Men's Health. Журнал

Гонщик Михаил Грачев: «Я один из самых спокойных водителей на дорогах»

Победитель нашего конкурса «Попади на обложку» гонщик Михаил Грачев встретился с МН на автодроме ADM Raceway в подмосковном Раменском. Михаил готовился к этапам Российской серии кольцевых гонок, за окном шел дождь и ревели моторы: мы поговорили с Грачевым про тренировки, первую машину, отказ от мяса, пиво, грязные комбинезоны, аварию и любовь.
Михаил Грачев 12.png

Михаил Грачев

  • Возраст: 31 год
  • Вес: 78 кг
  • Живет: Казань
  • Достижения: Пилот LADA Sport ROSNEFT (класс «Туринг»). Пятикратный чемпион России. Победитель этапов международной серии TCR International Series (2016 год, 4 победы, 8-е место по итогам сезона).
  • Машина на соревнованиях: Lada Vesta Sport TCR. Максимальная мощность — 340 л. с. Прямоточная система выпуска, сварной выпускной коллектор, спортивные газонаполненные амортизаторы. Тормозная система — спортивная (на компонентах TM Performance и AP Racing), двухконтурная.
  • Еда

Меня волнуют вопросы климатического изменения планеты, глобального потепления и жестокого обращения с животными. Я нахожусь в начале пути, собираю информацию, стараюсь вести более экологичный образ жизни. Первым шагом для меня стал отказ от потребления мясной продукции. Основа моего рациона — овощи, фрукты, крупы, богатые белком (киноа, гречка), бобовые (белая, красная фасоль), зелень (шпинат, базилик). Мое фирменное блюдо — пицца «Маргарита» со шпинатом. У меня есть секретный рецепт теста, который позволяет приготовить пиццу дома вкуснее, чем в Италии, на тонком хрустящем тесте с пышными бортами!

  • Лишний вес

Вес у меня стабильный — 78. В целом мне комфортно до 80. За гонку пилот теряет до 4 кг, уходит жидкость из организма. Нужно, чтобы были силы, чтобы ты сохранял концентрацию на протяжении тех 30–40 минут, пока идет гонка. Малый вес — тоже нехорошо, может быть тяжело: скорости высокие, требуется прилагать много усилий, крутить интенсивно руль.

  • Физические нагрузки

Занимаюсь каждое утро. Тренирую баланс и концентрацию в йоге, силу и выносливость в кроссфите, скорость и реакцию в хоккее. Пару раз в неделю (когда я у себя в Казани) играю в хоккей в любительской команде. Хорошая тренировка — она держит в форме: нужно кататься, толкаться, следить за игроками и шайбой — то есть тут и физическая нагрузка, и еще упражнения на концентрацию. Если бы я не был гонщиком, стал бы профессиональным хоккеистом. На льду чувствую себя по-настоящему счастливым.

  • Тренировки

Тренировка гонщика — это не как прийти, скажем, в зал и отработать с тренером. Нужен я, нужна машина, команда, все это необходимо организовать, соединить в одном месте. У каждой вещи, детали, инструмента в боксе есть свое место, поэтому каждый член команды знает, где что находится, и может оперативно решить любой вопрос. Что же касается лично моих упражнений на трассе, то главное — вывести машину на максимальную скорость, как можно ближе к пределу. Если ездить медленно, никаких проблем у тебя не будет — ничего не поймешь. На этой трассе в Раменском максимум — это где-то 200 км/ч. Круг в 3200 метров проезжаю за полторы минуты. Тренировка длится примерно час, три сессии по 20 минут. В нашей команде есть штат инженеров и механиков. И после каждого заезда с машины, где стоит много разных датчиков, снимают показания — больше чем 200 параметров. Потом эти данные анализируются, в автомобиль вносят корректировки.

  • Общественное мнение

Сейчас в социальных сетях принято что-то писать легко и непринужденно и никак не отвечать за свои слова. Одно время я очень переживал из-за того, что думают и пишут про меня другие. Это неправильно, можно загнать себя в ловушку, из которой сложно выбраться: никому ничего не докажешь. Сейчас я научился не обращать внимания на мнения других о себе. У меня есть результат, я занимаюсь тем, чем хочу, что думают остальные — ну, это всего лишь их личные мысли. Мне важно, что меня поддерживают близкие.

  • Травма

С 8 лет я занимался картингом, а в 18 попал в аварию, вылетел с трассы. Травма спины была серьезной, полтора года ушло на восстановление. Помню, в то время я не знал, смогу ли дальше заниматься гонками. Моей целью стало возвращение в автоспорт. Каждый день я делал упражнения для восстановления спины и думал только об одном: когда я смогу вернуться.

Картингом я заниматься уже не мог: в карте очень жесткая посадка — ездить больно. Попробовал автоспорт, точнее автокросс, соревнования на машинах по грязевой трассе. На автомобилях уже полегче, есть амортизация. Стало получаться — выигрывал чемпионаты России. Боль после той травмы возвращается и сейчас — ровно в том месте, где она была десять лет назад, я просто научился не обращать внимания. Многие говорят: как это ты сидишь так ровно? А это все из-за тех упражнений, которые я бесконечно делал, чтобы не болела спина, — привык так сидеть, выпрямившись, чтобы было легче.

Михаил Грачев 13.png
  • Высшее образование

Я менеджер-экономист, окончил университет. И хочу сказать, что высшее образование мне помогает — например, дает более широкий угол зрения, взгляд на вещи. Я доволен, что довел обучение до конца, не бросил, хотя мог не раз: гонки отнимают много времени. Внутренний настрой был такой: если уж я попал в университет, непременно доучусь. Это вообще моя черта характера — доводить до конца.

  • Гонщики

Времени гонщиков, которые после соревнований стоят в грязных комбинезонах и пьют пиво, больше нет. Сейчас спонсоры пристально наблюдают за нами, а нам нужно с ними работать, нужно нравиться им и публике. Гонщики все разные, у всех свои характеры: кто-то открытый, кто-то закрытый, кому-то нравится общаться, кому-то нет. Но в любом случае это часть работы. Первое время я был сосредоточен на соревнованиях, мне было не до медийности, потом стал учиться. Это одна из моих философий по жизни — нельзя стоять на месте, нужно развиваться. В любом деле мне интересно узнавать что-то новое, я стараюсь, если я чем-то занят, охватить в этой сфере как можно больше.

В других странах, например, есть курсы водительского мастерства, где тебя учат не только быстро ездить, но правильно общаться с прессой, отвечать на вопросы, вести социальные сети. То есть в конце обучения в мир выдают готовый продукт: гонщика, который умеет себя вести на трассе и вне ее. В России гонки развиваются, все больше и больше появляется трасс, участников. Сейчас уже и прямые трансляции по центральному телевидению — все соревнования идут по «Матч ТВ». Ну, в интернете все есть. Гонки стали интересны для спонсоров, их приходит все больше, появляются и зрители. Недавно я снялся в ролике «Роснефти», меня теперь стали узнавать на улице: «А, вы тот самый, из рекламы!»

  • Семья

У моего отца была мечта стать гонщиком. В детстве он много мне рассказывал о машинах, мы вместе проводили с ним время в гараже, я знал каждую деталь в автомобиле. В 8 лет он отвел меня в секцию картинга. И так началась моя история. Мама и старшая сестра всегда меня поддерживали, верили в меня и учили никогда не сдаваться, даже когда было очень сложно.

  • Любовь

Успех ничего не значит, если тебе не с кем его разделить. Моя жизнь изменилась 7 лет назад, когда я встретил свою любовь. Самым мощным стимулом и мотивацией для меня является она. Жизнь с гонщиком — это очень сложно: постоянные командировки, перелеты, ненормированный график. В дни подготовки к гонкам я работаю по 14–16 часов. Мне повезло встретить Евгению в начале карьеры, поэтому мы вместе идем к нашим целям, проживаем все взлеты, но и, конечно, парочку падений.

Михаил Грачев 16.png
  • Первая машина

В 18 лет я сдал на права, а отец купил мне подержанную серебристую «девятку». Самый лучший момент в той моей жизни, я был невероятно счастлив. Сейчас понимаю, насколько это незначительно, но тогда мне казалось очень важным: я стал независимым от городского транспорта! Ездил в университет на автобусах и маршрутках, а тут стал передвигаться сам, на своей машине. Я не идеален — не хочу про это подробно говорить, но первые годы, лет до 22–23, делал на дорогах какие-то очень рисковые вещи. В свое оправдание хочу сказать: в этот момент никого не было рядом. Если бы что-то случилось, пострадал бы только я один. А что сейчас? Сейчас я один из самых спокойных водителей на дорогах.

  • Другие водители

Сейчас на дорогах очень много водителей, которые не умеют водить, делают это откровенно плохо. Получить права сейчас легко, а скорости повышаются, дороги становятся шире и лучше, автомобили — быстрее, а опыт есть мало у кого. И это грозит опасными последствиями. У нас в автошколах многое делается для заработка, реальной подготовки водителей мало. А человек без навыков в любой экстремальной ситуации делает неправильные вещи. Многие даже садиться за руль правильно не умеют — садятся как им удобно. Потому что в свое время им никто не объяснил, как это нужно делать правильно. Это недостаток в нашей системе подготовки водителей. Знаю, что в той же Финляндии вообще с 13 лет начинают учить детей в автошколе и они только потом, в 18 лет, могут получить права. Получается 5 лет обучения. А у нас это 2 месяца. И инструктора — те, кто пару лет назад сами получили права.

  • Личный автомобиль

Мне, конечно, важно, чтобы машина нравилась, чтобы в ней было приятно ехать. Но в целом мне не нужно, чтобы она была роскошная и дорогая. Лет в 20 меня это, конечно, заботило, а сейчас я понимаю, что машина за миллион рублей ездит примерно так же, как и автомобиль за 10 миллионов. Будет возможность — куплю подороже, нет — тоже никакой проблемы не вижу. Это не важно.

  • Возраст

Когда я начинал, мне было 22 года. Сейчас иду на тренировку — вижу ребят, им по 15 лет. Чем ты моложе, тем легче все дается. Меньше каких-то ограничений, меньше опыта, который давит на тебя, говорит, что опасно, что не опасно. В 30 ты часто думаешь: это может привести к таким-то последствиям. Такие мысли сбивают. Хотя в каких-то сложных ситуациях, безусловно, опыт меня 30-летнего очень важен. Вот даже в такой сложной погодной ситуации: посмотри в окно — идет дождь, трасса в воде. Но это не в первый раз, я знаю, что надо делать. А если бы мне было 15 и меня сюда привезли, был бы, конечно, шок, ступор.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся