Men's Health. Журнал

5 путешественников-экстремалов о своих самых жутких приключениях

Мы попросили пятерых знаменитых путешественников и экстремалов рассказать о самом ярком впечатлении, которое они получили в своей экспедиционной жизни. Думаешь, они в ответ накидали нам историй о красивых водопадах в обрамлении зеленых пальм? Как бы не так.

Мы всегда подозревали, что голова (и нервы) у путешественников устроены немного не так, как у офисного планктона. Что им не сидится дома? Чем промерзшая палатка и концентраты на ужин лучше турецкого all inclusive? Или вот новый вопрос: почему все представленные в этой статье экстремалы, не сговариваясь, самым ярким моментом в своей жизни определили тот, когда они были в шаге от смерти? «Сильные эмоции» и «ощущение победы над собой» — должно быть, вот ответ на этот вопрос. Если ты тоже ощущаешь себя андреналиновым наркоманом, читай статью внимательно. Мы разобрались, как ты сможешь пройти те же испытания, что и наши герои.

Матвей Шпаро

Матвей Шпаро

39 лет, Россия

Где был

В 1998 году первым в мире пересек на лыжах по дрейфующим льдам Берингов пролив, за что был помещен в Книгу рекордов Гиннесса. Полярной ночью 2007–2008 гг. прошел более тысячи километров от мыса Арктический в архипелаге Северная Земля до Северного полюса.

Момент

«Мы c напарником Борисом Смолиным стартовали от Арктического к полюсу в декабре 2007-го и шли 86 дней в полной темноте. Никогда не забуду ощущение постоянного страха, когда ты не знаешь, что ждет тебя впереди. Фонарик освещает дорогу лишь метров на пять вперед. Начинает казаться, что пространство вокруг загораживают сплошные черные стены, и ты идешь между ними, а конца этому пути не видно. Когда путешествуешь днем, тебе достаточно выглянуть из палатки, чтобы узнать, что там за шум снаружи. Медведь? Понятно, значит, нужно взять ружья. А тут смотришь во все глаза, вглядываешься, и ничего не ясно. В какой-то момент мы поняли, что в темноте все делаем в десять раз медленнее, чем нужно. Как черепахи движемся, расставляем лагерь. И если дело так пойдет дальше, то экспедиция провалится. Тогда мы увеличили продолжительность суток — поделили день не на 24 часа, как у всех, а на 34. И дело пошло.

Хочу сказать, что помимо силы воли, подготовки, всех этих мужских атрибутов, в экспедициях мне часто бывает нужна поддержка жены Натальи. Я звонил ей из того ночного похода на Северный полюс. «Нет сил, — говорю, — хочу повернуть назад». А она мне: «Ты не можешь сдаться, ты дойдешь. В городе висят плакаты о вашем походе, по телевизору о нем говорят. Ты дойдешь». Она вообще у меня такая: что думает, то искренне и говорит. Как-то позвонил ей, когда пересекал на лыжах Гренландию. Холод, ветер, еле связь поймал, замучился. А она: «Слушай, чуть попоз­же перезвони, ладно? Я тут туфли в магазине выбираю».

Твой ход

Полярная ночь — временной период в областях, прилегающих к Северному и Южному полюсам Земли, когда солнце не появляется на небе больше суток. Подходящее место, где можно побродить в этой непролазной тьме, — плато Путорана, горная местность размером с Великобританию на северо-западе Красноярского края. Солнце здесь не видят с начала декабря по середину января, температура опускается до -40 — в общем, красота.

Тебе следует долететь на самолете до города Норильска, преодолеть еще километров двести на снегоходе до одной из рыболовных баз на Путорана. Оттуда отправиться в многодневный заезд по ночному плато, с остановками на сон в охотничьих домиках. Пятидневный «круиз» из Норильска до базы «Мир водного драйва» (ozero-putorana.ru) и далее по плато обойдется примерно в 80 000 рублей.

Скалолаз Майк Либеки принципиально путешествует в одиночкуСкалолаз Майк Либеки принципиально путешествует в одиночку
Майк Либеки

Майк Либеки

41 год, США

Где был

Скалолаз и путешественник, Либеки совер­шил уже более 40 экспедиций, половин­у из которых он провел в одиночку. Первым в одиночку покорил вершины Windmill Spire и Dragon Rid (Антарктида), Shipton’s Arch (Китай). Самая знаменитая соло-экспедиция Либеки — 80-дневное путешествие по Земле Королевы Мод в Антарктике в 2005 году.

Момент

«Я знаю, некоторые всегда ждут лета, хотят, чтобы было тепло. Для них холод — как враг. Я совсем другой. Я помню, как в октябре 2005 года оказался в первый раз в Антарктиде. Я висел на полукилометровой высоте на скале, вокруг ледяные пики, обжигающий мороз пробирался под куртку. И я понял в тот момент — вот это мое. Люблю то, с чем сталкиваюсь в приполярных областях: айсберги, китов, моржей, медведей, ветер, который может смять палатку и разметать вещи по сторонам.

Я возвращался в Арктику и Антарктику много раз, и скоро, вероятно, снова поеду куда-нибудь туда. Не стоит ждать ни секунды, если что-то задумал. Помню, в детстве часто спрашивал бабушку: «А сколько сейчас времени, ба?» И она неизменно отвечала: «Сейчас самое время действовать!» И я всегда стараюсь действовать. Вот сейчас, когда пишу вам ответы на вопросы, возвращаюсь из своей восьмой экспедиции по Гренландии. Холодно ли мне там было? Еще как!

Твой ход

Круизы в Антарктиду предлагают несколько операторов, выбирай по датам и условиям (например, есть компании, в которые набирают только русскоязычные группы). Как правило, судно стартует из аргентинского города Ушуайя (как ты понимаешь, туда из России еще нужно добраться). Стандартная программа — неделю плывешь, лавируя между айсбергов, по пути встречаешь китов и морских леопардов. Четыре дня проводишь у берегов Антарктического полуострова (это самая северная часть материка) — катаешься на лодках по сверкающим фьордам, знакомишься с пингвинами, возможно, посещаешь бывшую британскую арктическую станцию на острове Винке — сейчас здесь устроен музей, в подробностях восстанавливающий быт исследователей полувековой давности.

Кстати, имей в виду: некоторые туры предусматривают ночевку в палатках на шестом континенте. Самый дешевый вариант путешествия — от 300 000 рублей за 11 дней (в четырехместной каюте, 12 кв. метров с удобствами). Правда, любимое Майком Либеки одиночество тебе не светит — в такие круизы набирают группы по сто и более человек.

ГорыГорная болезнь, которая подстерегает альпинистов на высоте, может убить человека за считанные дни
Йохан Нильсон

Йохан Нильсон

44 года, Швеция

Где был

Покорил высочайшие вершины планеты (Эверест, Эльбрус, Аконкагуа, Мак-Кинли). В 1996 году сплавился на каяке от Швеции до Африки, преодолев 6500 километров за 180 дней. В 2011-м от Северного полюса добрался до Южного, используя лишь природную энергию (ветер, течения) и полагаясь на свои собственные силы.

Момент

«Что бы такое вспомнить для вас? Ну, однажды я вернулся из путешествия со сломанным ребром, синяками по всему телу, отмороженным носом и десятью пальцами... Да, еще я почти не чувствовал ног. Такие вещи, конечно, запоминаются. Но почему-то чаще всего я думаю про тот момент в мае 2007 года, когда я решил в одиночку покорить самую высокую гору планеты — Эверест. Помню, я тогда прошел почти половину пути к вершине, когда понял вдруг, что сильно вымотался и мне очень страшно. Больше всего несчастных случаев происходит во время спуска — это все знают. А я жутко устал и замерз, еще когда только поднимался наверх. Но мне помогла мысль, которую я твердил себе без остановки: то, что я могу или не могу, решаю только я.

В итоге я все же поднялся на Эверест и потом живы­м спустился вниз. Думаю сейчас, почему мне это все же удалось? Был ли я в хорошей физической форме? Да нет, я не спортсмен. Может быть, у меня есть талант альпиниста? Ерунда. Ответ другой: я выкарабкался на психологической подготовке. Как я люблю говорить, «выиграть нужно еще до начала» — как настроился, так и получится. И сейчас, когда мне случается оказаться перед сложной задачей, я знаю, что могу все.

Твой ход

За все на свете нужно платить, даже за подвиг. Стоимость восхождения на самую высокую гору планеты сильно зависит от твоей подготовки, но экспедиция даже в составе коммерческой группы обойдется тебе не меньше чем в 700 000 рублей. За эти деньги организатор восхождения (обычно это непальская турфирма) доставит тебя и твои вещи от Катманду до базового лагеря на Джомолунгме (5200 метров). Она также предоставит оборудование и проводников-шерпов, которые будут прорубать в снегу перила, протаптывать дорогу, готовить еду, обустраивать лагеря, и уладит все формальности.

Некоторое время ты будешь подниматься из лагеря чуть выше в гору, ночевать в палатках, а потом снова спускаться. Лихо в один день забраться на высоту в 8848 метров нельзя — свалит горная болезнь. На вершину ты попадешь в лучшем случае через месяц после прибытия в Непал. Важная деталь: если ты решишься на индивидуальное восхождение (без других туристов, но все же в сопровождении шерпов), расходы на подвиг могут вырасти вдвое.

Адреналин наш
Феликс Баумгартнер

Феликс Баумгартнер

45 лет, Австрия

Где был

Как правило, устанавливал рекорды в воздухе. Например, в 1999 году совершил самый низкий прыжок в истории бейсджампинга — сиганув с руки статуи Христа-Искупителя (29 метров) в Рио-де-Жанейро. В 2003-м перелетел через пролив Ла-Манш с помощью крыла из углеродного волокна. В 2012 году прыгнул с парашютом с высоты почти 39 километров.

Момент

«Свои самые сильные эмоции я пережил не тогда, когда прыгал из стратосферы, а когда еще в молодости, отучившись положенное количество часов с инструктором, впервые управлял вертолетом в одиночку. Наверное, тебе будет странно услышать такое от парня, который регулярно прыгает с парашютом, но именно в кабине вертолета я наконец испытал настоящее чувство полета. Плюс меня буквально затопило адреналином во время взлета и эндорфинами — когда успешно приземлился. Короче, после своего первого самостоятельного полета я почувствовал полное удовлетворение собой и жизнью. Думаю, примерно такие же ощущения есть у всех начинающих летчиков».

Твой ход

Получить права на управление вертолетом можно, но придется немало постараться. Тебя ждут не менее ста часов теории (может, и больше — зависит от конкретной летной школы), изучение таких, например, дисциплин как «конструкция двигателя», «практическая аэродинамика» или «авиационная метеорология». А еще — 42 обязательных часа практики на вертолете (часто используют Robinson R44). Позже надо будет сдать экзамен в Федеральном агентстве воздушного транспорта и только тогда, ура, получить свидетельство «пилота-любителя». Все твое обучение вместе с оформлением документов обойдется в сумму около 1 миллиона рублей.

Смотрите, падаю
Если вертолетных уроков тебе мало и ты хочешь почувствовать, что ощущает Баумгартнер в момент свободного падения, предлагаем тебе попробовать затяжной прыжок с высоты в 9 километров (High Altitude Low Opening, сокращенно — HALO). Более двух минут и 7 км свободного падения (парашют раскроется только в 2 км от земли), скорость падения до 400 км/ч — это самый, пожалуй, экстремальный вариант парашютного спорта. Чтобы получить незабываемый опыт, нужно долететь до города Мемфис в США, где на базе центра West Tennessee Skydiving Center и устраивают эти прыжки (связаться с организаторами ты можешь на halojumper.com). Если ты уже имеешь сертификат парашютиста, то прыжок обойдется в сумму около 10 000 рублей. В том случае, если ты новичок, из самолета придется падать в связке с инструктором (тогда сумма услуги вырастет до 100 000 рублей).

Братья Синельники советуют брать в пустыню минимум вещей и хорошо рассчитать запас водыБратья Синельники советуют брать в пустыню минимум вещей и хорошо рассчитать запас воды
Сергей Синельник

Сергей Синельник

40 лет, Россия

Где был

В 2010 году вместе с братом Александром на копии древнеславянской ладьи «Русич» за четыре месяца прошел 4500 морских миль — Синельники стартовали в российском Тольятти и финишировали в городе Салала (Оман, Индийский океан). В том же году путешественники пешком преодолели 1000 километров по Западной Сахаре.

Момент

«Самые яркие впечатления — это когда происходит нечто, и это невозможно объяснить ничем, кроме вмешательства высших сил. В апреле 2012 года мы с братом отправились тестировать тележки, которые мы сконструировали для транс­портировки грузов в пеших путешествиях. Для пробы выбрали маршрут от Каспийского моря к Аральскому, там засуха сплошная, расстояние около 600 километров. Так вот, когда идешь по пустыне, это особенное ощущение. Ты один во вселенной, наедине со своими мыслями, а сверху смотрит бог.

Мы прошли, наверное, только половину пути к тому моменту, когда потратили всю воду. А набрать негде — ни скважины, ни поселков по пути, ничего. Потом наткнулись на воинскую часть. Взяли воды, но немного, чтобы не тащить на себе. Кто-то из солдат сказал, что через 70 километров будет еще один пост, там тоже можно пополнить запасы. И вот мы бредем по песку, прошли уже километров 60, поднялись на сопку — и поняли, что никакого поста впереди нет. В пустыне же все видно на пару десятков километров. Вы, наверное, слышали, что вода жизненно необходима человеку? Это еще слабо сказано. Без нее чувствуешь себя, как без воздуха, задыхаешься, паника нарастает.

Мы тогда почувствовали — ну все, никто уже не поможет. Шагали обреченно еще час, начали мочу в бутылки собирать. Страшно. Я сказал брату: давай помолимся. Мы спрятались от солнца за нашими тележками. Потом выбрались, смотрим, а марево на горизонте рассеялось, и видно маленький домик, воинский пост. Счастье. Когда мы туда добрались, залили водой все имеющиеся емкости.

Твой ход

Чтобы повторить путешествие братьев Синельников, тебе нужно долететь до города Атырау в Казахстане, потом на поезде доехать до населенного пункта Кульсары (пять часов пути). Здесь можно взять такси и добраться до нефтяного поселка Прорва (около 200 километров дороги), именно отсюда стартовали Синельники. Далее тебя ждет путь в 600 километров по пустынному плато Устюрт. В дорогу братья захватили по 30 литров воды на человека, но им, как видишь, не хватило. Экономь влагу и в дороге все время ищи места, где можно пополнить запас, — например скважины, колодцы, ямы с дождевой водой (но опасайся змей, которые могут скрываться в трещинах!).

Воду и прочие припасы (всего по 45 кг на брата) Синельники тащили за собой на двухколесных тележках, которые крепились тросами к рюкзакам. До Аральского моря и поселка Саксаульский, конечной точки своего перехода, Синельники добрались за 10 дней, двигаясь по 12 часов в сутки. Хочешь узнать, как потом вернуться домой, к жене? От Саксаульского — на поезде до города Кызылорда (семь часов пути), а оттуда на самолете куда угодно.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся