Men's Health. Журнал

Мужчины в опасности: узнай, как не стать магнитом для несчастий

Мужчины в четыре раза чаще женщин попадают в разного рода несчастные случаи — это не новость. Новость вот в чем: последние исследования ученых нарисовали портрет того, кто буквально притягивает беды. Посмотри, не узнаешь ли ты в этом портрете себя.
Как вы яхту назовете

Каждый знает кого-то, с кем постоянно происходят несчастные случаи. И этот «кто-то» чаще всего мужского пола. Я одно время работал с дизайнером, достойным звания «ходячая проблема»: за неполные 12 месяцев он получил перелом коленной чашечки (покатался на скейте), заражение крови (пнул бумажный пакет на улице, а внутри оказалось что-то острое), и (у меня это на первом месте в рейтинге!) ему в рот влетел голубь, когда он катался на американских горках.

К сожалению, этого дизайнера я уже несколько лет не видел, так что придется перейти к другому знакомому: он регулярно ломает кости, играя в футбол; может превратить мойку винных бокалов в кровавую сцену из фильма «Кэрри»; однажды он проглотил монету в 50 пенсов на холостяцкой вечеринке — первичный шок не мог сравниться с последующими ощущениями, когда денежка проделывала свой путь по его пищеварительному тракту (не бывал в Англии? 50 пенсов — монета с 7 углами, вот в чем соль).

Однако ни с чем не сравнится та история, когда он отправился на деловую встречу на велосипеде. Поскольку лил дождь, он решил ехать, держа в одной руке зонт (и без спроса взял зонтик босса стоимостью в 150 фунтов, или 13 000 рублей!). Налетел порыв ветра, зонт попал в спицы, велосипед отправился на свалку, а мой знакомый — в травмпункт. Потом он вернулся в офис, чтобы отдать искореженную ручку от зонтика разгневанному начальнику. И был очень недоволен полученным нагоняем.

  • 20% ДТП со смертельным исходом происходят по вине мужчин 17–24 лет;
  • 79% из тех, кто погиб от несчастного случая в возрасте до 44 лет, — мужчины;
  • 90% лауреатов шуточной премии Дарвина «За глупую смерть» — мужчины.

Зигмунд Фрейд писал, что нет такой вещи, как «несчастный случай»: если с нами происходит ЧП, значит мы подсознательно хотели наказать себя за что-то. И действительно, трудно приписать случаю все беды того велосипедиста под дождем. Последствия казались очевидными с того момента, как он взял в руки зонт.

«80% травм можно было бы предотвратить, если бы мы все думали о последствиях своих действий и просто чуть корректировали свое поведение, чтобы минимизировать риск», — говорит Том Мулларки, гендиректор британского Королевского общества по предотвращению несчастных случаев (RoSPA). — Остальных 20% тоже можно избежать, но более серьезными усилиями».

Что ж, прекрасная мечта, но это лишь мечта. «Думать о последствиях» — это не совсем о нас, мужчинах (ты согласен?). Вспомни, как ты покорял строительные леса без страховки, на спор, или тот случай, когда ты сверлил дырки в стене, широким жестом отказавшись от использования детектора электропроводки. Интуитивно понятно, что чаще других влипают в истории молодые парни, особенно если речь идет о ДТП.

Том Мулларки согласен с этим и объясняет: «Исследования показали, что в этом возрасте стремление юношей испытать прилив адреналина сильно выше их способности ориентироваться в пространстве и прогнозировать риски. Они равняют умение со скоростью, а это неправильно. Их проблема в излишней самоуверенности; знать, на что ты способен, само по себе уже важно для выживания, заносчивость не та черта характера, которая способствует долголетию». А еще Мулларки говорит об исследовании, которое показало, что развитие определенных отделов мозга у молодых мужчин не заканчивается где-то до 25 лет. У женщин мозг формируется быстрее (прости, читатель), чему есть веские эволюционные причины.

Как вы яхту назовете

Men's Health неоднократно писал об этом (например, см. статью «Глупая смерть: как это часто бывает и как ее избежать»). Но ученые продолжают работать над изучением проблемы, чтобы выяснить детали и предупредить тех из нас, кто даже больше остальных склонен к ЧП. И у исследователей есть пара новостей. Вот первая: как оказалось, новый пик мужской смертности от несчастных случаев приходится на период от 40 до 44 лет. Среди очевидных причин — резкий рост самоубийств в этом самом периоде, когда принято испытывать кризис среднего возраста.

Но исследователи особенно выделяют в этой возрастной категории смертность в ДТП на мотоциклах. Новоиспеченные морщинистые байкеры (в Британии их называют «Бемби») пытаются вернуться на мощных аппаратах в свою молодость. «Многие катались на мотоциклах тучу лет назад, но они не понимают, насколько продвинулась вперед техника за последние годы, — сообщает пресс-служба дорожной полиции Северного Йоркшира (Англия). — У таких мужчин в карманах полно денег, они покупают мотоциклы вроде тех, что выставляются на гоночные треки. Затем разгоняются слишком сильно, теряют управление — а силы и реакция ведь уже не те — и врезаются, скажем, в столб». Ну да, кризис среднего возраста легко может стать кризисом конца жизни.

И вот вторая новость: исследование, проведенное Шэрон Кларк и Иваном Робертсоном (сотрудники RoSPA), показало: мужчины, чаще других попадающие в ЧП, обладают схожими качествами.

Первое: недостаток надежности, то есть нехватка аккуратности и социальной ответственности. Твои вещи и дела вечно в беспорядке? Носки разбросаны по квартире, а на деловые встречи ты вечно опаздываешь и потому несешься, не обращая внимания на окружающих? Ты в группе риска.

Второе: недостаток покладистости, то есть отсутствия агрессии и согласия следовать правилам. «С мужчинами чаще происходят несчастные случаи в том числе и потому, что они с меньшей вероятностью следуют установленным законам и процедурам», — комментирует Робертсон. Ты переходишь дорогу на красный, если не видишь автомобили в опасной близости? Это маркер — ты в группе риска!

Третье: излишняя открытость, внушаемость, тенденция поддаваться давлению авторитетов (или толпы) и рисковать по чужой воле. Если на тебя магическое действие оказывает даже дворовый троллинг вроде «ну ты че, зассал?» — ты в группе риска!

Так как же нам обезопасить себя? Нет безусловного лекарства, но профессор Робертсон дает важный совет: «Личность взрослого человека уже сформирована, ее не изменить; но люди, которые соответствуют всем трем указанным признакам группы риска, могут внимательнее следить за собой, делать выводы из предыдущих историй и останавливать себя, если их опять понесло».

Мир — опасное место, но мы можем занять в нем более устойчивое положение, приложив усилия. Наш знакомый велосипедист после той истории с зонтом потерял работу. Он нашел новую, сделал кое-какие выводы — и стал безопаснее для себя и окружающих. Он даже сумел пережить опасности затейливой сельской свадьбы и новоиспеченного отцовства. Кое-что иногда случается, но ничего особо страшного. И если уж этот парень может прожить без несчастных случаев, то и все мы тоже можем.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся