираюсь к опушке, стараясь не шуметь. Слышу чьи-то голоса и прячусь за кустом.

Завтра днем я приведу их в ваше логово. Все как и договаривались: перебить их не составит труда.

Знакомый голос. Вглядываюсь в темноту: и точно — Август. А с ним еще человека четыре, все в черных мантиях — разбойники! Так, значит, этот предатель заключил с ними сделку? Ну что же, Юпитер его покарает. Пусть только вернется к костру — перережу ему глотку!

Мы с Сергеем дружим с детства, вместе учились. По сути, я выведу приятеля из игры на целые сутки, которые ему придется провести в мертвятнике: на этой игре штраф за смерть действительно серьезный. Но выхода нет.

Одно короткое движение деревянным кинжалом — и для Августа игра окончена. Сергею, конечно, обидно, но таковы правила. Мы будим мастера и сообщаем ему о случившемся. Тот связывается по рации с другими создателями игры, чтобы оговорить план дальнейших действий.

Решили так: утром я расскажу остальным игрокам о случившемся и выведу их к лагерю легионеров. Это никак не противоречит сюжету: Агриппа — вор, умеет читать следы и может провести по разбойничьим тропам. Ну а чтобы как-то обыграть это его умение перед другими персонажами, идущий с нами жрец воздаст жертву богам, и на моего героя снизойдет озарение.

Слегка надуманно? Для игры сойдет.

Будни легионеров

Эй, солдат! А ну-ка помоги нам. Мы должны укрепить эту стену до вечера, чтобы защитить лагерь от набега варваров.

Нет, Агриппа, тебе сегодня явно не везет: стоило дойти до лагеря, и кому-то сразу же понадобилась твоя помощь. Лучше притвориться раненым…

Простите, друзья, но, боюсь, я вам не помощник: этой ночью вражеская стрела угодила мне прямо в ногу, и я еле могу ее передвигать.

Слава Минерве, они отвязались. Можно спокойно присесть под этим шатром, выпить вина и поесть. Все-таки сегодня ночью я зарезал злостного предателя. Должна же за это быть хоть какая-то награда?!

Итак, я на месте. Лагерь легионеров — это огромный луг, обнесенный кольями по периметру, телега и несколько палаток. Но если декораций здесь минимум, то игроков очень много. Сейчас их не меньше двух сотен, и еще человек 50 наверняка разбрелись по окрестностям — местность исследуют. Помимо персональных задач каждый должен выполнять общественно важные: ходить в разведку, перехватывать лазутчиков, возводить оборонительные сооружения… У наших противников — команды варваров — есть в этом плане небольшое преимущество. Они приехали сюда на день раньше с картой местности. Аборигены как-никак должны разбираться в окрестностях.

Кто-то занят приготовлением пищи. Тянется жребий, и несколько отрядов отправляются варить простейшие супы — картошка, лук, морковка, тушенка.

Но больше всего народу — на турнире по историческому фехтованию. Такие чемпионаты проходят на многих полевках. Они не связаны с сюжетом игры, поглазеть на соревнования приезжают даже простые зрители, да и некоторых участников полевки интересует только эта часть мероприятия. Я, впрочем, от общественных работ отбился, в турнире не участвую. Надо разыскать моего информатора Тиберия. Единственно, что известно о нем, — на мече у прохвоста должен быть повязан красный платок. Он даже красивую легенду придумал: мол, этим самым оружием он отрубил голову одному варварскому вожаку. Надо будет расспросить солдатиков. Авось кто-нибудь из них уже слышал эту историю.

СЛОВАРЬ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЮЩЕГО

Полевка — ролевая игра за городом. Классическая полевка — смесь театра с турпоходом: длится несколько дней и требует особой подготовки.
Мастера — разработчики игры, которые придумывают или заимствуют из литературного произведения (например, Толкиена или Сапковского) сюжет, выбирают место и время проведения, создают декорации, распределяют роли.
Мир игры — произведение или сюжет, по которому проходит полевка.
Мертвятник — огороженный участок, который находится за основным полем игры. В него на некоторое время (от двух часов до суток) отправляют погибших персонажей. После выхода из мертвятника игрок, если захочет, перевоплощается в другого персонажа и получает новую роль.
Доспехи — необходимая одежда. Если твой персонаж — дипломат конца XIX века, то тебе нужен смокинг того времени, котелок, тросточка. В некоторых играх действует «правило 5 метров» — если с 5 м костюм смотрится достоверно, его допускают.

Активный отдых

На лагерь пала ночь. Вояки разжигают костры, поют песни, пьют вино. Подсяду-ка вот к этой веселой компании…
Аве, друзья! Чудесный пир и отличное пламя. Можно ли присоединиться к вам?
Здесь сидят только те, кто уже был на волосок от смерти, — отвечает один из легионеров. Видимо, самый старший.
Что ж, у меня как раз припасена для вас хорошая история, — я сел у костра, достал флягу с вином и за раз осушил ее наполовину. — Меня зовут Агриппа. И прошлой ночью я едва не расстался с жизнью. А дело было так…

Я уже задремывал у костра, когда ко мне подбежал парнишка лет 18. Вместо доспехов какие-то обноски.

— Господин, вы Агриппа? Мой хозяин Тиберий просил разыскать вас. Он ушел рано утром в сторону варварского поселения. Он говорил, что у него к вам есть какое-то дело. Мне надо спешить. Простите.

Мальчик поклонился и быстрым шагом ушел прочь.

Может показаться, что играть слугу — унизительно. На самом деле, здесь нет безвольных рабов. Даже обычный оруженосец имеет интересную сюжетную линию, а служба господину — лишь небольшое бремя. Да и никто не будет пинать его ногами и издеваться. Слуги обычно друзья своим господам.

Значит, завтра мне не удастся отсидеться в лагере. Что ж, пусть так. В конце концов, варвары — такие же игроки, как и я. Почему бы не прогуляться до их поселка?

Кругом тьма. Густой лес не дает луне осветить наш путь. Пять римских легионеров тихо ступают по влажной земле. Мы не зажигаем факелов, не переговариваемся. Ночные птицы перекрикивают наши осторожные шаги. Нас не должны слышать. Но... Стоп! Откуда стреляют? Почему их не видно? В Юлия вонзилась стрела, он падает. Я бегу. Стрелы летят мимо. Рядом со мной бежит кто-то еще. Я оборачиваюсь.

— Маркус! Как хорошо, что ты здесь.

Но надо бежать, варвары заметили нас, я дергаю его за руку. Маркус достает кинжал, три удара, ноги словно налиты свинцом, шаг, еще один и… Земля, такая мягкая и свежая. Но, Маркус, зачем?

Ну вот, спектаклю конец. Можно встать, отряхнуться и топать в мертвятник.

Вам интересно знать, что же случилось? Утром четвертого дня я, как и было задумано, отправился на поиски Тиберия — в лес. Ходил долго, встретил отряд кладоискателей. Бедолаги заплутали: не могли разобраться в карте. А меня, профессионального проходимца, мастер научил пользоваться игровыми картами — я помог ребятам, присоединился к их отряду, а спустя какое-то время стал в нем главным.

Искать сокровища оказалось интереснее, чем гоняться за неуловимым информатором. Но лишь некоторое время: как уже понятно, мы попали в западню, организованную — верно! — Толиком. Его персонаж Маркус, с которым еще в начале игры мы добирались до лагеря, оказывается, мечтал заполучить ту самую карту, которая волей случая оказалась в моих руках.

Впрочем, проснувшись поутру в мертвятнике, я обнаружил Толика дрыхнущим по соседству: ветераны, с которыми я просидел полночи у костра, каким-то образом узнали о смерти моего персонажа, разыскали Маркуса и казнили его за измену. В общем, концовка показалась нам с Толиком вполне достойной, мы закончили игру и с чувством выполненного долга уехали домой.

Новые игры в будущем

Весной и летом проходят десятки полевок с самыми разными сюжетами. Выбрать интересующий мир и подать заявку на участие можно на сайте allrpg.info. Каждый игрок должен платить взнос (от 500 до 8000 руб.), который покрывает работу мастеров и расходы на провизию. Чем больше взнос, тем больше удобств предоставляют мастера. В некоторых играх можно даже номер в коттедже снять.

Комментарий психолога

Галина Медведева, кандидат психологических наук, гендиректор Центра психологического развития личности «Лидер»:

К игре взрослого человека приводит противоречие, когда он хочет, но не может удовлетворить какую-то свою потребность. Например, потребность в признании черт характера, которые трудно реализовать в современных условиях, — героизм, самоотверженность, великодушие, стратегическое мышление полководца, творческие способности и прочее. Игра помогает снять эмоциональное напряжение, отработать новые навыки, освободиться от тяжелых мыслей, агрессивной настроенности, мобилизовать нервную систему. Как результат — избавление от вороха болезненных комплексов вкупе с неврозами.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся