Men's Health. Журнал

Люди Севера: как добиваются успеха на Кольском полуострове

18 октября в Центре документального кино состоялась московская премьера проекта «Северяне», посвященного сильным духом жителям одного из самых суровых краев России.
Маяк

Северные территории России никогда не были густо населены, так как существование здесь всегда было довольно трудным делом. В ХХ веке с открытием потенциала природных ресурсов Севера началось его масштабное освоение. Невероятными усилиями здесь строились промышленные и инфраструктурные центры, куда направлялись люди со всех уголков страны. Кто-то ехал из романтических соображений, кто-то — за «северными» зарплатами. Эта традиция сохранилась и после развала Советского Союза, а многие из приехавших так и остались здесь жить.

Вид на город

Побывав в Карелии и на Кольском полуострове, пообщавшись с местными жителями и проникнувшись особым колоритом северной жизни, режиссер Илья Поволоцкий задумал авторский документальный проект «Северяне», посвященный сильным духом людям Севера. Для этого режиссер задался целью разыскать трех настоящих северян, которые представляют уникальные профессии региона.

Город

«Путешествуя по Карелии и Кольскому полуострову в поисках натуры для съемок, я с удивлением обнаруживал совершенно разных людей с невероятно похожими историями: «Приехал на заработки. Думал ненадолго, но как-то затянуло, остался, женился, не хочу уезжать... Север манит. Здесь все по-другому». Меня заинтересовал этот феномен. Чем больше я общался с этими людьми, тем больше проникался их каким-то особенным восприятием действительности, особенным ритмом жизни и отношением к себе и окружающим».

Северное сияние

В течение месяца команда проекта объезжала города и поселки Карелии и Мурманской области, общалась с рыбаками, лесорубами, лоцманами, капитанами, врачами, маячниками, метеорологами. Поиски продолжались до тех пор, пока не были найдены три идеальных героя: вальщик леса, капитан морского буксира и командир звена полярной авиации — на земле, на воде и в воздухе.

Пейзаж

Убедить героев проекта участвовать в съемках было непросто: они не искали славы, а их занятость не предусматривала ни одного свободного дня. Однако команде удалось уговорить их попробовать. А дальше как всегда у настоящих северян: раз начали, нужно довести дело до конца.

Тропа

Действие каждой из трех частей киноэссе разворачивается в каком-то уголке Кольского полуострова на протяжении одних суток. В центре повествования будни троих формально не связанных между собой людей. Все они, как и большинство живущих на Севере, когда-то приехали сюда работать и, хотя не планировали задержаться надолго, остались здесь навсегда. В суровых северных широтах, в условиях полярной ночи эти простые люди полагаются только на себя, на плечо товарища да на крепкий автомобиль, остановить который может только пустой бак. Но эти люди всегда готовы помочь даже незнакомцам.

Володя

Володя

Володя, как и многие на Севере, местным не родился, а стал. Когда-то он, молодой человек из вологодской деревни, отслужив в армии, дал себе обещание не быть водителем и не работать на валке. Но жизнь распорядилась по-другому: Володя встретил любовь и оказался в Кондопоге. После рождения первой дочери вопрос финансов встал особенно остро. Местные подсказали, что леспромхозу требуются вальщики — специалистов по ручной валке за годы машинизации практически не осталось, и ценятся они на вес золота. «Попробовал. Получилось», — скромничает Володя. Теперь у него три бригады вальщиков и титулы чемпиона мира по валке леса. Только в 2018 году в этом чемпионате приняли участие 28 команд из 27 стран, а Володя входит в сборную России уже несколько лет подряд.

Лесоруб и лес

За девять лет он стал здесь не просто своим – он стал местной знаменитостью. Чемпион мира в составе сборной страны, бригадир, владелец небольшого, но успешного предприятия, лицо производителя бензопил Husqvarna, большой человек в леспромхозе. Причем его талант применим не только в лесу, но и в городе. Если нужно убрать старое дерево, не оборвав линию электропередач, не обрушив чей-нибудь балкон и не вызвав недовольства прохожих, зовут Володю.

Валка дерева

Он не любит, когда говорят о его успехах: стесняется. Ему проще на делянке, с пилой в руке. Лес для него — место силы. В отличие от других героев киноэссе, он уже давно избавлен от необходимости выходить на вахту в лес, но тайга не отпускает. Каждое утро он сам развозит рабочих по делянкам, обязательно разводит костер и берется за пилу.

Лесоруб отдых

Володя — человек дельный, немногословный и находящийся в постоянном движении. Он не покупает продукты в магазине — ловит рыбу, охотится, собирает ягоды и грибы и не понимает, как может быть иначе. Дизельный двигатель его верного друга — 30-летнего Land Cruiser 60 — урчит с раннего утра и до поздней ночи: отвезти детей в школу и в детский сад, заехать в город, обеспечить ребят в лесу материалом и провиантом, починить лебедку, встретиться с финским подрядчиком и при этом успеть на рыбалку.

Машина тянет лодку

Съемки киноэссе проходили в разных уголках Кольского полуострова. Отличительные черты каждой картины – неспешный темп, отстраненное наблюдение, некричащие авторские акценты и органичное сочетание художественной композиции с документальной камерой. Команда проекта не ставила своей целью рассказать о Севере все — по признанию режиссера, важнее было передать атмосферу, состояние и течение времени, предоставить зрителю возможность наблюдать и обдумывать вещи, неспешно происходящие на экране. Оценить, получилось ли у съемочной команды реализовать задумки, можно посмотрев «Северян» совершенно бесплатно на amediateka.ru и nonfiction.film. 

Василий

Василий

Василий стал настоящим северянином, когда попал сюда по распределению в 1995 году. Как и все, он не планировал задерживаться надолго, хотел лишь подзаработать, набраться опыта и уехать туда, где теплее. Но конец девяностых разрушил его планы: из-за кризиса и безработицы некогда богатый северный порт оказался на грани разорения. «Нужно было как-то выживать, кормить семью, ставить на ноги детей... Одним словом, затянуло», — вспоминает Василий.

Порт 1

Он человек интеллигентный, легкий, с настоящим капитанским голосом. И команда у него соответствующая: морские волки с байками на языке и опытом в глазах.

Капитан буксира

Буксир МАСКО (Малая судоходная компания), капитаном которого и является Василий, на Северном флоте знают все. Без таких судов не обходятся ни танкеры, ни атомные ледоколы, ни самые современные сухогрузы и баржи. Буксиры нужны для того, чтобы в условиях узких и тесных «ковшей» порта подводить к причалу и выводить на фарватер огромные пароходы.

Маяк и пейзаж

С каждым из героев команда проекта провела около 10 дней. И это не были отдельные запланированные интервью — режиссер и съемочная группа сопровождали каждого из троих северян ежедневно. Поначалу стеснение мешало героям, однако к концу съемок они раскрылись — в итоге именно это позволило создать атмосферную и правдивую картину повседневной героической жизни северян.

Игорь

Игорь

Игорь — потомственный летчик. Его отец был одним из пионеров вертолетной авиации Заполярья: работал в составе экспедиций, сопровождал ледоколы, забрасывал провиант и снаряжение для миссий и научных станций в Ледовитом океане, обслуживал социальные рейсы в тундру и по Терскому берегу, которые теперь обслуживает Игорь.

У вертолета

Главной причиной сняться в проекте для Игоря стала возможность рассказать о важности и социальных рейсов, и санавиации Севера. Игорю ежегодно приходится доказывать эту важность государству — здесь цели его и проекта совпали.

Вид из вертолета

Социальные рейсы жизненно необходимы во многих уголках России. В большинство удаленных районов не проедет даже «тяжеловооруженный» Land Cruiser Prado Игоря, поэтому вертолет – единственная возможность сообщения между разбросанными по тундре и тайге селами и региональными центрами. Кольский полуостров не исключение: здесь есть два основных маршрута социальных рейсов, которые и обслуживает Игорь. Также его команда выполняет санзадания (спасение, эвакуацию, доставку медиков) в режиме 24/7.

Вертолет

Игорь женат, у него есть сын, который готовится поступать в летное училище. Игорь тоже мечтал о лучшей жизни, но когда в 90-е все развалилось, нужно было помогать отцу и сохранять отряд в Мурманске. Он не любит говорить о том решении — видно, что оно далось ему тяжело. Но на съемках удалось увидеть и другое: какими глазами смотрят на него люди, которых он перевозит и спасает.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся