Men's Health. Журнал

Небо вокруг

Бертран Пиккар планирует совершить первую в мировой истории кругосветку на беcтопливном самолете SolarImpulse.

Алексей Цыганов планирует об этом написать. Посмотрим, у кого лучше получится.



ДОСЬЕ МН

Бертран Пиккар, ученый-авантюрист
Родился 1 марта 1958 г. в Лозанне (Швейцария) в семье известных исследователей и ученых.
Дед Бертрана Огюст — друг Эйнштейна и Мари Кюри — прославился в свое время изобретением герметизированной кабины и стратосферического воздушного шара. Фактически в 1932-м он стал первым человеком, увидевшим, что Земля немного круглая. До него никто не поднимался в воздух выше 16 км.
Отец Бертрана Жак-Эрнест пошел другим путем. Покорение космоса он оставил Советскому Союзу, а сам устремился в океан. 23 января 1960 г. достиг самой глубокой его точки — 10 961 м на дне Марианской впадины.
Естественно, сам Бертран не мог не продолжить семейное приключение. С 1 по 21 марта 1999 г. он совместно с британским пилотом Брайаном Джонсом совершил кругосветный полет на воздушном шаре. Поступок для современного человека, бесспорно, экстремальный. Но даже тот факт, что в полете Пиккар едва не погиб от переохлаждения (по этому поводу он потом заметил: “Когда ты собираешься кататься на лыжах, +20С — это очень тепло, но когда при такой температуре ты несколько дней сидишь в корзине воздушного шара — это адский холод!”), не останавливает его перед новыми безумными подвигами.



ПОЛЕТ С РАЗМАХОМ
Первые упоминания о SolarImpulse — самолете, который вместо топлива будет потреблять солнечную энергию и летать таким образом беспосадочно и днем и ночью, — появились в интернете еще в 2004-м. С тех пор интерес к аппарату время от времени подогревался сообщениями новостных агентств, что, мол, вот уже почти закончили, скоро запустят. Верилось с трудом. И в то, что построят, и в то, что полетит. И я, признаться честно, был приятно удивлен, когда в конце прошлого года компания Omega, главный партнер проекта, пригласила российских журналистов в Швейцарию на мировую презентацию SolarImpulse. Конечно, весь самолет мне не показали. Только некоторые куски. Так что верить, что его наконец-то сделали целиком, мне довольно сложно. Зато от комментариев инженеров и технологов всех мастей я не знал, куда деваться.

Крыло
Размах крыла SolarImpulse равен размаху крыла аэробуса
А-380 — 80 м. Такая длина необходима в первую очередь для того, чтобы обеспечить достаточную площадь покрытия фотогальваническими пластинами, поглощающими солнечный свет (чтобы поднять в воздух 10 кг веса, нужна батарея площадью 1 м2). Сами пластины сделаны из кремния, имеют толщину 130 микрон и достаточно гибки для того, чтобы противостоять нагрузкам и деформации.

Кабина
Почти на 100% сделана из слоеного карбона. Находиться тут может только один человек. И хотя на разрезе, представленном журналистам, видно этого не было, технологи заверили: в ней созданы все условия для комфортной работы на высоте до 12 000 м даже при неблагоприятных климатических условиях — кислород распределяется равномерно, а углекислый газ и влажность, выделяемые человеком, выводятся за борт.

Двигатели
Полученная от солнца в течение светового дня энергия расходуется не полностью. Часть ее аккумулируется в литиевых батареях, питающих четыре независимых двигателя ночью. Средняя мощность каждого — всего 12 л. с. Собственно, точно такая же была у двигателя самолета братьев Райт, совершивших в 1903 г. первый в истории моторизированный полет. Стоит ли говорить, что при такой мощности ни о каких перевесах речи быть не может?



Никаких  развлечений

Технологи технологами, но вопросов после их лекции стало даже больше. Отстояв в очереди целый час, я все-таки добрался до главных лиц: летчика-камикадзе Бертрана Пиккара и его главного спонсора — Стивена Уркхарта, президента компании Omega.

— Бертран, вот вы планируете совершить кругосветный полет: один, в кабине экспериментального самолета. Вы как-то специально тренируетесь?
Б.П.:
Моя фигура идеальна для пилота: небольшой рост и короткая шея. К тому же я не толстею. Так что никаких специальных упражнений делать не приходится. Основная задача — тренировать сон. Но я учился на психиатра, неплохо знаком с самогипнозом и умею высыпаться за 15-20 минут в сутки. Это — максимум для пилота SolarImpulse. Нужно постоянно контролировать ситуацию. Особенно ночью. Поэтому мы разработали уникальный шлем, который подключается к голове специальными электродами. В случае опасности ты получаешь небольшой электроудар, который разбудит тебя, если заснул.

— Довольно странно приглашать журналистов на презентацию самолета и показывать им не сам самолет, а его препарированные части. Не находите?
Б.П.:
Мы слишком долго молчали, нужно было напомнить о себе и сказать, что у нас все идет по плану. В 2008 г. пройдут испытательные полеты. В 2009-м — мы планируем совершить 36-часовой беспосадочный перелет, чтобы проверить, как SolarImpulse чувствует себя ночью. В 2010-м — пересечем США и Атлантику. И в 2011-м — жду с нетерпением — совершим долгожданный кругосветный перелет по тропику Рака. Поскольку скорость невелика, перелет будет с посадками. Каждые 4-5 суток мы должны будем менять пилота, так как находиться в воздухе без сна дольше очень сложно.

— Вы не ответили на мой вопрос по поводу самолета, ну да ладно. Я охотно верю, что при должной тренировке можно в течение пяти дней спать по 20 минут в сутки. Но как быть с едой и, простите, испражнениями?
Б.П.:
Ничего такого уж страшного тут нет. Для питания разработаны специальные витаминизированные составы, а кабина оборудуется биотуалетом. Это, конечно, не пятизвездочный отель, но и сам SolarImpulse создавался не для развлечений.
С.У.: Главная задача, которую мы ставим перед собой, — доказать эффективность возобновляемой энергии. Человечество не способно выжить, продолжая потреблять миллион тонн нефти каждый час и загрязнять окружающую среду.
Б.П.: По мне, так жить в городе, где невозможно вздохнуть от выхлопных газов, гораздо более экстремально, чем провести пять дней в самолете в условиях ограниченного комфорта.

— Стивен, а чем заинтересовал этот проект компанию Omega?

С.У.: Нам интересно наблюдать за тем, на что способен человек ради достижения своей цели. Мы рады поддержать экстремальный проект, за которым стоит прогресс. Отказ от топлива — очень сильный шаг, нам интересно, сможет ли человек пройти через это испытание. И если да, то мы будем рядом в этот исторический момент.

Кругосветчики-экстремалы

Любая кругосветка — серьезное испытание. Предугадать, чем захочет удивить тебя мир, невозможно. Вот несколько примеров из новейшей истории.

Стив Фоссетт
Сделал состояние как финансист, прославился как путешественник. В 2002-м совершил первый кругосветный одиночный беспосадочный полет на воздушном шаре. Тогда ему было 62 года. В воздухе Фоссетт находился ровно две недели, позволяя себе спать не более 4 часов в сутки небольшими порциями по 45 минут. При этом он должен был постоянно носить на лице кислородную маску.

Валерий Шанин
Президент Московской школы автостопа. 19 декабря 1999 г., прихватив с собой в спутники 7 путешественников-любителей, он отправился в кругосветное путешествие автостопом. Цель была простой: доказать миру, что перемещаться по планете можно совершенно бесплатно. Оказалось, действительно можно — за 1100 дней. Из-за визовых проблем путешественники задержались на 4 месяца в Таиланде, на 13 — в Австралии и на год в Новой Зеландии.

Виктор Языков
Российский яхтсмен. В 1998-99 гг. принимал участие в кругосветной гонке для яхт-одиночек Around Alone. В самом начале пути травмировал правый локоть, а через два месяца, когда на месте ссадины возникла огромная желто-фиолетовая опухоль, хирург гонки Дэниел Карлин, с которым Виктору удалось связаться по электронной почте, диагностировал абсцесс, способный в ближайшие часы разорваться и убить яхтсмена. Языкову пришлось самостоятельно, поставив яхту на автопилот, провести себе опасную операцию, во время которой он чуть не умер от потери крови.

Джейсон Льюис
Британский искатель приключений. 12 июля 1994 г. отправился в кругосветное путешествие с целью обойти вокруг Земли, используя только силу мускулов. 6 октября 2007 г. вернулся домой, исполнив задуманное. Из транспортных средств он использовал в пути каноэ, катамараны, ролики и велосипеды, преодолев таким образом 74 842 км. По дороге мужчину неоднократно грабили и били. Он несколько раз болел малярией и страдал от морской болезни.




Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся