Men's Health. Журнал

«Металл нужно нервами чувствовать»: ювелир — о верном лобзике

В рубрике «Арсенал» мужчина-профессионал рассказывает о том или ином заветном орудии труда. Сегодня ювелир Сергей Придворов рассказывает о лобзике, освоение которого — важнейший этап карьеры любого «драгоценного» мастера.
IMG_5552.jpg

Untitled-1.jpg

 

Сергей Придворов

Член ассоциации «Гильдия ювелиров России»

Человек, который приходит в ученики ювелира, первым делом получает в руки лобзик. Ну и несколько плас­тин металла, р­азумеется. Эти пластины он и начинает терзать, пытаясь понять, что такое металл и как с ним обращаться. То есть это инструмен­т, который с ювелиром всегда, с самого первого дня. Я впервые взял в руки ювелирный лобзик в 1982 году, когда пришел в училище. Вот уже скоро сорок лет, получается, вместе.

У мастеров старой школы, к которым я себя отношу, отношение к лобзику самое почтительное, хотя сейчас, конечно, есть масса облегчающих работу механизмов. Я их не отвергаю, они, например, классические напильники заменяют очень хорошо. Но лобзик, по-моему, незаменим. И не только разрезать — пилкой можно, к примеру, литье прочистить.

Мне лобзиком работать удобно. Нельзя сказать, что это самый важный инструмент для ювелира, но он всегда под рукой, без него нечего и садиться за работу.

Раньше, в советское время, лобзики были зачастую самодельные, тяжелые, с деревянными ручками, делали их мастера на заводах по особому заказу, в качестве приработка. Но проблема была даже не в тяжести, главное — это пилки. Раньше их доставали с превеликим трудом, по блату, тоже делали в домашних условиях, из гитарной струны например. Брали надфиль и производили на струне насечки. Сейчас, конечно, все это не проблема. Обычный набор — это примерно 15 разных толщин. Такого ассортимента хватит практически на любую работу.

Понятно, что конструктивно лобзик за сто лет не изменился совершенно. Дуга, две закрутки — все. Эта традиционность мне тоже по душе. Работа ювелира ручная, старомодная, такая же как в прошлом веке и в позапрошлом.

Прогресс наше ремесло не миновал, но все же это по-прежнему ручной труд, труд мастера. Я не против станков с ЧПУ, если это массовое производство, но металл нужно чувствовать рукой, нервами чувствовать. Вот тогда получаются уникальные вещи.

В мире ювелирные лобзики делают всего несколько фирм, большой разниц­ы между ними нет, это не как у поваров, когда кому-то нравятся японские ножи, кому-то — немецкие или вообще из углеродистой стали. Этот именно — Glardon, швейцарский, под этой маркой много хорошего инструмента выпускается, не только и не столько для ювелиров. У него удобная ручка, он легкий. И это недорого­й инструмент, я даже примерно не помню, сколько он стоит, думаю, счет идет на десятки евро, не больш­е. Но так почти всегда бывает: чтобы сделать что-то стоящее, необходимо что-то очень простое и недорогое. Топор тоже недорого стоит, а попробуй без него что-нибудь построить.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся