Men's Health. Журнал

Дело рук утопающих: 5 удивительных историй о выживших в море

Море — штука приятная, особенно если не Берингово: тех, кто выбирается раз в год на теплое побережье, даже медузы не особенно напрягают. Но иногда судьба, расщедрившись, подбрасывает довольно оригинальные подарки, о которых ее вообще никто не просил — например, отправляет в очень долгий морской круиз, в котором нужно очень постараться, чтобы выжить. Кто-то сознательно отправляется в экстремальное плаванье, как герои телепроекта «Мятеж», а кто-то совершенно не планировал выживать в открытом море — но пришлось.
Дело рук утопающих: 5 удивительных историй о выживших в море

1. Двое на яхте, не считая собак

В мае 2017 года две подруги из Гонолулу (это на Гавайях), почувствовали то, что хоть раз в жизни чувствует каждая девушка: нестерпимую жажду приключений. Дженнифер Аппель и Таша Фуаба решили отправиться на Таити, но не самолетом и даже не на лайнере, а самостоятельно, на небольшой яхте. Взяв с собой двух собак, они отплыли на маленьком паруснике к берегам острова, которых им так и не было суждено увидеть. 30 мая они попали в сильный шторм: судно повредилось, и из строя вышел двигатель. Однако это не стало достаточно веским аргументом в пользу того, чтобы свернуть путешествие — девушки решили продолжить плаванье и все-таки побывать на острове своей мечты. Вместо двигателя они попытались использовать парус, но из этой затеи ничего не вышло — не хватило опыта и мастерства, поэтому им пришлось просто сдаться на волю случая и ждать, когда их прибьет к ближайшему берегу.

В итоге девушки дрейфовали в океане 5 месяцев, причем их отнесло так далеко от активных морских путей, что даже некому было подавать сигналы помощи — никто бы не увидел и не услышал. Спасли их только в конце октября — тайваньские рыбаки заметили горе-мореплавательниц в 1500 километрах от Японии (это 8000 километров от Таити) и передали информацию береговой охране США. Те выслали за ними ближайший корабль — им оказался десантный корабль ВМС США «Эшланд», который благополучно поднял девушек на борт. Как рассказали Дженнифер и Таша, выжить они смогли только благодаря опреснителю воды, который был на яхте, а также собственной предусмотрительности — с собой они взяли годовой запас овсянки, макарон и риса. Для тех, кто переживает за собак, рассказываем: с питомцами все в порядке, на них даже надели спасательные жилеты во время транспортировки на большой корабль.

2. Сходили за хлебушком

Тоска по райским берегам Таити может одолеть не только прекрасных девушек, но и даже суровых, потрепанных жизнью мужчин. В 1788 году британский корабль «Баунти» под руководством капитана Уильяма Блая приплыл на остров, чтобы собрать саженцы хлебного дерева — Великобритания планировала поставлять эти растения в качестве дешевой и сытной пищи для рабов в своих американских колониях. Экипаж провел на острове почти пять месяцев, за которые успел проникнуться глубокой симпатией к местным женщинам, прекрасному климату и беззаботной, размеренной жизни на берегу.

Поэтому, когда «Баунти» наконец отправился к Карибскому архипелагу, чтобы доставить саженцы в колонии, и матросам вновь пришлось нести тяжелое бремя службы, на борту начались волнения. Зачинщиком был помощник капитана, Флетчер Кристиан. В ночь на 28 апреля он поднял мятеж и захватил власть на корабле. Убить капитана и полкоманды он, однако, не решился, поэтому решил просто избавиться от них. Бунтовщики высадили Блая и тех, кто остался ему верен, на семиметровый баркас и оставили посреди Тихого океана с запасом еды и воды на пару дней — они не сомневались, что дольше никто просто не протянет.

Назло всем Блай не только протянул, но и вытянул за собой всю команду. Ему удалось установить жесткий порядок и сплотить всех ради общей цели — выживания. Незапланированная экспедиция растянулась на семь недель, за которые команда прошла 6700 километров на крошечной лодке по Тихому океану. Блай, прежде уже ходивший этим маршрутом вместе с Джеймсом Куком, смог по памяти, без карт и компаса, проложить верный путь к берегам острова Тимор, ориентируясь только по звездам. По пути, конечно, встречались и другие острова, но высаживаться туда экипаж не рисковал — без оружия знакомиться с аборигенами как-то не возникало желания. В итоге Блай и его люди благополучно добрались до цели, а после вернулись в Англию — их экспедиция стала одним из самых выдающихся эпизодов морской истории Великобритании.

Проверить, способен ли современный человек, привыкший во всем полагаться на технику, на такие подвиги берется команда проекта «Мятеж» на Discovery Channel: девять участников на лодке, повторяющей размеры оригинального баркаса, отправляются по маршруту капитана Блая. У них так же не будет никакого специального снаряжения, а вот испытания в пути будут аналогичными: преодолеть наудачу Большой Барьерный риф, выстоять в шторм, спастись от акул, не умереть от голода и жажды. Рассчитывать команда проекта будет только на свои силы, знания, навыки и дневник капитана Блая — записи, которые чудом сохранились во время его легендарного плавания. Проект «Мятеж» выходит на Discovery Channel по вторникам в 22:00.

3. Спасительное птицеедение

440 дней длилось незапланированное морское путешествие 37-летнего рыбака Хосе Альваренга. Сам он родом из Сальвадора, но последний год жил в Мексике, откуда и отправился в декабре 2012 года вместе со своим напарником Иезекиилем в море. Они планировали короткую однодневную вылазку, но в нескольких километрах от берега мотор приказал долго жить — рыбаков стало уносить все дальше в океан. Поняв, что рассчитывать на спасение не приходится, опытный Альваренга призвал на помощь все свои знания и умения: он ловил чаек и черепах, собирал дождевую воду, отгонял от лодки молодых акул.

Несмотря на всего его усилия, юный Иезекиил не смог продержаться в экстремальных условиях открытого моря — он умер через месяц после начала плавания. Хосе пришлось справляться в одиночку. Поначалу дела были еще ничего — без весел, еды, пресной воды, компаса, в полном одиночестве под палящим солнцем он ловил рыбу, налегал на чаек, пил кровь черепах и был твердо настроен выжить. Но после нескольких месяцев дрейфа в непонятном направлении по океану, которому не видно ни конца, ни края, он начал съезжать с катушек — рыбаку виделись родные и близкие, он впадал в отчаяние и мечтал покончить с собой.

К счастью, ему то ли не хватило духу, то ли, наоборот, хватило силы воли — от мысли о суициде Хосе отказался. Он потерял счет времени и просто сдался на милость судьбы, которая в итоге помогла ему мирно пересечь Тихий океан и выбросила на берег Маршалловых островов. Этот путь от Мексики до Микронезии длиной примерно в 10 тысяч километров, который Хосе преодолел на своей 7-метровой лодке, занял больше 14 месяцев. Жители единственного дома на побережье приютили Хосе, дали ему одежду и еду, на которую рыбак набросился, как дикий зверь. На всю округу не нашлось никого, кто говорил бы по-испански, поэтому коммуникация была сильно затруднена. Впрочем, у этой истории счастливый финал — Хосе подлечили, подстригли, откормили и отправили в Мексику — на этот раз самолетом, потому что на воду бедняга просто не мог смотреть.

4. Женский подход к выживанию

Американка Taми Эшкpaфт и британец Ричард Шарп познакомились на почве любви к парусному спорту. Они решили превратить хобби в источник заработка и устроились перегонять яхты — доставлять их через Тихий океан новым владельцам. В 1983 году им поступил очередной заказ — доставить с Таити в Сан-Диего парусник «Хазана». Они отправились в путь, который, по их расчетам, должен был занять не больше 30 дней — это был самый обычный, простейший рейс из всех, которые были за плечами у пары, поэтому, как говорится, ничто не предвещало. Однако в середине пути они попали в ураган «Раймонд» силой в 4 балла, выстоять в котором у яхты шириной 13 метров не было никаких шансов. Несмотря на это, Ричард до последнего пытался спасти ситуацию и не отпускал штурвал, удерживая судно в максимально возможном стабильном положении. Девушку же, как настоящий джентльмен, он отправил подальше от опасности — в трюм, замаскировав это просьбой проверить какие-то приборы.

Когда яхта все-таки перевернулась, спасательный жилет просто слетел с Ричарда и парень умер на месте. Тами сильно ударилась головой и отключилась больше чем на сутки, но все же ей удалось выжить. Придя в себя, девушка обнаружила, что ее бойфренд мертв, грот-мачта рухнула от удара волны, радиосвязь не работает, а курс потерян. Но раскисать Тами было некогда: нужно было брать в руки себя и ситуацию — сражаться за жизнь, выправлять яхту, сооружать временную мачту, определять нужное направление и держать путь к Гавайям. Ориентировалась девушка с помощью секстанта — специального навигационного прибора. Запасов еды у нее было очень мало, поэтому пришлось ввести режим жесткой экономии и учиться рыбачить — видимо, это не очень помогло, поскольку за время путешествия Тами похудела на 18 килограммов. Спустя сорок дней после катастрофы она благополучно вошла в гавань Хило. Несмотря на физическое истощение, хроническую депрессию и страшный опыт, Тами не бросила парусный спорт — наоборот, она даже получила позже лицензию кaпитaна мaлoгo пapуcнoгo cуднa. А в качестве терапии специалисты посоветовали написать ей книгу — так на свет появилось «Небо, багровое от печали».

5. На маленьком плоту

Пань Лянь, китайский моряк, во время Второй Мировой войны работал вторым стюардом на британском торговом корабле Ben Lomond. В ноябре 1942 года судно выполняло рейс из Кейптауна в Голландскую Гвиану (современное государство Суринам на северо-востоке Южной Америки). Корабль, хоть и был вооружен, двигался медленно и без всякого сопровождения, поэтому надвигающуюся, как катастрофу, немецкую подлодку заметить было некому. 23 ноября субмарина U-172 атаковала Ben Lomond торпедой — по приблизительным оценкам, из 55 человек удар пережили лишь 11, среди которых был и Пань Лянь. Он быстро сообразил, что после такого повреждения неизбежно взорвутся котлы и судно просто взлетит на воздух, поэтому он надел спасательный жилет и заблаговременно прыгнул за борт.

Моряку пришлось провести в воде несколько часов, прежде чем он заметил спасательный плот и смог забраться на него. Там Пань Лянь обнаружил настоящие по меркам кораблекрушения сокровища — несколько упаковок печенья, сорок литров питьевой воды, шоколад, сахар, а также пару дымовых шашек, электрический фонарик и сигнальные ракеты. Неплохой стартовый капитал для тех, кто планирует продержаться на двухметровом плоту посреди океана пару дней — ну или неделю, однако Пань Ляню было суждено задержаться здесь надолго. Еда и вода очень быстро кончились, поэтому он собирал дождевую воду и ловил рыбу. Импровизированную удочку он смастерил из конопляных волокон и запчастей фонарика, из которых соорудил крючок. Из жестяной банки Пань Лянь сделал нож, поэтому особых проблем с разделыванием добычи у него тоже не возникло. Когда приходилось совсем туго, моряк ловил птиц и пил их кровь: удовольствие, мягко говоря, на редкого гурмана, но хочешь жить — умей вертеться. Чтобы не терять связь с реальностью, Пань Лянь вел счет дням с помощью узлов на веревке, а после стал фиксировать только месяцы, которые отмечал от полнолуния к полнолунию.

В итоге бедняга насчитал 4,5 месяца — 133 дня, как уточнили уже после спасения. Когда моряку сообщили, что никто и никогда прежде не держался так долго в одиночестве на плоту, он ответил: «Я надеюсь, что никому и никогда не придется побить этот рекорд». Впрочем, все могло закончиться гораздо раньше: Пань Лянь рассказывал, что в пути он несколько раз встречал корабли, но те либо отказывались брать его на борт из-за национальности, либо мешали погодные условия. Спасли его три бразильских моряка: они подобрали Пань Ляня в апреле 1943 года и доставили в Белен, порт на севере Бразилии. Он остался во флоте и продолжил морскую службу — в отставку вышел только через 40 лет в звании шеф-стюарда.

Еще больше о людях с повышенной выживаемостью в экстремальных морских условиях узнаешь из программы «Мятеж» — по вторникам в 22:00 в эфире Discovery Channel.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся