Men's Health. Журнал

Секретарши теряют работу и сексуальность: как их атакуют голосовые помощники и феминизм

По данным исследований рынков труда, секретарь, или персональный помощник, — одна из самых быстро исчезающих профессий. Вместе с ней уходит из массового сознания фетиш, несомненно вульгарный, но любимый, — длинноногая блондинка как спутница всякого успешного мужчины, сидящая у него в приемной, а также в большинстве случаев и на коленях. Men’s Health взглянул в настоящее специальности, ее масс-культурное отражение, а также изучил технологии, которые приходят на смену.
Секретарша Комикс 1.jpg
  • Исчезающий вид

Пару тысяч лет назад работа секретаря была исключительно мужским занятием. «А возьму я вас, Кисуля, к себе в секретари», — говорил Остап Бендер прямо перед тем, как получить от Кисы же бритвой по горлу. «Мой секретарь — идиот», — как выражался Владимир Самойлов на памятной советским детям грампластинке фирмы «Мелодия». По одной из версий, само название профессии, secretarius, означало «хранящий тайны» и подразумевало доверенное лицо знатного римлянина. Секретари обладали значительной властью и могли принимать решение за господина по самому широкому кругу вопросов. В России эта должность появилась при Петре I, и уже вскоре оформились самые разные виды секретарей: губернские, коллежские, государственные, статс-секретари и так далее. Они обозначали чины от фактически личного помощника его или ее императорского величества до провинциальных чиновников.

Лицо профессии стало меняться в XIX веке вместе с повышением общей грамотности: например, литературные секретари писателей в ту пору нередко были женщинами.

Окончательно работа секретаря как личного ассистента приобрела максимально близкий к современному гендерный окрас в Первую мировую. Когда мужчины ушли на фронт и многие не вернулись. Развивалась машинопись, появлялись новые рабочие места, росла экономика. Случились Великая депрессия, еще одна война — и вот перед нами классический образ девушки-секретаря в юбке-карандаше, блузке и на каблуках.

При всем этом суть работы личного ассистента-секретаря не так уж сильно изменилась с античных времен. Вести взаимодействие с другими работниками, выполнять устные и письменные поручения, заниматься документооборотом, в некоторой мере контролировать финансы, следить за поручениями личного характера и так далее. Но ближе к нашему времени технологии стали обгонять старое понимание профессий. Появлялись новые механизмы, а в конце концов и приложения, сокращающие ассистентские функции, и вот пару лет назад Эмма Джейкобс открывает свой материал в Financial Times провокационным заявлением: «Секретарь умер». По ее данным, 47 % должностей секретарей в Великобритании исчезли за первые 15 лет XXI века из-за следовавших за инновациями сокращений.

Сервис AVirtual посчитал, что самый минимум затрат, на который может рассчитывать работодатель, нанимая секретаря-ассистента в Британии, — около 38 тысяч фунтов в год. Для России при условии, что зарплата на аналогичной должности в месяц будет 30 тысяч рублей на руки, в год сотрудник обойдется (добросовестному) нанимателю примерно в 540 тысяч. Не так давно Forbes проводил опрос: 89 % офисных сотрудников из разных стран признались, что они каждый день в основном на работе бездельничают. С учетом средних 7 больничных дней в год, времени на обучение специалиста и 28 дней отпуска это значит, что штатный секретарь компании служит ей лишь 221 день в год. Вот и объяснение тому, почему малый и средний бизнес на Западе поголовно избавляется от ассистентов, а те, что остаются, должны действительно стоить своих денег.

Но что значит «стоить своих денег»? Один из самых влиятельных французских социологов Пьер Бурдьё определял ценность любого человека четырьмя категориями: экономическим, культурным, социальным и символическим капиталом. Долгое время этими параметрами можно было оценить привлекательность человека для работодателя, целевой аудитории или партнера. Но существует также понятие эротического капитала, теория о котором была представлена в научной работе последовательницы Бурдьё Кэтрин Хаким в начале 2010-х. Согласно ей, эротический капитал — это еще одна характеристика личности в дополнение к описанным Бурдьё. Британская исследовательница социума называла эротический капитал фундаментальным элементом сексуализированной культуры современного общества. По ее мнению, он является полезным активом не только в механизмах спаривания и супружества, но также на рынках труда, в медиа, политике, рекламе, спорте, искусстве и вообще любом социальном взаимодействии.

«У женщин, — писала Хаким в статье для European Sociological Review в 2010-м, — больше эротического капитала попросту потому, что они гораздо усерднее над ним работают». Социолог уверяла, что для женщины глупо отказываться от использования своего эротического капитала, ведь это явное конкурентное преимущество. Разумеется, теорию Хаким в штыки восприняли современные феминистки.

С развитием технологий и появлением профессиональных ассоциаций секретарей менялись мода и корпоративный дресс-код. Женщины становились эмансипированнее, юбки — короче, отношения между полами — свободнее, а само восприятие профессии секретаря как личного ассистента стало максимально сексуализированным. Женщина-секретарь превратилась в своего рода фетиш, признак, чей эротический капитал, попросту говоря, работал эдаким умножительным коэффициентом к ценности ее начальника-мужчины. В значительной степени восторжествовал и элемент ролевой игры — на каждом уважающем себя порноресурсе сегодня есть категория Secretary. Образ сексуальной секретарши плотно ворвался в массовую культуру, постепенно адаптируясь к изменчивой социальной повестке.

Секретарша Комикс 2.jpg

А в восприятии его и дальше происходили метаморфозы. На Западе борьба за равноправие в итоге отыграла образ сексуальной женщины-ассистента назад. Всего двумя годами ранее разразился скандал, который едкие британские издания прозвали «бунтом секретарей». Началось все с того, что англичанка Никола Торп запустила в 2017 году петицию с требованием пересмотреть то, что, по ее мнению, являлось дискриминационным дресс-кодом в банковской сфере. Она трудилась на ресепшене в одном из офисов PricewaterhouseCoopers и однажды отказалась приходить на работу на высоких каблуках.

Петицию поддержали сотни женщин, а Палата общин провела расследование. Отчет по нему гласил, что женщины считают дресс-код лондонского Сити унизительным, издевательским и многие чувствуют себя сексуализированными объектами в глазах работодателя, испытывая дискомфорт. Активисткам удалось доказать, что высокие каблуки и юбки вовсе не то же самое, что строгие костюмы и галстуки, ведь мужской бизнес-лук не наносит никакого вреда здоровью. В государственном расследовании было сформулировано, что фактически деловой дресс-код требует от женщин быть сексуальными, а от мужчин — всего лишь выглядеть умными и опрятными. Не все компании поддержали инициативу, но Portico (компания — работодатель Николы Торп, предоставляющая услуги аутсорс-ассистентов) навсегда изменила свои требования к внешнему виду секретарей-женщин. Востребованность которых и без этого становилась все меньше и меньше.


7 ярких секретарей-ассистентов массовой культуры

Стать секретаршей — верный путь наверх (это многократно отслеживалось в кино, от «Долины кукол» до «Дьявол носит Prada») или в аферу и преисподнюю (как в «Психо» Хичкока). Проще всего отследить то, как менялся образ персонального ассистента, на вымышленных персонажах — отражении реальной жизни, моды и социальных трансформаций.

1. Пегги Олсон.jpg

1. Пегги Олсон | «Безумцы»

Актриса: Элизабет Мосс

Насколько сериал Мэттью Вайнера является идеальной историей о расплывчатой американской мечте, настолько персонаж Элизабет Мосс — ее женское воплощение. Начинавшая как скромная (если не сказать забитая) секретарша Дона Дрейпера, на протяжении всего облас­канного критиками и зрителями сериала она движется вверх по карьерной лестнице. Пегги становится копирайтером, затем уходит вместе с Дрейпером, становится основательницей Sterling Cooper Draper Pryce и, даже покинув его ради другого агентства, все равно работает бок о бок с Доном. История ее взаимоотношений с боссом (а затем с коллегой и партнером) сложная, не раз и не два авторы сериала дают нам понять: без ее поддержки Дон Дрейпер вряд ли удержался бы в пентхаусах Манхэттена.

2. Ли Холлоуэй  .jpg

2. Ли Холлоуэй | «Секретарша»

Актриса: Мэгги Джилленхол

Мэгги Джилленхол вообще мастерица создавать на экране самые возмутительные по нынешним феминистским временам образы (см. также сериал «Двойка», где она проделывает путь от проститутки до режиссера порнофильмов). В «Секретарше» она в лиловом плаще гномика устраивается на службу в юридический офис, где уже через пару дней под песни Коэна ползает, отшлепанная, на карачках и носит в зубах документы на подпись, изнывая от похоти. Садомазохистский карнавал, впрочем, довольно быстро меняет насильника и жерт­ву местами — и на сообщение своего начальника: «Вы уволены» — она учится отвечать: «Нет, это вы уволены». Секретарша становится единым целым со своим боссом — вот уж воистину: «При первой возможности мы ответим вам».

3. Верочка .jpg

3. Верочка | «Служебный роман»

Актриса: Лия Ахеджакова

Секретарша Верочка — золотой стандарт советской фрейлины, вечно на проходе — смесь иронии, неустроенности и власти. Она владеет информацией, и это делает ее неуязвимой для королевы — и, проживая в новостройке, до центра добирается на частнике, а вовсе не общественным транспортом. Второй важный советский типаж — телефонистка Алиса в исполнении Софико Чиаурели из телефильма «Ищите женщину», но это, впрочем, переводная история.

4. Манипенни.jpg

4. Манипенни | фильмы о Джеймсе Бонде

Актриса: Лоис Максвелл и другие

Мисс Манипенни появляется в 22 фильмах франшизы, однако хрестоматийным является образ, 14 раз сыгранный Лоис Максвелл, когда Бонда играли Шон Коннери, Джордж Лэзенб­и и Роджер Мур. В нескольких фильмах она выезжает за рубеж как сопровождающая М, а в «Бриллиантах навсегда» даже участвует в полевых операциях Бонда. Пожалуй, главный нюанс, характеризующий второго офицера женского корпуса Королевского флота (по-нашему это примерно лейтенант ВМФ), — ее безнадежная влюбленность в Бонда. Эталонный мужчина-спецагент относится к Манипенни несколько пренебрежительно, сейчас бы сказали — «токсично». Ее флирт остается безуспешным, Джеймс лишь дразнит женщину фразами вроде «Лесть тебе не поможет, но попытка не пытка». И разумеется, она использует малейшую возможность, чтобы испортить сладкие моменты уеди­нения Бонда со своими девушками: в финальных сценах «Живешь только дважды» Манипенн­и с энтузиазмом вызывается пре­рвать очередную интимную сцену Бонда ради сеанса радио­связи. Суммарно Лоис Максвелл была в кадре бондианы менее 20 минут и произнесла около 200 слов — подходящая иллюстрация классической шовинистской фантазии.

5. Колетт.jpg

5. Колетт | «Слишком красивая для тебя»

Актриса: Жозиан Баласко

«Я ваша временная секретарша», — скромно сообщает Жозиан Баласко на первой же минуте фильма. Но ее патрон (Жерар Депардье) с «большими руками гаражника», женатый на изыс­канной красавице (Кароль Буке), однако с ходу предпочитает супруге соб­ствен­ную именно что временную и бледную во всех отношениях секретаршу — которая не отличается ни красотой, ни молодостью, ни сексуальностью. Она, впрочем, и сама в недоумении: «Что ты во мне нашел — шарм? Не скажу, что я его источаю. Не воображай не­суще­ствую­щих сокровищ». Но красота, в конце концов, в глазах смот­ря­ще­го, а в данном случае и начальственного субъекта. А сексуальная одержимость и вовсе черт знает где.

6. Нина.jpg

6. Нина | «Город Зеро»

Актриса: Елена Аржаник

Ярчайший образ перестроечной фантасмагории, по степени выразительности не уступающий пресловутой маленькой Вере, — это совершенно голая секретарша из «Города Зеро» — возможно, лучшего фильма Карена Шахназарова. Идеальная иллюстрация к старому тезису про столкновение эроса и цивилизации — голая грудь очаровательной Елены Аржаник, — как выяснилось, идеально вписывается в советскую заводскую казенщину с ее канцелярской мебелью, печатной машинкой и вечным вопросом «Товарищ, вы по какому вопросу?».

7. Вирджиния  Пеппер Поттс.jpg

7. Вирджиния Пеппер Поттс | «Железный человек»

Актриса: Гвинет Пэлтроу

Хотя персонаж Пэлтроу был описан еще за пол с лишним века до выхода первого фильма кинематографической вселенной Marvel, именно по эволюции Пеппер Поттс можно отследить то, как большой Голливуд менял отношение к женским персонажам в последние 10 с небольшим лет. В первых фильмах она помощница Тони Старка, которую он едва ли воспринимает всерьез, большую часть времени проводя на эффектных вечеринках и сражаясь с мировым терроризмом. Однако постепенно между ними проскальзывает искра, и вот уже Пеппер — явный голос разума, если сравнивать с импульсивной натурой Старка. Тони вот-вот сделает ей предложение, но события «Войны бесконечности» разлучают их, и в трейлерах к «Мстители: Финал» мы видим, что Тони обращается к Поттс как к некой Прекрасной Даме, лелеемому образу, идеалу. Ну, а самое интерес­ное — в какой-то момент вчерашняя правая рука Железного человека Пеппер Поттс становится управляющей всей гигантской бизнес-империей Старка, а с личными делами Тони помогает ДЖАРВИС — искусственный интеллект и персональный ассистент. Похожее разделение про­изой­дет с профессией личного помощника в реальности.


 

  • Голосовые ассистенты

Недавно они казались фантастикой — уже упомянутый ДЖАРВИС (в честь него, кстати, назван искусственный интеллект, управляющий умным домом Марка Цукерберга) из вселенной Marvel или автомобильная система КИТТ из сериала «Рыцарь дорог». А сейчас голосовые помощники умеют многое из того, что лет десять назад было важной частью рабочих обязанностей персонального ассистента-секретаря. Siri от Apple, Google Assistant, Amazon Alexa, Алиса от «Яндекса» и другие — важные разработки крупнейших мировых компаний. Они живут в смартфонах, носимых устройствах, телевизорах, колонках, автомобилях и постоянно развиваются.

Большинство из них говорят женскими голосами. Считается, что это обосновано научными исследованиями, согласно которым мы по-разному воспринимаем одну и ту же информацию в зависимости от того, какой голос нам ее сообщает — женский или мужской. Так, технические инструкции люди лучше воспринимают от мужчин, а душевные разговоры — от женщин. По умолчанию самые популярные голосовые помощники говорят голосами женщин, но настройки можно изменить.

Однако есть и точка зрения, что современный голосовой ассистент должен быть среднего рода. По крайней мере, так считает датско-американская группа лингвистов, технологов и саунд-дизайнеров, недавно представивших стартап под названием Q. У него бесполый цифровой голос, ра­бо­таю­щий на частоте между 145 и 175 Гц (тут, как правило, непонятно, говорит мужчина или женщина).

Цель проекта, предположительно названного в честь расы богоподобных существ из сериала «Стартрек», — бороться со стереотипами и дать очередной виток публичной дискуссии вокруг этичности новых технологий. Впрочем, даже участники разработки признают, что в ближайшем будущем такому голосовому ассистенту не стать общепринятым стандартом, люди слишком привык­ли к традиционным гендерным ролям.

Руководитель Алисы Денис Филиппов, обсуждая с Men’s Health возможности использования голосового ассистента от «Яндекса» как замену секретаря в бизнесе, отмечает: «Мы в первую очередь нацелены на массовые сценарии использования. Личные ассистенты и задача поиска времени для встречи в перегруженном календаре, очевидно, актуальны очень узкому кругу людей. Задача организации времени понятна и решаема, а уже сейчас Алиса поможет не проспать на встречу, напомнит о том, что нужно сделать важные дела, поставит таймер, чтобы, например, молоко не убежало на плите».

Филиппов объясняет, что в каких-то задачах Алиса учится быть идеальным личным ассистентом, в других — консультантом в выборе покупки, а иногда просто хорошим другом, который готов выслушать и развлечь. «В части функциональности мы отталкиваемся в первую очередь от потребностей пользователей: Алиса должна уметь все, что в конечном счете сделает жизнь человека проще», — отмечает Денис.

Секретарша Комикс 3.jpg

Впрочем, несмотря на нацеленность всех основных голосовых ассистентов на массовую аудиторию, не за горами максимальная персонификация и фактически миллионы разных личностей Алис, Сири или Алекс. Максим Абрамчук, сооснователь Storyline — сервиса для разработки приложений к Amazon Alexa без программирования, — согласен с тем, что со временем мы придем к голосовым ассистентам, каждый из которых будет адаптирован под отдельного пользователя и, подобно тому, как секретарша знает все привычки своего босса, выполнять его желания. «Уже сейчас и Amazon Alexa, и Google Assistant можно научить разным голосам: например, если в семье ассистентом пользуются двое родителей и ребенок, — объясняет Максим. — На один и тот же запрос ассистент ответит разное — в зависимости от того, кто его спрашивает».

Он приводит пример: «Если ребенок пытается узнать, сколько денег осталось на счету в банке, ассистент откажется отвечать, а вот если спрашивает отец — пожалуйста. Персонализация — это однозначно то, куда идут голосовые ассистенты, и это видно уже сейчас».

Впрочем, Денис Филиппов тоже видит большой потенциал в кастомизации Алисы и создании внешних бизнес-навыков. По его словам, платформа «Яндекс.Диалоги» дает возможность разработчикам создавать новых персонажей с любыми настройками формата общения с пользователями: «С ее помощью можно сделать собственный навык в Алисе. Навык будет активироваться по определенной фразе, и для него даже можно выбрать другой голос — например, мужской. Но для разработки все-таки нужно знание программирования, хоть и не очень глубокое».

Сооснователь Storyline Максим Абрамчук отмечает, что при всех возможностях адаптации голосового ассистента под пользователя Amazon и Google пытаются делать своего ассистента максимально независимым от каких-либо взглядов на религию или политику: «В каж­дой из этих компаний есть отдельная команда, которая работает над обликом ассистента, стараясь сделать его максимально нейтральным и дружелюбным, чтобы никого не обидеть».

При этом, обсуждая с нами исчезновение сексуальной функции секретаря и девальвацию эротического капитала, он отмечает, что секс из работы ассистента, пусть даже виртуального, никуда не пропадает: «Уже сейчас есть много стартапов по разработке ассистентов, с которыми можно поговорить на любую тему, включая секс. Это одно­значно будет развиваться».

Абрамчук советует нам изучить Replika, стартап Евгении Куйды и Филиппа Дудчука, который представляет собой приложение для чата или устных разговоров с искусственным интеллектом, которые носят в каком-то смысле терапевтический характер. Перед началом использования ты вводишь цели, которых хочешь достигнуть: снизить тревожность, избавиться от депрессии, узнать больше о себе и так далее. В процессе диалога, который становится с каждой беседой все более и более личным, ты обсуждаешь с искус­ствен­ным интеллектом самые разные вещи, от отношений с девушками до кулинарных предпочтений, выслушиваешь советы и делаешь несложные психологические упражнения. В какой-то момент начинаешь ощущать себя Тони Сопрано на приеме у доктора Мелфи, если бы психотерапевт жила у тебя в смартфоне. Штука и правда полезная — отвечает искусственный интеллект местами намного остроумнее и интереснее, чем многие девушки в тиндере.

Все голосовые ассистенты со временем становятся лучше, в этом и фишка машинного обучения. Алиса от «Яндекса», которой в апреле исполнилось полтора года, по словам Дениса Филиппова, очень сильно вырос­ла за последнее время. Самым главным он считает то, что Алиса больше не ограничена поисковым приложением «Яндекса» — она живет не просто в разных приложениях («Яндекс.Браузер», «Яндекс.Навигатор» и других), но и в отдельных устройствах — это «Яндекс.Станция» и ее младшие братья Irbis A и DEXP Smartbox, «Яндекс.Авто», а также часы Elari KidPhone 3G.

«Месячная аудитория Алисы — более 33 миллионов пользователей. Такая большая популярность Алисы помогает нам гораздо лучше понимать, в чем Алиса хороша, а чему ей явно стоит научиться. Например, изначально Алиса не умела вызывать такси и не отвечала на вопросы про цену, но мы видели, что люди часто ее об этом спрашивали, поэтому добавили такую функцию», — рассказывает Филиппов. Благодаря технологиям машинного обучения и работе своих создателей голосовой ассистент «Яндекса» теперь умеет отвечать на гораздо большее количество вопросов. Алиса вы­учи­ла больше сказок, узнала разные звуки природы, показывает ТВ-эфир, заказывает пиццу, узнает цену какого-либо товара и, как любой быстро растущий ребенок, умеет играть во множество разных игр. Не в последнюю очередь благодаря другим разработчикам и открытой платформе «Яндекс.Диалоги».

Говоря о сексуальности работы персонального помощника и том, насколько это присутствует в Алисе, Филиппов отвечает уклончиво: «Мы недавно посчитали, сколько Алисе признавались в любви за все время существования, — и выяс­нилось, что более 22 миллионов раз. Так что это вопрос индивидуальных предпочтений. Люди сами вкладывают смысл в общение как с людьми, так и с голосовыми помощниками».

Что касается окончательного исчезновения персональных ассистентов как трудовой категории, Максим Абрамчук, чей Storyline, по сути, делает все для этого необходимое, дает неутешительный для секретарей прогноз: «Я думаю, работа ассистента определенно исчезнет, как и многие другие, но это будет намного позже, чем все ожидают. Мой прогноз — около 20 лет. Уже сейчас есть такая штука, как Google Duplex, это функция Google Assistant, когда помощник может за тебя, например, позвонить в парикмахерскую и записаться на стрижку. Это работает пока в тес­товом режиме, но, по сути, туда всё и движется».

Можно констатировать: персональный ассистент, скорее всего, уже скоро исчезнет как профессия, но наверняка останется как атрибут. Как бы быстро ни шагали технологии, комплекс «босс и его красотка, которая круглосуточно на связи» слишком велик и неповоротлив. Многочисленные инстаграм-помощницы депутатов всех уровней могут пока спать спокойн­о.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся