Men's Health. Журнал

«Эту работу не доверишь и роботам»: мастер-эмальер о своем ремесле

В рубрике «Арсенал» мужчина-профессионал рассказывает о своем заветном орудии труда. На сей раз — мастер эмальерного искусства Мицуру Йокосава и его кисть.
мастер-эмальер 1.jpg

Вообще-то, я не мечтал стать ремесленником с детства. Даже наоборот, была мечта управлять большим транспортом вроде грузовика. Правда, потом пошел в школу, и других целей, кроме как ее закончить, у меня уже не было. Дальше институт, а после него выбор сделать было трудно, знаете, это было такое время, что называется, «рынок продавца»: как только я на рынке появился, мне сделали предложение по меньшей мере двадцать компаний, я выбрал компанию Fuji Porcelain Enamel Co. Ltd., а она специализировалась на фарфоровой эмали.

Меня многие спрашивают, есть ли какая-то связь с первыми эмалевыми циферблатами Seiko, которые производились для первых же наручных часов Seiko Laurel с 1913 года, но я понятия не имею, как именно они делались. 

мастер-эмальер 2.jpg

Работая над современной коллекцией, я опирался на собственный опыт, хотя, скажу честно, поначалу было страшно. До часов я никогда не занимался столь кропотливой работой, эмаль ведь широко используется в быту, а там предметы покрупнее. Часовщики Seiko впервые обратились на нашу фабрику в 1993 году, с тех пор мы и сотрудничаем.

На первый взгляд может показаться, что главный инструмент специалиста по эмали — кисть, но на деле все несколько сложнее. Будет уместным рассказать, как обстоит дело. Эмаль — результат нанесения на металлическую поверхность стеклообразного порошка методом обжига. Такой процесс обеспечивает теплый глянцевый блеск поверхности, а конкретно в часовом деле гарантирует долговечность циферблата, тогда как обычная краска со временем выцветает, меняет текстуру и так далее. Первым делом на основу циферблата наносится масло, предотвращающее окисление материала. Затем масло надо удалить, пластину циферблата — промыть в кислоте, обработать никелем и снова очистить. Дальше идет подготовка самой эмалевой глазури. И тут сразу есть проблемы: даже минимальное отклонение в составе стеклообразного вещества приводит к радикальному изменению результата — само собой, не в лучшую сторону. Плюс эмалевая глазурь очень капризна — на нее влияют и температура, и влажность. Мне приходится тщательно следить за погодой и менять состав глазури в зависимости от природных условий! Дальше, конечно, я работаю с кистью, добиться идеальной толщины и равномерности эмалевого покрытия очень сложно. Настолько сложно, что эту работу не доверишь и роботам, по крайней мере пока уж точно.

После чего я отправляю циферблаты в печь для обжига — да, температура обжига тоже сильно зависит от температуры в помещении. Если бы этим дело заканчивалось, я бы мало отличался от пекаря. Готовые эмалевые циферблаты я тщательно проверяю, контроль качества обязателен. Гарантировать безупречность эмалевого слоя и исключить возможные дефекты может только опытный глаз. Уже после этого партия отправляется в Seiko, где устанавливается на модели Seiko Presage.

seiko.jpg
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся