Men's Health. Журнал

Карьерный рост: 4 эффективных способа выделиться из толпы

Вряд ли парни, которые зарабатывают вдвое больше тебя, вдвое тебя умнее — или вдвое больше вкалывают. Просто они знают знают, как выделиться из общей массы.
Вы меня еще узнаете
Об авторе:
Стив Бразел (Hitman Inc.)
крупнейший американский специалист по брендингу (продвижению товарных марок на рынок и повышению их стоимости)

Нет, этот текст не про подхалимаж. И не про то, как выслужиться перед начальством. Но! Возьмем пример моего друга Дэвида Бритта по прозвищу Туба. Он закончил Военно-морскую академию США 20 лет назад одновременно с парнем, которого мы будем называть Арчи. Туба учился так же, как Арчи, у них был примерно одинаковый уровень оценок. Но Туба понимал важность знакомств с шишками.

«Если я хочу добиться успеха на флоте, мне нужно отличиться перед теми, кто порекомендует меня для выполнения более значимых заданий», — говорил он. Сегодня Туба капитан, а Арчи — лейтенант-коммандер, это на два звания ниже. Выходит, если ты хочешь сделать карьеру, тебе придется перенять опыт Тубы. Ну и мой тоже — я ведь уже 20 лет занимаюсь построением личных и корпоративных брендов.

1. Заводи связи

Тебе комфортно в тесном кружке коллег одного уровня. Вы бросаетесь друг в друга бумажными самолетиками на работе, вы пропускаете по кружечке пива по дороге из офиса домой. Хорошо быть членом такой группы, но эти парни не прибавят нолик к твоей зарплате.

Люди, которые неуклонно идут вверх, — это те самые люди, имена которых вспоминают на важных совещаниях, когда решают, кому поручить новое дело. Но если те, кто мог бы тебя повысить, не знают твоего имени, ты для них не существуешь. Тебя легко заменить, а еще легче просто оставить вечно чахнуть над рабочей рутиной. Ты ведь безымянный винтик корпоративной машины.

Твой ход Вероятно, чтобы расти в должностях и зарплате, тебе нужна поддержка всего двух-трех людей: твоего начальника, его начальника и директора по персоналу. А в небольшой компании — только симпатия со стороны гендиректора. Представься им, и дай понять, что ты готов сделать для работодателя все, что в твоих силах, и даже больше. Если есть возможность добровольно записаться на какой-либо важный проект, воспользуйся ею. У тебя есть идея, от которой выиграет вся компания? Напиши начальству о ней.

Но ты ведь не хочешь быть надоедливым? Поэтому для успеха кампании по продвижению найди также второстепенных «раскачивателей карьеры»: это ассистенты, доверенные лица и коллеги-собутыльники твоего начальства — люди, с которыми шеф (и шеф шефа) регулярно советуется. Познакомься с «раскачивателями» и делай все возможное, чтобы они тебя не забывали.

Дай понять, что ты готов сделать для работодателя все, что в твоих силах, и даже больше. Добровольно запишись на важный проект. Есть идея, от которой выиграет вся компания? Напиши о ней начальству.

2. Упрости свой бренд

Я американец, как ты понял. Но в мою компанию Hitman Inc. как-то устроился на работу выходец из России Евгений Гребенщиковский. Я хорошо отношусь к русским, но Евгений не сделал у нас карьеры — а все из-за этого непроизносимого буквосочетания «нщ» в его фамилии. Гораздо проще было избегать Евгения, чем представлять его коллегам и клиентам. Может быть, у него была достойная причина не менять фамилию. Может, это была фамилия его отца, который рано ушел. Пусть так, но его «бренд» помешал его карьере.

Наука подтверждает мои слова: ученые из Новой Зеландии обнаружили, что люди склонны меньше доверять тем, чье имя им трудно произносить. И продвижение вверх у людей со сложными, иностранными или нетрадиционными именами идет намного медленнее. Обращал внимание, что у вас в России все сильные политики за последние 100 лет имели всего лишь двусложную фамилию (Ле-нин, Бреж-нев, Ель-цин, Пу-тин)? То-то же.

Твой ход Если тебе нужно назвать ребенка, яхту или выбрать новое имя самому себе — используй короткие варианты. Гордон Мэтью Томас Самнер понял это и назвал себя Стингом. По той же причине Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта стала Леди Гагой, а Григорий Лепсверидзе — просто Лепсом. А ты чем хуже?

Впрочем, есть и другой, более сложный путь запасть в душу всем вокруг, даже если у тебя непроизносимое имя. Стань уникальным специалистом в своей области, таким, чтобы работодатели дрались за тебя, — и зовись хоть Гурбангулы Бердымухамедовым, всем придется запомнить.

Вы меня еще узнаете

3. Решай проблемы начальства

Сотрудники бывают трех типов, по уровню качества — А, Б и В. Твой дядюшка мог всю жизнь проработать сотрудником типа В, но это было еще до того, как развитие технологий и менедж­мента сделали возможным постоянную переоценку вклада каждого сотрудника. Сегодня тип В — это список кандидатов на увольнение. Все лавры достаются сотрудникам типа А, а ты, скорее всего, сотрудник типа Б. Не волнуйся, ты можешь перебраться в высший класс.

Я обнаружил, что многие сотрудники типа Б сами сдерживают свою карьеру, потому что пытаются стать универсальными работниками. Но у твоего начальника нет «универсальных» проблем. У него возникают вполне конкретные проблемы в узких областях, и если ты станешь экспертом в одной или двух таких областях, именно к тебе начнут обращаться за их решением. Так становятся незаменимым.

Твой ход Ты ведь уже познакомился с людьми, которые принимают решения о твоей карьере, так? Раз в неделю сообщай им новости — по электронной почте, на короткой встрече в кабинете или «случайной» встрече у кулера с водой. Описывай свой прогресс и (при необходимости) рассказывай, что тебе нужно, чтобы эффективнее выполнять работу. При случае спрашивай их мнение и давай им шанс поделиться советом. У тебя нет ни одного проекта, чтобы описывать свой прогресс? Попроси, чтобы тебе дали. Почувствовав твои амбиции, начальство начнет считать тебя сотрудником типа А.

Если ты станешь экспертом в одной или двух узких областях, именно к тебе начальство начнет обращаться за решением возникших проблем. Так становятся незаменимым.

4. Заявляй о своих достижениях

Согласно одной из корпоративных легенд Apple, Стив Джобс во время первой встречи с новым сотрудником мог спросить: «А чем ты занимаешься?» Вроде невинный вопрос, да? Но Джобс на самом деле хотел узнать вот что: «А чем ты, Майк Смит, важен для нас?» К сожалению, большинство людей отвечаю­т расплывчато: «Я Майк Смит, работаю в IT-отделе». Упущенная возможность! Если ты не можешь объяснить, почему ты необходим компании, значит, ты согласен, чтобы тебя оценивали другие люди. И не факт, что они все дружески к тебе расположены.

Моя приятельница Барбара Лэйдло (тоже босс в своей области) рассказывает о недавнем собеседовании, в ходе которого кандидат уверенно говорил о своих способностях работать с клиентами. «Но каждый раз, когда я просила его привести пример того, как его работа приносила выгоду компании, он ничего не мог ответить», — говорит она. В результате она наняла того, кто смог. Сейчас ни у кого нет времени искать подтверждения твоих успехов. Твоя способ­ность представить себя в выгодном свете и показать выгоду, которую получит компания, важна, как никогда раньше.

Твой ход Когда Майк говорит: «Я работаю в IT», разговор на этом заканчивается. Но он стал бы героем всего офиса, если бы сказал: «Наша компания теряла миллионы долларов из-за лазеек в системе безопасности. Я являюсь одним из IT-экспертов в области защиты данных. Мне приятно сообщить вам, что моя команда только в текущем году сэкономила компании около $2 млн».

Бац! И в голове человека, который принимает решение о его карьере, Майк ассоциируется с прямой денежной выгодой. Кроме того, он не просто сотрудник IT-отдела, а эксперт по вопросам безопасности (узкая специализация, помнишь?)! Подготовь рассказ о себе на 12 секунд. Тебе нужно короткое, мощное представление, кото­рое продемонстрирует твою способность решать проблемы. Запроси у начальника отдела прода­ж данные о том, как твой отдел влияет на рост доходов. А потом отточи свое короткое резюме до совершенства, чтобы быть готовым к тому моменту, когда случайно окажешься с большим боссом в лифте.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся