Men's Health. Журнал

Настоящее и будущее космического туризма

Когда в околоземное пространство впервые полетел человек, советская пропаганда уверяла, что уже скоро космос покорится коммунистическому человечеству и побывать в нем сможет каждый. Как ни странно, так и случилось.

Тогда, в апреле 1961 года, полет Юрия Гагарина (менее двух часов на высоте до 327 км) назвали подвигом. Впрочем, и сейчас за полугодовую вахту на МКС профессиональным космонавтам дают звание Героя России. Испытать себя в космосе в ближайшее десятилетие смогут не только герои, но и люди попроще. Конечно, с условием наличия весьма пухлых кошельков. Тем не менее, если еще недавно полет в космос стоил $40 млн, то теперь индустрия космического туризма выходит на массовый рынок. А значит, полеты в космос станут доступнее. Как океанские круизы — каждый год не поедешь, но один раз в жизни позволить себе можно.

Кто все начал

У передовых космических проектов, будь то первый полет в космос или высадка на Луну, всегда есть лицо и имя. Лицо массового космического туризма — американец Бёрт Рутан. Половину жизни он занимается разработками передовых летательных аппаратов на собственном экспериментальном заводе в Калифорнии. Шесть лет назад Рутан построил первый в мире частный космический корабль SpaceShipOne для суборбитальных полетов. В космонавтике суборбитальными называют полеты со скоростями и на орбитах ниже, чем необходимо для искусственных спутников Земли. В октябре 2004 года SpaceShipOne в течение двух недель дважды пробил планку в 100 км, во второй попытке достигнув высоты 114,6 км. За это достижение Рутан получил приз $10 млн от фонда X Prize, цель которого — поощрение нетрадиционных научных изысканий.

В дополнение к премии Рутану поступило деловое предложение от экстравагантного миллиардера Ричарда Брэнсона, основателя корпорации Virgin, — построить восьмиместный прогулочный корабль (два пилота и шесть туристов на борту). Рутан предложение принял. К моменту сдачи этого номера Men’s Health SpaceShipTwo уже четыре раза поднимался в воздух — правда, пока только в атмосфере и только с помощью самолета-носителя. Но созданная под этот проект компания Virgin Galactic обещает начать возить туристов в космос уже в 2013 году. Билет стоит $200 000, для резервации места нужно внести задаток в $20 000. Услуга пользуется популярностью — билеты заказали уже больше 400 человек.

План полета

SpaceShipTwo не будет летать вокруг Земли — лишь взлетать вверх и садиться. План полета таков. Сначала самолет-носитель WhiteKnightTwo поднимет космический корабль на высоту 15 км — на это уйдет около часа. Здесь SpaceShipTwo отделится от «платформы», включит твердотопливный двигатель и под углом 84° стартует в космос. Берт Рутан уверяет, что корабль сможет подняться до 150 км и даже выше. Достигнув верхней точки полета, он по параболической траектории пойдет вниз. В это время на борту образуется невесомость, которая при достижении 150-километровой высоты продлится 5 минут. Войдя в плотные слои атмосферы, корабль благодаря специальной конструкции крыльев начнет тормозить, не сильно при этом нагреваясь, и в конце концов сядет на космодроме как обычный самолет. Все удовольствие займет около трех часов. Приезжать на космодром, который Virgin Galactic строит в пустыне в американском штате Нью-Мексико, оператор просит за три дня до старта.

Берт Рутан говорит, что такие путешествия полностью безопасны. Даже если оба пилота потеряют сознание, машину посадят в автоматическом режиме. Единственное неудобство — перегрузки до 6g (то есть тело человека становится в шесть раз тяжелее своего обычного веса), длящиеся несколько минут при взлете. Первым безопасность путешествий обещает доказать сам Ричард Брэнсон, взяв в пробный полет всю семью.

17318[/VIDEO]

Цены вниз

Круглая сумма в 200 000 баксов за билет долго не продержится. Во-первых, сам Брэнсон мыслит масштабно. Для начала он заказал два космических корабля, но строительство полноценного космодрома со всей инфраструктурой показывает, что он явно рассчитывает на большее, чем обслуживание 12 туристов в день (по одному запуску в день двух кораблей). Услуга, став массовой, неизбежно подешевеет.

Во-вторых, Брэнсону недолго быть монополистом в сфере суборбитального туризма: на подходе ряд похожих проектов. В голландской колонии Кюрасао, что на Антильских островах, строят космопорт под еще один космический корабль — Lynx Mark II производства другой калифорнийской компании — XCOR Aerospace. Lynx Mark II тоже может летать выше 100 км, причем это двухместный корабль. Пассажир сидит рядом с пилотом на переднем сиденье. Билеты предлагают за $95 000, прокатить обещают уже в 2011 году. В дальнейшем космопорт Кюрасао планируют использовать еще и как фабрику частных космических аппаратов, изготавливаемых на заказ, — спутники для кино- и фотосъемок, научных исследований, телекоммуникаций.

Корабли в порт

В прошлом году были сообщения, что космический порт хотят построить в одном из эмиратов Дубая. Компания Space Adventures планирует возвести свой собственный космодром для суборбитальных аппаратов в Сингапуре. Именно эта компания, основанная американцем Эриком Андерсоном, организовала большинство уже свершившихся турпоездок полетов на МКС. У крупного игрока и планы масштабны.

Популяризация темы космического туризма неминуемо заставит людей мечтать о большем. О полете на орбитальную станцию, например. Но полеты туристов на МКС закончились. Последний визитер — основатель Сirque du Soleil Ги Лалиберте — летал в 2009 году за $40 млн. Причина в том, что программа регулярных «рейсов» американских шаттлов на станцию прекращена, а все полеты российского «Союза» зарезервированы под нужды МКС. В «Союзе» три места, производитель — РКК «Энергия» — делает по четыре корабля в год. Но Space Adventures обещает заказать российской корпорации «Энергия» лично для своих нужд «внеплановый» «Союз». Под этот проект компания резервирует места в тур на МКС на 2014 год. Цена поездки — от $50 млн за 8-9 дней на станции.

NASA сейчас платит Роскосмосу за доставку и возвращение с МКС своего космонавта $56 млн. Правда, на полугодовую вахту каждый американец летит с багажом до 50 кг. Туристам на неделю столько вещей не нужно.

Орбитальные отели

Туристическую привлекательность МКС можно будет полнее использовать, когда появятся более современные и вместительные космические корабли. Таких создается сейчас несколько: американские компании делают корабли Orion и Dragon (с орбитальным модулем DragonLab), в России проектируется корабль «Русь». По предварительным оценкам, уже в 2018 году эти аппараты повезут на МКС туристов. Под эту идею, возможно, на МКС построят отдельный туристический модуль — в сущности, первую гостиницу на орбите. Проекты таких отелей — то есть орбитальных станций, предназначенных специально для туристов, — все множатся. В частности, московская компания «Орбитальные технологии» подписала договор о строительстве отдельной станции-отеля с РКК «Энергия», но о каких-то финансовых вливаниях в этот проект речи нет, пока все только на бумаге. Приблизительный срок строительства гостевой орбитальной станции — 2020-2025 годы.

До Луны за $150 000 000

На главной странице сайта компании Space Adventures посетителей встречает предложение отправиться к Луне. Речь не идет о высадке в районе Моря Спокойствия — спутник Земли предполагается облететь. И если бы не имя компании, которая это предлагает, предложение воспринималось бы как чистая авантюра. Потому что сейчас действующих транспортных средств для доставки на Луну ни у одной из стран нет. Но глава российского офиса SA Сергей Костенко в феврале заявил интернет-изданию «Маркер», что первое место в лунной экспедиции уже зарезервировано — билет намерен выкупить известный американец, имя которого SA обещает опубликовать в апреле. Первый турполет к Луне обойдется смельчаку в $150 млн.

Костенко рассказывает, что для доставки туристов к Луне планирует использовать модернизированные корабли «Союз». Надо сказать, что первые «Союзы» проектировались в 60-е годы прошлого века именно для полетов к Луне. Но сегодняшние «Союзы» для Луны не приспособлены, и их нужно основательно переделать. Так, «Союзу» предстоит поменять радиационную защиту, усовершенствовать систему посадки и разгона. В таком наборе корабль сразу на орбиту не вывести, потребуются минимум два запуска и сборка лунного корабля на орбите. Там к обновленному «Союзу» прицепят четыре разгонных блока: один для набора скорости при полете к Луне, второй для выхода на лунную орбиту, третий для набора скорости по направлению к Земле и последний, четвертый, для торможения при подлете к атмосфере. Это сложная и, главное, не отработанная на практике схема. Но именно ее описывают потенциальным клиентам SA, и кого-то она уже устроила.

Турист перед отправкой к Луне должен будет пройти подготовку профессионального космонавта: ему предстоит испытать перегрузки в моменты набора второй космической скорости (11,2 км в секунду) и торможения с нее — а это больше 10g.

Научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев оценил стоимость реализации лунного проекта SA в $1 млрд: «Практически нужно делать новый корабль. А у нас даже простейшая модернизация тянется годами и забирает много денег. Все это надо сначала тестировать, нельзя сразу туриста посылать». SA предлагает лететь к Луне в 2015-2016 годах. К этой дате, по мнению Моисеева, реализовать подобный проект и сертифицировать оборудование для полетов туристов будет крайне трудно.

Но дело тут не столько в сроках реализации, сколько в факте возникновения схемы частного финансирования серьезного космического проекта. Если купленный американцем билет не останется единственным проданным лунным туром, SA получит деньги на проектные и конструкторские работы. Для России такие проекты как подарок — на деньги иностранных частников может быть возобновлена отечественная лунная программа, закрытая в начале 70-х годов прошлого века из-за чрезмерной дороговизны. О таких подарках от иностранцев отечественная промышленность может только мечтать.

Сбудутся эти мечты или окажутся чересчур смелыми — зависит в итоге от землян. Упрощая ситуацию, можно сказать: заплатят за Луну — полетят на Луну. Был бы спрос, а технологии полетов на Луну существуют уже несколько десятилетий.

ЗВЕЗДНЫЕ ВОИНЫ

Самые яркие космические туристы.
Тоехиро Акияма

Тоехиро Акияма

Японский журналист, первый непрофессионал в космосе. Провел неделю на советской станции «Мир» в 1990 году как корреспондент телекомпании TBS, отметившей этим полетом свое 50-летие. Стоимость полета держится в секрете — разные источники называют суммы от $25 до 37 млн.

Деннис Тито

Деннис Тито

Американский миллиардер, управляющий инвестиционной компанией Wilshire Associates. Первый космический турист, оплативший полет из своего кармана. В 2001 году он выложил за полет на «Союзе» $20 млн.

Ануше Ансари

Ануше Ансари

Иранка, живущая в США, работает в IT-индустрии и активно участвует в проектах по коммерческому освоению космоса, в том числе в уже упомянутом фонде X Prize. Первая женщина-турист в космосе, побывала на МКС в 2006 году.

Чарльз Симони

Чарльз Симони

Американский бизнесмен, программный архитектор, один из разработчиков программы Microsoft Word, основатель компании International Software Corporation. Единственный турист, побывавший в космосе дважды, в 2007 и 2009 годах.

Ричард Гэрриот

Ричард Гэрриот

Программист, разработчик компьютерных игр из США. «Потомственный» астронавт, сын астронавта Оуэна Гэрриота. Первый космический турист, занимавшийся на МКС научной деятельностью, — Гэрриот выращивал белковые кристаллы. Утверждает, что $30 млн, уплаченные за полет, — это большая часть его состояния.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся