Men's Health. Журнал

Кругосветка на машинах: проект «Мир наш» в пустыне Такла-Макан

Недавно мы уже рассказывали, как команда Алексея Камерзанова в ходе своего кругосветного автопутешествия любовалась марсианскими пейзажами пустыни Гоби. На очереди — история о том, как путешественники очутились в самом безлюдном месте миллиардного Китая — пустыне Такла-Макан.
Кругосветка на машинах: проект «Мир наш» в пустыне Такла-Макан

На стадии планирования путешествия я настоял на том, чтобы мы обязательно проехали пустыню Такла-Макан насквозь. Это была в каком-то смысле моя мечта. Я вспомнил, как десять лет назад совершенно случайно наткнулся на Такла-Макан в Google Earth. Невероятное удивление вызвал тот факт, что сквозь бесконечные пески идет асфальтированное шоссе. В голове не укладывалось: зачем? Теперь же у нашей команды появился шанс увидеть это невероятное место своими глазами, пустыня и в самом деле оказалась жутко интересной. Сквозь пески проходит Транстакламаканское (Таримское) шоссе. Мы едем по его восточной ветке, пересекая Такла-Макан с севера на юг. Нам нужно преодолеть более 500 км пути по пустыне.

Сначала вдоль дороги идет лесок, который совсем скоро превращается в пугающую картину — кладбище деревьев.

Видно, что пустыня наступает: там, где еще недавно был лес, теперь только остовы деревьев в песках. Жутковая картина, как после ядерного взрыва. Через несколько десятков км стела — официальное начало пустыни Такла-Макан, нулевой километр.

Вокруг остаются только горы песка и тройное насаждение зеленых кустов. Как объясняет Али, это защищает от переметов песка. Пока нам не понятно, как же кусты выживают в такой жаре. Однако при первой же остановке становится ясно — вдоль всего шоссе тянется нить труб, капельное орошение. Правда, откуда же вода?

Автомобильные термометры преодолевают сорокоградусную отметку, на улице все жарче и жарче.

Через каждые десять км на обочине шоссе наблюдаем небольшие строения. Оказывается, что это сеть глубоководных колодцев, вода из которых и орошает тройное зеленое ограждение. В каждом из таких домиков живет небольшая китайская семья, она и занимается обслуживанием колодца. Правда, воду все же пить нельзя — привкус у нее солоноватый. А в общем, все оборудовано на уровне.

Проехав 150 км, мы решаемся на тот самый эксперимент, который мы мечтали провести уже много лет. Попробовать пожарить яичницу на раскаленном песке. Замеры дают удовлетворительные результаты: песок разогрет выше +60°C. Главное не наступить голой ногой — ожог неизбежен. Но вот эксперимент, к сожалению, терпит фиаско… Ни в черной сковороде, ни на блестящей фольге яйца жариться не хотели…

Правильнее было бы разбить яйцо в воду и уже ее нагреть до требуемой температуры, но мы и так слишком долго пробыли на солнце. Через 15 минут эксперимента я понимаю, что в глазах у меня начинает темнеть, голова кружится... Еще не хватало нам схватить тепловой удар в пустыне! Тем временем за бортом до +48°C!

На припаркованных авто кондиционеры начинают работать значительно хуже, в салоне накаляется воздух. Сильнее всего нагреваются темные машины, блестящие «хайлюксы» отражают большую часть солнечного излучения. Еще 5 минут на открытом воздухе — и мы начнем падать от перегрева. Наши организмы еще не адаптировались к такой жаре…

Для нас осталось загадкой, почему же в разных пустынях жара переносится по-разному. Например, в Каракумах +45°C переносились существенно легче. У нас даже пару раз ломался кондиционер, но мы доезжали без потерь до пункта назначения. Тут, вроде, схожие температурные условия, а вот чувствуем мы себя куда менее уверенно. Может быть, это как-то связано со структурой песка… В общем, мы пока этого секрета не раскрыли. Перед нами будет еще не одна пустыня, так что проверим и попробуем разобраться.

Примерно на середине дороги зеленые насаждения заканчиваются. Теперь вид Такла-Макана просто феерический: бесконечные — куда не кинь взгляд — пески и черная стрела шоссе, пронзающая вторую по величине в мире песчаную пустыню.

[GALLERY_H]
Кругосветка на машинах: проект «Мир наш» в пустыне Такла-МаканШоссе с высоты 500 м.

Нужно отметить, что пустыни бывают разные: песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые и даже снежные. Вопреки представлениям большинства, зачастую пустыни выглядят весьма уныло. Особенно — каменистые пустыни. «Классических» песчаных пустынь не так и много. На первом месте стоит величайшая пустыня мира — Сахара. Такла-Макан хоть и скромна по размерам, но практически вся состоит из песка. Она выглядит именно так, как я и представлял себе пустыню в детстве: бесконечные барханы золотого песка…

Как только появляется возможность, тут же останавливаемся и делаем фотки на смартфоны при помощи приложения Agakat. Через пару минут эти снимки, привязанные к карте, появляются на нашем сайте. Пишем своего рода историю, всегда можно щелкнуть по карте проекта и увидеть как выглядит то или иное место в реальной жизни.

Когда мы готовили внедорожники, я очень переживал за коробку автомат. Одним из аргументов против такого агрегата была возможность перегрева. Решать эту проблему планировалось путем установки дополнительных теплоотводов на автоматическую коробку. Сроки подготовки затянулись, и мы банально не успели этого сделать. Сейчас как раз та самая ситуация, когда перегрев возможен. На улице +45°C, мы съехали с трассы и ищем дорогу посреди барханов. Несмотря на буксование в песке и сумасшедшую жару, все проходит штатно. Тем не менее, теплоотводы мы все же установим на следующих этапах.

В середине пустыни есть малюсенький городок. Здесь всего несколько магазинов и… бордель. Кто его посещает — мы выяснили немного позже, уже когда выехали из города. Наш приезд — это, вероятно, самое громкое событие года, иностранцев здесь почти не бывает.

После городка началась бесконечная череда нефтяных вышек, стало понятно, что весь город живет именно нефтью. На улице темнеет. За окном проносятся указатели нефтяных участков, мы ищем место для стоянки, поскольку у нас в планах переночевать в пустыне. Уже 11 вечера, а температура около +38°C, спать будет очень некомфортно. Около полуночи заканчиваются нефтяные вышки, мы наконец с трудом находим место для стоянки.

К нашей радости, температура продолжает падать. После установки лагеря на улице уже приемлемые +30°C. Здесь начинается самое приятное, после сумасшедшей дневной жары наконец веет прохладной. Мы заранее нарубили сухого саксаула, поэтому сейчас можно полежать на песочке и полюбоваться костром. Через 8 часов опять начнется жуткая жара, а пока можно наслаждаться прохладой… Именно наслаждаться, каждой минутой, каждым моментом. Никогда еще я не ждал так прохладу. К 5 часам утра на улице +22°C. Кто-то лег спать прямо на песке. Одна из самых запоминающихся ночей.

В 7 утра восходит солнце.

Показания термометров неуклонно ползут вверх. Время для фотосессий в пустыне.

Лагерь собираем, когда солнце уже высоко. Начали сборы поздновато, поэтому последние вещи закидываем уже с большим трудом — в адскую жару. Нам еще 200 км до конца пустыни.

Спустя несколько часов, формально пустыня заканчивается, мы едем по ее краю. Но это ничего не меняет: жара стоит такая же. Насколько сильно здесь временами переметают дорогу пески, можно судить по почти полностью занесенным линиям электропередач.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся