Men's Health. Журнал

Каскадер Мартин Иванов: «Я перепробовал все!»

Один из лучших российских кинокаскадеров Мартин Иванов принял участие в проекте «12 подвигов Hilux», где неубиваемый пикап и его водитель выживают под водой, в глубокой заморозке и в других суровых испытаниях. Мартин поделился впечатлениями от проекта и рассказал MH о своих планах на ближайшее будущее.
Мартин Иванов

1. В кино требуется всего лишь создать иллюзию мастерского вождения, а в этом проекте — испытать автомобиль в реальности, причем по полной программе. Ведь так?

Да. Например, в одном из эпизодов с разводными мостами в Санкт-Петербурге хоть я сам и не снимался (трюк с зависанием исполнял чемпион России по дрифту Евгений Ружейников), но знаю, что там все было по-настоящему. А когда я совершал прыжок через такой же петербургский мост для фильма «Стритрейсеры», значительная часть картинки вообще была нарисована на компьютере. «12 подвигов» — это торжество абсолютного реализма.

2. Ты страховал свою жизнь перед съемками?

Нет, в проекте все выглядело весьма надежным — да так в итоге и оказалось. Вообще, я сам насчет этих вопросов не заморачиваюсь, на больших проектах страховка обычно содержится в условиях контракта. Однажды в России мне даже довелось получать выплату по страховке, когда я слегка разбился на съемке. Но получил какие-то копейки после долгих проволочек, так что разбиваться невыгодно.

3. Применялись ли какие-то дополнительные технические устройства для выполнения трюков?

Для некоторых «подвигов» — да. Подводная история (ролик «Спящий в бездне») оказалась сложной для выполнения. Для того чтобы автомобиль был готов, перед погружением с него сняли все вспомогательные электроприборы. Оставили только необходимый минимум, чтобы автомобиль мог самостоятельно передвигаться, и тот был тщательно загерметизирован. В подвиге «Сила духа» серийный автомобиль должен был взять на буксир реактивный лайнер Sukhoi Superjet 100 весом 45 тонн. Для съемки этого ролика использовали тягово-сцепное устройство, адаптированное для буксировки самолета.

4. Какой из подвигов тебе больше всего запомнился?

Мне понравились все подвиги, даже те, в которых я не участвовал. Было интересно попробовать все под водой, на суше и даже в морозильной камере. На мой взгляд, самым захватывающим был подвиг «Спящий в бездне». В закадровом тексте к ролику я говорил «Hilux выживает там, где выживаю я», но сейчас я понимаю, что это не совсем верно. Я сидел на дне в акваланге, и даже пытался читать журнал, а вот на Hilux акваланга не было. Конечно, двигатель защитили от попадания воды, но полной уверенности в том, что мы все предусмотрели, не было. С этим автомобилем мы участвовали в съемках, это располагает к возникновению дружеских отношений. Тем более, что в Hilux чувствуется какая-то одушевленность, как будто вся героическая история многочисленных поколений впиталась в металл и пластик. Естественно, начинаешь волноваться за него, и как же было приятно, когда он выполз из озера, как бы показывая всем, что его такими испытаниями не сломить...

А в ролике «Взрослая песочница» я снимался вместе со своим сыном, и это было действительно здорово. Он впервые попробовал себя в качестве актера.

Непередаваемые эмоции испытывала вся съемочная группа во время съемок ролика «Глубокая заморозка». Автомобиль 9 дней стоял в промышленной морозильной камере, при температуре -20°C. Двигатель автомобиля завелся самостоятельно, без использования вспомогательных средств. Я садился в автомобиль через заранее вырезанное заднее стекло. Перед началом съемки все включили свои телефоны, а оборудование перепроверяли по 100 раз. Это было невероятно, но пикап легко расправился с ледяными оковами и вырывался из плена.

Раньше я сам профессионально участвовал в ралли, поэтому мне также был близок по духу эпизод под названием «Невероятный кросс». В нем я бросаю вызов чемпиону России по велокроссу, чтобы проверить скоростные возможности и маневренность Hilux в бешеной гонке по пересеченной местности. Казалось бы, нет ничего проще, чем на автомобиле обогнать велосипедиста. Но для того чтобы выиграть в противостоянии с велосипедистом, я ехал на пределе возможностей пикапа. Забавным получился и эпизод с медведем («Опасный лес»), в котором я и Евгений Ружейников испытываем автомобиль в условиях сурового бездорожья средней полосы России.

5. А ты купил бы себе такую неубиваемую машину?

Я испытал это авто в таких экстремальных условиях, что, пожалуй, приобрел бы для поездок на дачу! Это легендарный автомобиль с выдающимися внедорожными качествами, хорошей грузоподъемностью и выносливостью. С этим связано еще одно яркое воспоминание — буксировка лайнера Superjet 100. Это настоящая махина, вы только вдумайтесь в эту цифру — 45 тонн! Никто и никогда не просчитывал, выдержит ли рама Hilux такую нагрузку в момент первого рывка или нет. Теоретически мы знали, что такое возможно, но когда я увидел, какой игрушкой кажется Hilux на фоне самолета, меня одолели сомнения.

Это испытание — «Сила духа» — даже не было связано с риском. Гоняться со спортсменом на байке по лесу было гораздо опаснее, хотя для меня это, прежде всего, работа, и отношусь я к ней со всем возможным спокойствием. А здесь я наблюдал со стороны за приготовлениями и был уверен, что раму мы порвем и ничего не получится. Но иногда я думаю о том, что мы сами не всегда понимаем, на что способны автомобили, на которых мы ездим. У Hilux действительно прочная рама, потому что я видел, как лайнер сначала вздрогнул, а потом послушно покатился за автомобилем. И никаких технических проблем — дифференциал, трансмиссия оказались необыкновенно прочными.

[GALLERY_H]

6. Когда ты понял, что стал знаменитым?

Думаю, после работы на съемках фильма «Превосходство Борна». И потом, в 2005 году, когда мы получили премию Taurus (вручается каскадерам за лучшие трюки). После нее мне сразу стали приходить запросы на интервью для разных изданий.

7. Что происходит с машинами, которые после съемок остаются работоспособными?

Одни отправляются на выставки, другие — в музеи, некоторые продаются на аукционах. Иногда автомобили оставляют для съемок следующих частей фильма. Например, автомобили, которые сохранились после фильма «Казино «Рояль», снимали в «Кванте милосердия». Их немного привели в порядок: заменили фары и бамперы, чтобы они стали похожи на следующие модели. А автомобили из картины «007: Координаты «Скайфолл» перешли в следующий фильм «007: Спектр».

8. Твоей профессии мешает развитие компьютерной графики? Может ли получиться, что каскадеры вообще не будут востребованы?

Все зависит от конкретного фильма. Например, в «Мстителях» было много компьютерной графики и меньше работы для каскадеров. А есть картины, для которых стараются делать все «по-настоящему», по максимуму привлекать каскадеров. Компьютерная графика позволяет убирать приспособления, которые используются во время исполнения трюков, например, страховочные тросы. То есть обычно фильмы получаются в результате совместной работы каскадеров и специалистов по компьютерной графике. Я не думаю, что каскадеры когда-нибудь перестанут быть востребованными. Разве что лет через 100. Пока без их участия не обходится ни один фильм.

9. Насколько тяжело работать со звездами первой величины? Есть ли среди них неприятные типы? И кто, наоборот, тебе понравился?

Во время съемок я мало времени провожу с актерами. У нас разные съемочные группы. Мы отдельно снимаем трюки, а в это время основная рабочая группа под руководством режиссера снимает актеров. Обычно за весь проект мы пересекаемся всего на пару дней. Например, на «Спектре» мы поработали вместе всего одну ночь. У некоторых актеров есть постоянные дублеры, с которыми они близко общаются и работают вместе из фильма в фильм. У меня пока не было такого опыта.

10. Как обычному человеку стать каскадером? Где учат этой профессии?

Этой профессии нигде не учат. До того, как стать каскадером, я профессионально занимался авторалли. Потом начал работать с отцом. Он у меня известный каскадер со стажем более 40 лет. Поначалу я снимался в основном в сценах погони. В Англии, например, новичку не так просто стать каскадером. Ему необходимо сдать несколько нормативов: прыжки в воду, плавание, катание на лошади… У нас все проще. Если ты подходишь, тебя приглашают на съемки — ты каскадер.

11. А какие новые фильмы с твоим участием мы сможем увидеть вскоре на экранах?

Пару месяцев назад я вернулся со съемок нового Джеймса Бонда, фильм называется «007: Спектр». Вот там я мелькаю.

12. Раз ты все перепробовал, может быть, пора переквалифицироваться в постановщики трюков?

Вообще-то, я уже успел поработать в этом качестве на нескольких проектах в России. Но все-таки наиболее востребован в нашей стране как постановщик мой отец — мы оба не можем заниматься одним и тем же. Поэтому я все же больше исполнитель.

13. Есть трюки, которые ты еще не успел выполнить?

Нет, честно говоря, я уже перепробовал все. Погони, перевороты — ничего нового для меня уже не предвидится.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся