Men's Health. Журнал

Интернет-банкинг: как онлайн-технологии могут упростить твою жизнь

Сегодня многие банки обзавелись собственными мобильными сервисами и уверяют, что большинство операций ты теперь можешь выполнить, не появляясь в их офисе. Посмотрим, насколько хорош отечественный онлайн-банкинг, и разберемся, как пользоваться им с умом и не попадаться на уловки мошенников.

Нам с тобой повезло жить в интересное время — вокруг все эти умные гаджеты для дома, смартфоны, электрокары и даже ракеты с автопилотом. Ну и интернет, конечно. На Сеть теперь завязана куча повседневных процессов, о которых 15 лет назад никто и подумать не мог. Если друг просит тебя одолжить пару тысяч, ты открываешь приложение, и через пару минут деньги уже у него на карте. Но ведь до конца 90-х, чтобы кому-то отправить перевод, нужно было топать в банк или того хуже — на почту. Прямо ногами. А потом еще и общаться с неулыбчивым клерком через стекло.

Как все начиналось

В 1999-м Гутабанк запустил сервис «Телебанк» для управления счетом через интернет. Правда тогда мы еще выходили в Сеть через жуткие модемы dial-up, все процессы шли крайне медленно, новая система казалась ненадежной, и многие элементарно боялись ей пользоваться. В итоге к 2001 году сервис привлек всего лишь 4000 пользователей — да, всех их без проблем можно было собрать в не самом большом концертном клубе! Для сравнения: сегодня интернет-банкингом в России пользуются 20 с лишним миллионов человек. Видимо, распробовали.

Популярность сервисов по удаленному управлению счетами вполне понятна: они здорово экономят нам время и силы. Почти любой современный банк позволяет делать через интернет 90% всех возможных операций. Ткнул мышкой по ссылке — у тебя новый счет, нажал на иконку — увидел, на что в прошлом месяце утекали твои кровные. Обменять доллары на рубли, оплатить счета, перевести деньги родителям, купить фильм в интернете — это все можно сделать дома, лежа на диване, или наоборот — в пути на работу.

Такой подход, кстати, выгоден не только нам с тобой, но и банкам тоже, ведь чем меньше людей будет приходить к ним, тем меньше нужно отделений и служащих. Последняя тенденция — полностью бесфилиальный банкинг. Идешь на сайт такого банка, регистрируешься, присылаешь скан паспорта, а через пару дней у тебя на руках карточка — она приезжает с курьером или вовсе приходит по почте. Владельцы гаджетов с Android, могут обойтись и без карты: если в магазине уже стоит новый бесконтактный терминал, а твой телефон поддерживает NFC, можно открыть приложение и поднести смартфон к сканеру — секунда, и оплата прошла. Ну а любые нестандартные ситуации такие банки решают либо по телефону, либо в чате на сайте или в приложении.

Тройка лидеров

Да, сейчас ведь почти все поставщики услуг выпускают приложения, и банки — не исключение. Их уже появилось столько, что перечислить все будет крайне трудно, зато не составит труда назвать лучших.

1. Тинькофф Банк

Приложение банка Олега Тинькова несколько лет подряд занимает первое место в разных профильных рейтингах. Это как раз один из тех бесфилиальных банков, и приложение для него — один из главных каналов связи с клиентом. Если его сделать плохо, клиент уйдет — поэтому сделали очень удобно и красиво. Пароль для доступа вводится один единственный раз, а дальше, если у тебя iPhone или топовый гаджет на Android, можешь просто прикладывать палец к сканеру. На главном экране сразу виден баланс карты, тут же кнопки для быстрой оплаты счетов и переводов, а главное — для пополнения счета.

Отправить деньги в Тинькофф можно с собственной карты другого банка, причем комиссию за это не возьмут — такая операция будет считаться обычной покупкой в интернете. Ну а на сладкое — всякие полезные мелочи вроде быстрого доступа к реквизитам: можно дать считать кому-то QR-код с номером счета, а можно отправить все данные хоть по почте, хоть в Telegram или WhatsApp.


2. Рокетбанк

У Рокета тоже нет филиалов, и в своем приложении они пошли даже дальше, чем Тинькофф, — сделали его максимально понятным и дружелюбным. В описаниях операций нет никаких канцеляризмов и неприятного официозного тона, которым грешат многие банки — все изложено простым русским языком.

Здесь тоже есть авторизация по сканеру TouchID и статистика по тратам. Но самое интересное — прогноз по балансу к концу месяца. Чем дольше ты пользуешься приложением, тем лучше оно анализирует твои расходы и знает, сколько ты тратишь на тренажерный зал, клубы, оплату счетов, еду и т. д.

В ленте операций по карте есть не только точное время и сумма, но даже и точка на карте. И если ты купил что-то в супермаркете, в отчете отразится его русское название, а не нагромождение латинских символов.


3. Сбербанк

Для многих Сбербанк до сих пор ассоциируется с бесконечными очередями и сонными кассирами, но все довольно круто поменялось несколько лет назад — можешь больше не бояться злобных бабушек, которым всегда «надо». При наличии приложения в отделения особо и ходить не придется.

Со смартфона ты сможешь открыть вклад или счет, так же, как и в двух предыдущих банках из нашего списка, изучить диаграмму расходов, ну и естественно, оплатить услуги. Причем тут Сбер кладет всех на обе лопатки: за годы существования у него накопилось столько партнеров, что удобные шаблоны существуют на все случаи жизни. Например, если хочешь кому-то подарить бонусы для iTunes или AppStore, их можно купить и даже отправить прямо из приложения, не уходя на сайт Apple.

Будь начеку!

Надеемся, ты в курсе, что такое фишинг, потому что это одна из главных опасностей при оплате покупок через интернет. Допустим, ты ищешь новую книгу в Google или Яндексе, переходишь по ссылке в магазин, а это и не он вовсе — просто его точная копия с похожим адресом. Всегда тщательно проверяй, где ты вводишь данные своей карты: если зазеваешься, все твои данные, включая код подтверждения из SMS от банка, может оказаться в руках злоумышленников.

Другой распространенный метод мошенничества — сообщения от «покупателей» с сайтов вроде «Авито». Иногда предлагают перевести деньги прямо тебе на карту и для этого просят ее номер, а потом и код подтверждения, хотя ты ничего и не покупал. Тут совет один: подумай хорошенько, прежде чем что-то кому-то отправлять.

Еще частенько владельцам карт приходят смс «о блокировке счета». Не ведись на устрашающие сообщения типа «СЧЕТ ВАШИХ БАНКОВСКИХ КАРТ ПРИОСТАНОВЛЕН! ИНФО: 8-963-ххх-хх-хх». Звонок на такой номер скорее всего окажется платным. Если сходу ты не можешь разобраться, дурят тебя или нет, сразу звони на «горячую линию» своего банка — ее номер чаще всего указывается прямо на карте и уж точно без труда отыщется на официальном сайте.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся