Men's Health. Журнал

Как общаться с риелтором и не остаться в дураках: 8 советов от профессионала

Говорят, что процесс купли-продажи недвижимости в России — один из самых простых и прозрачных в мире. Но то теория, а она, как известно, суха. Когда же дело доходит до практики, у большинства людей возникают вполне резонные вопросы и страхи. С чего начать? Как выбрать надежного агента или агентство? Как не выглядеть в его глазах дойной коровой? Часть из этих вопросов попробует снять риелтор с 25-летним стажем Андрей Мишенин.
как общаться с риелтором.jpg

1. Самый популярный вопрос: частный риелтор или агентство недвижимости?

Ну, во-первых, мне привычнее «риэлтор» через Э, хотя я знаю, что вроде бы теперь правильнее через Е. Во-вторых, я понимаю, что продавать или покупать недвижимость (особенно в первый раз) — это действительно не­много страшно. Если страшно «много» — что ж, иди в крупное агент­ство недвижимости: в конце концов, твои страхи связаны с серьезными имущественными рисками. Главная разница, ну конечно, цена.

  • Частник, как правило, берет более разумную комиссию. Минусы его вытекают из плюсов, естественно: человеческий фактор, отсутствие взаимозаменяемости (ну вот сломал твой риелтор ногу — и все, сделка под угрозой). Ну и претензии к работе частного риелтора могут быть применены только в частном порядке.
  • Плюсы агентства — так называемая преемственность услуги, то есть от конкретного сотрудника ничего особенно не зависит, вы работаете с юридическим лицом. Минусы — гораздо бóльшая комиссия, наличие агентского договора, который также требует правовой оценки (ты же всего боишься, правда?), ну и опыт и знания конкретного сотрудника могут быть недостаточными.

2. Частному риелтору — если он порядочный человек и специалист — абсолютно все равно, есть у тебя опыт в недвижимости или нет, первая это у тебя сделка или нет.

А вот агентство действительно может оценивать потенциального клиента с точки зрения его правовой подготовки, мотивации покупки или продажи. Ну и выставлять в зависимости от этого стоимость свои­х услуг.

3. Разумеется, мне почти все­гда понятно, в теме человек или нет

Повторюсь, для меня это не имеет никакого значения: любой клиент — главный клиент. Если человек знает такие слова (и понимает их значение), как «альтернатива», «свободная продажа», «турист» (путешествующий по продаваемым квартирам обыватель, не имеющий ни возможности, ни желания купить квартиру. — Прим. MH), WinNER (база недвижимости, ориентированная в основном на риелторов. — Прим. MH), «линейка», «распашонка» (разновидности типовой советской планировки квартир, детали смотри в интернете. — Прим. MH), то у нас будет как минимум разговор на равных, а это хорошо не только для клиента, но и для риелтора.

4. Впрочем, не только агент должен слушать клиента, но и клиент — агента

Если услышишь от риелтора «Регистрационная палата» (такой организации не существует с 2005 года), «комиссия 10 %», «государственный нотариус» (все нотариусы в России частные), «дадим/примем залог», «70 % от кадастра» (скорее всего, речь идет о занижении стоимости квартиры в договоре купли-продажи с целью уклонения от налогов, чего делать, безусловно, не следует), «площадь лоджии входит в площадь квартиры» (не входит), то лучше поищи другого агента.

5. Какие действия уже нанятого риелтора должны настораживать?

Ну, скажем, настойчивая просьб­а дать ключи от квартиры, просьб­а заплатить аванс за не оказанные еще услуги, просьба передать на хранение правоустанавливающие документы на квартиру, опоздания, внезапный долгий офлайн, принятие решения по конечной стои­мости квартиры без согласования с вами, увеличение стоимости комиссии «в процессе». Все это признаки в лучшем случае не очень заинтересованного в тебе, а в худшем — нечистоплотного риелтора.

6. Нормальный риелтор не берет комиссию больше 2 %

Если, конечно, твой случай не экстремально сложный. У агентств, как я уже говорил, побольше, но все равно не десять. 10 процентов — это уже развод.

7. Лицензий у риелторов нет, они отменены в 2002 году

Точно так же нет обязательных федеральных организаций, в которых они так или иначе должны состоять, как у нотариусов и адвокатов. Хорошо ли такое положение дел — я не знаю, но знаю, что любое лицензирование приведет к ограничению конкуренции и росту стоимость наших услуг.

8. Как выглядит идеальный клиент с точки зрения риелтора?

Умный, нежадный, предсказуемый, точный, доверяющий своему агенту, пунктуальный.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся