Men's Health. Журнал

Как наладить собственный бизнес и получать дивиденды?

<p>Подробное руководство к действию от Men's Health.</p>

Перефразируя известные слова кота Матроскина, можно сказать: «Чтобы получать что-нибудь ненужное (в данном случае — деньги), надо сначала вложить что-нибудь ненужное». Иначе говоря, деньги делают деньги. И что самое характерное — совсем не важно, идет ли речь о большой нефтяной компании, маленьком свечном заводике под Самарой или автомойке, которую ты решил организовать в собственном дворе. Просто в отличие от нас — простых «физических лиц» — у компаний гораздо больше способов найти финансовые средства для работы. Впрочем, их опыт и действия могут подсказать источник денег и тебе. Главное — подойти к этому делу творчески.

Откуда компании берут первоначальный капитал?

Обычная история: несколько парней, умеющих делать что-то полезное лучше других, скидываются и создают начальный капитал для основания собственного дела. Если все получится — отлично. Если нет — то потери каждого окажутся относительно невелики. Но будем честными: даже в случае успеха быстро раскрутить по-настоящему крупное дело только на эти деньги тебе с друзьями, скорее всего, не удастся.

С чего начать развитие?

Если то, что ты делаешь, кому-то нужно, твоя компания будет получать прибыль. Понятно, что первое желание — поделить навар между учредителями и потратить на что-то, что давно хотелось получить. Но с точки зрения бизнеса смысла в этом нет: компания без постоянного притока новых денег развиваться не будет. Поэтому, если ты хочешь подняться по-крупному, как можно большую часть прибыли придется вкладывать в дело. Точно так же поступают и большие компании. Это называется «капитализация прибыли» — то есть полученные на бизнесе деньги вкладываются обратно в капитал компании. Именно поэтому даже отлично работающие крупные корпорации часто совсем не платят дивиденды или платят очень мало — деньги должны работать.

Что делать, если дивидендов недостаточно?

Если все будет хорошо, то рано или поздно наступит момент, когда одной прибыли на развитие окажется мало. Вы, например, захотите купить компанию-конкурента или захватить новый большой рынок — открыть дополнительную автомойку еще и в соседнем дворе. Приготовься к печальной новости: придется делиться долей в компании. Наверняка найдутся желающие купить акции бурно развивающейся небольшой корпорации, чтобы помочь ей быстрее вырасти. Понятно, что отдавать контроль ты не будешь, но 1/10, 1/5 или 1/4 долю можно ради такого дела и продать. Тут у тебя возникнет выбор: либо договориться с несколькими крупными инвесторами, либо выставить акции на биржу, где их сможет купить любой желающий. В обоих случаях компания получит средства на развитие.

Есть и другая причина для размещения акций — например, если кто-то из друзей решил завязать с бизнесом и пожить в свое удовольствие. Тогда компания от продажи его акций ничего не получит, но и доля остальных владельцев при этом не уменьшится.

Что значит «акции падают»?

Чаще всего цена акций на бирже практически ничего не значит для бизнеса самой компании. Это головная боль (или радость) ее владельцев — акционеров. Именно их состояние увеличивается или уменьшается из-за колебаний курса акций. Другое дело, что в нормальной ситуации на рынке (когда нет паники или эйфории) движения акций, наоборот, показывают, как посторонние люди оценивают работу компании. Если в спокойное время акции падают — что-то в ней не так, а топ-менеджеры рискуют потерять свои мягкие кресла. Поэтому, если акции будут торговаться на бирже, тебе придется следить за их поведением — сторонняя «рыночная» оценка работы компании часто бывает более точной, чем «внутренняя» .

Можно ли обойтись без биржи?

Не все организации идут на публичную продажу акций, многие чувствуют себя вполне неплохо и оставаясь «семейным» или «дружеским» бизнесом. Чаще всего так везет тем, кто имеет административный ресурс, или тем, кто изначально занял очень много. Но в обоих случаях есть свои риски: в первом — тесть может перестать быть мэром, во втором — прибыли на выплату процентов может не хватить. Зато надоедливые мелкие акционеры не мешают делать все, что захочешь.

Другой вариант — просто нежелание быть крупным. Не каждый владелец автомастерской мечтает стать главой крупного ремонтного холдинга, многим достаточно иметь то, что есть. Но и тут тебя поджидает опасность: если ты не растешь, рано или поздно тебя может сожрать тот, кто рос все это время. Поэтому укрупнение бизнеса — процесс совершенно естественный и обычный. Хочешь быть в деле — придется соответствовать.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся