Men's Health. Журнал

«Он придумал новый мужской образ»: памяти Станислава Говорухина

Знаменитый режиссер и актер скончался на 83-м году жизни. Официально о смерти объявили на заседании Госдумы, где Говорухин работал с 1994 года.
Станислав Говорухин

Записной денди и донжуан Одесской киностудии, Говорухин был немыслим без своего белого костюма и трубки в зубах.

Любил цитировать Оскара Уайльда, Редьярда Киплинга. В своих откровенно жанровых и зрительских режиссерских и сценарных работах — «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «Десять негритят», «Приключения Тома Сойера» — претендовал на роль брежневского Хичкока. «Я человек европейской культуры, знаю европейские языки, и мне противно, когда русские начинают заглядывать в рот иностранцам, — говорил он. — Надо жить своим умом».

Проживший долгую жизнь (от Сталина до Путина), он умел сохранить стержень, обладал крутым нравом и придерживался своих принципов, порой довольно сомнительных. Но назвать Говорухина упрямым язык не поворачивается. «Вот чего я в людях не выношу, так это упрямства. Упрямство — это первый признак тупости», — говорил Глеб Жеглов, на роль которого Говорухин взял своего друга Высоцкого, с которым в тот период из-за регулярных запоев почти никто из кинематографистов не хотел связываться. Цитата из его «Детей капитана Гранта» гласила: «Поздравляю. Вы изобрели новый тип героя. Его нет пока в реальной жизни, но в него веришь, ему хочется подражать. А это значит, он объявится».

Говорухин действительно придумал новый мужской образ, который был бы полон противоречий и в то же время служил бы твердым нравственным ориентиром нескольким поколениям.

В перестройку Станислав Говорухин перешел на документальное кино и снимал жесткие, полемические картин — после показов чернухи с проникновенным закадровым текстом «Так жить нельзя» зрители жгли партбилеты и штурмом брали кинотеатры, в которых шел фильм. В девяностых, почувствовав, что кино перестает быть важнейшим из искусств, он перешел исключительно на картины ностальгического толка, а основную энергию посвящал законотворчеству в Думе. В 2000 году, набрав 0,44 процента на выборах в президенты, Говорухин обвинял русский народ в рабской психологии, из-за которой на выборах победил Путин. Спустя одиннадцать лет он первым предложил снова выдвинуть кандидатуру Путина в президенты. Однако до всего этого он снял самую, наверное, жесткую свою картину — «Ворошиловский стрелок» с Михаилом Ульяновым в роли пенсионера, мстящего насильникам внучки.

На фестивале «Кинотавр» в Сочи, где Говорухин был завсегдатаем, каждый фильм он смотрел в собственной огромной ложе, закинув ногу на ногу, а белоснежный шарф — через плечо. Посмотрев минут двадцать, он поднимался, громко озвучивал свой неизменный вердикт — «Говно!» — и покидал зал. Нет никаких сомнений, что по ту сторону Станиславу Сергеевичу личная ложа также уже обеспечена.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся