Men's Health. Журнал

Памяти Олега Табакова: лучшие роли великого артиста

12 марта на 83-м году жизни скончался Олег Павлович Табаков — великий русский артист, воплотивший за свою долгую кинематографическую и театральную карьеру мужские типажи, в которых советские и российские зрители так или иначе узнавали себя или, наоборот, получали образец для подражания. Men’s Health вспоминает ключевые киноработы Олега Табакова.

«Люди на мосту»

В основе этой производственной драмы Александра Зархи про мостостроителя Булыгина — история снятия с должностей сталинского сподвижника Лазаря Кагановича. Впрочем, этот экскурс совершенно не важен, учитывая, что Булыгина играет Василий Меркурьев, а его сына — Олег Табаков.


«Испытательныий срок»

Одна из первых экранных встреч Табакова с его постоянным партнером и другом Олегом Ефремовым произошла на съемочной площадке именно этой картины. Табаков сыграл юного сотрудника уголовного розыска Сашу Егорова, а Ефремов — его наставника, старшего оперуполномоченного по фамилии Жур.


«Шумный день»

15-летний рассерженный подросток-идеалист Олег Савин — уже сильно не первая, но первая значительная роль Табакова. Сцена, в которой его герой мстит за разбитый аквариум, уничтожая при помощи шашки шкафы, — в золотом фонде российского кино.


«Молодо-зелено»

В массовом сознании Табаков, пожалуй, все же ассоциируется с ролями интеллигентных героев. Однако в самом начале пути был в его карьере и такой фильм, где Олег Павлович сыграл монтажника в производственной мелодраме Константина Воинова.


«Война и мир»

Здесь все просто: другого Николеньку Ростова, чем Табакова в фильме Сергея Бондарчука, ни один русский зритель не сможет представить в принципе.


«Гори, гори, моя звезда»

Фильм Александра Митты про преданного революции Владимира Искремаса (псевдоним расшифровывается как «Искусство — революционным массам») — невероятно пронзительная, смешная и грустная картина, которая была бы совсем другой, если бы главная роль не досталась Табакову. Это, кстати, вполне могло случиться: изначально на Искремаса пробовали Ролана Быкова, но отказались от этой идеи из-за сходства артиста с Всеволодом Мейерхольдом. Одним из решающих аргументов в пользу Табакова, в свою очередь, было то, что он похож на Сергея Эйзенштейна.


«Случай с Полыниным»

Театральный режиссер Балакирев в фильме по сценарию Константина Симонова — один из первых табаковских интеллигентов.


«Достояние республики»

И вновь сотрудник УГРО — Макар Овчинников, — но на этот раз совсем удивительный: с серьезными цирковыми способностями и неожиданным сочувствием к благородному авантюристу Маркизу, которого сыграл Андрей Миронов.


«Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

К моменту съемок в михалковском шедевре на счету Табакова уже была роль младшего Адуева в «Обыкновенной истории», а позднее он сыграет и старшего (младшим станет его воспитанник Евгений Миронов). В данном же случае речь идет о том, что не полюбить гончаровского бездельника и мечтателя в исполнении Табакова было совершенно невозможно.


«Неоконченная пьеса для механического пианино»

Еще один гениальный плод совместной работы с Никитой Михалковым, и брачный крик марала в лесу, который в какой-то момент издает Табаков, — одно из самых незабываемых кинопереживаний в принципе.


«Полеты во сне и наяву»

Важнейший поколенческий фильм восьмидесятых — снятая Романом Балаяном экзистенциальная одиссея Сергея Макарова (Олег Янковский), пытающегося пережить кризис среднего возраста. Табаков сыграл здесь друга и начальника Макарова, который произносит сакраментальную фразу «Ты ж болен, Серега, неужели не понимаешь?». В 80-е вообще Табаков играет теневого партнера главных героев-любовников (см. «Незваный друг» или даже «Москва слезам не верит», где он надежно ублажает героиню до появления, собственно, слесаря-пророка).


«Незваный друг»

В 80-х Табаков то и дело давал понять, что ему одинаково хорошо даются и физики, и лирики. Так, в фильме Леонида Марягина «Незваный друг» он успешно сыграл химика Алексея Грекова — товарища героя Олега Даля.


«Мэри Поппинс, до свидания»

Строгая гувернантка Юфимия Эндрю — несомненная жемчужина в фильмографии Табакова и, между прочим, один из ярчайших и бесстрашных примеров травестийной роли в советском кино.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся