Men's Health. Журнал

Алессандро Дзанарди: жизненный путь несгибаемого гонщика

Чтоб ты знал: после аварии на гоночной трассе этот мужчина, которого буквально разорвало пополам, не стал жевать сопли и вернулся в любимый спорт. А спустя 11 лет принял участие в Параолимпийских играх, где стал двукратным чемпионом в классе ручных велосипедов. Ну а теперь чуть подробнее.

Первые круги

Дзанарди, как и большинство автогонщиков, первые шаги в спорте сделал в картинге в 13 лет. Если говорить о взрослых гонках, то в них Алессандро дебютировал в 1989-м (тогда ему было 22) в «Итальянской Формуле-3». Там он провел три сезона, и последний из них стал для парня успешным: Дзанарди сделался вице-чемпионом «ИФ-3» и победителем Еврокубка «Формулы-3».


Дебют в «Формуле-1»

1991 год Дзанарди начал в «Формуле-3000», в которой по итогам сезона стал вторым в личном зачете, что позволило ему получить суперлицензию «Ф-1» и наконец дебютировать в Королевских гонках (в команде Jordan Алессандро выпал шанс заменить в двух гонках попавшего за решетку Бертрана Гашо). К сожалению, очков в первом сезоне ему набрать не удалось, хотя по нынешней системе начисления баллов у итальянца в активе было бы их целых четыре (обе гонки Дзанарди закончил на 9-м месте).

Следующий сезон Алессандро проработал тест-пилотом Minardi, где ему опять пришлось выполнять функции боевого пилота, заменяя травмированного Кристиана Фиттипальди. Команда была очень слаба, поэтому не удивительно, что Алессандро так ни разу и не доехал до финиша: дважды не прошел квалификацию и один раз сошел с дистанции.

1993 год Дзанарди провел в составе Lotus, и этот сезон оказался самым успешным в «Формуле-1»: за 6-е место в Гран-При Бразилии он заработал свое первое очко (если считать по нынешней системе, то итальянец набрал 18 баллов, что на 10 больше чем у Квята в прошлом году). Всего в Lotus Алессандро прокатался два сезона, а после банкротства команды он был вынужден покинуть Королевские гонки. Навсегда ли?


CART

С 1996 года Дзанарди начал выступать в серии CART (американский чемпионат автомобилей с открытыми колесами, в 2008 году эту серию поглотил IndiCar) в составе Chip Ganassi Racing. Именно здесь итальянец смог показать себя во всей красе: первый сезон принес ему звание вице-чемпиона серии и награду «Новичок года», а второй и третий — два чемпионства. Такие успехи Дзанарди не могли остаться не замеченными…


«Формула-1»: второе пришествие

После громкого успеха в CART на Дзанарди положил глаз Williams и выменял его у Chip Ganassi на своего тест-пилота Хуана Пабло Монтойю. К сожалению, этот обмен стал большим просчетом для Фрэнка Уильямса и его команды, так как итальянец не смог завоевать ни одного очка и вчистую проиграл конкуренцию своему партнеру по команде Ральфу Шумахеру. В итоге Williams решил разорвать контракт с Дзанарди, выплатив ему неустойку, и отправить пилота в свободное плавание, заменив его Дженсоном Баттоном.


Авария

Пропустив один сезон, Дзанарди решил снова попытать счастья в CART. Это возвращение нельзя назвать громким, так как результаты у Алессандро были скромными, но именно этот сезон кардинально изменил жизнь итальянца, разделив ее на «до» и «после».

15 сентября 2001 года, трасса Лаузитцринг в Германии. После пит-стопа Алессандро выезжает на гоночный трек, но внезапно теряет управление — и его болид разворачивает поперек трассы. Несущийся на полной скорости Алекс Тальяни врезается в него.

Причиной аварии признали ошибку итальянца: выезжая с пит-стопа на непрогретой резине, Дзанарди слишком рано начал разгоняться и не справился с управлением. Итог: ампутирование обеих ног по колено и долгие месяцы реабилитации.

Символическое возвращение

Оказалось, что вынудить уйти из любимого спорта Дзанарди не могут никакие обстоятельства. Уже в следующем году он начал ходить на протезах, а в 2003-м символически вернулся в автоспорт: Алессандро проехал оставшиеся после аварии 13 кругов по трассе Лаузитцринг — публика встретила его громкими овациями. Дзанарди показал отличное время, которое, возможно, и подтолкнуло его к идее возродить свою карьеру.


Кузовной спорт

С того же 2003 года Дзанарди начинает выступать в кузовном автоспорте (он использует специальные автомобили, оснащенные ручным управлением) и вплоть до 2009 числится боевым пилотом команды BMW Team Italy-Spain, выступающей в сериях WTCC и ETCC. К слову, в 2005 году Алессандро смог стать чемпионом «Итальянского супертуринга», хотя в 1992 году, будучи молодым и здоровым, он занял лишь 21-ю строчку в личном зачете.

А в 2014-м 48-летний итальянец решил вновь испытать судьбу и вернуться к большим гонкам. Он провел целый сезон в Blancpain Sprint Series, соперничая бок о бок с очень сильными оппонентами, среди которых были и наши: Сергей Афанасьев, Роман Русинов и Алексей Васильев. В личном зачете Дзанарди стал 20-м. Учитывая обстоятельства — нормальный результат.


Параолимпиада

До прошлогоднего возвращения в автоспорт был в судьбе Алессандро и еще один сильный момент. Приостановив карьеру автогонщика в 2009-м, он попробовал свои силы на престижном нью-йоркском марафоне в классе ручных велосипедов, и, одержав победу, изъявил желание поучаствовать в лондонских Параолимпийских играх. И вот итог: два золота на дистанциях 16 км и 64 км и серебро в эстафете. Кроме Параолимпийских игр Алессандро принял участие и в трех чемпионатах мира для людей с ограниченными возможностями, где завоевал 5 золотых и 2 серебряные медали.


Личная жизнь

Алессандро женат, у него есть сын. Наверное, если бы не семья, то вряд ли бы Дзанарди вернулся в автоспорт после столь тяжелой аварии, но поддержка жены и сына помогли итальянцу вернуть многие «доаварийные» радости: «Однажды сын захотел со мной поплавать, как до аварии. Ему было три года, как тут объяснишь, почему я не хочу вываливаться из коляски в бассейн, словно мешок с картошкой. Поэтому я обратился к ортопеду и попросил разработать мне специальные протезы. Нетонущие и чтобы на них можно было бы ходить, как на обычных протезах. Тогда таких не существовало. Мы использовали материалы из автоспорта и специальную пену, которой обычно заполняют топливные баки. В общем, плавал я в них как дельфин».

Алессандро Дзанарди вне спорта
  • В 1999 году компания Honda в честь Дзанарди и его очередного чемпионства в серии CART выпустила автомобиль Acura NSX: Alex Zanardi Edition.
  • Алессандро Дзанарди — командор (читай: кавалер) итальянского ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
  • Вне гонок Дзанарди ведет телепередачу на итальянском ТВ, озвучивает мультфильмы и выпускает собственные гоночные карты.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся