Men's Health. Журнал

МН-Экстрим: уходим на дно Балтийского моря к затонувшему фрегату

Корреспондент MH Богдан Ващенко отправился на мутное дно Балтийского моря, чтобы вместе с археологами изучить фрегат «Олег», затонувший еще в 1869 году.
Фрегат «Олег»

Что Wreck diving (погружение к затонувшим объектам) на Балтике

Когда С апреля по октябрь

Зачем Посетить самое большое на планете — 415 000 кв. км — кладбище затонувших кораблей

Как Воспользоваться услугами одного из дайв-клубов (к примеру, opensea.ru, divesport.lv, spb.dive.ru, demersus.ru и др.). День погружений — от 5000 рублей с человека плюс аренда катера — 15 000 рублей с группы

Я огляделся, но ничего не увидел. Понял, что совершенно не ориентируюсь в этой ледяной и мутной воде. Плавать тут — все равно что передвигаться по темной незнакомой комнате, заваленной вещами, а из света у тебя только лазерная указка. «Туда», — указал рукой фотограф Витя, он появился словно ниоткуда. Я рванул за ним, отчаянно боясь упустить из виду...

Эта история началась пару месяцев назад. Витя позвонил мне домой: «Не хочешь в августе поработать со мной ассистентом? Будем снимать затонувший корабль на Балтике». И я немедленно согласился. Да и как отказаться? В современной, уже вдоль и поперек исследованной Европе, сложно сделать серьезное историческое открытие. Есть только одно исключение, зато какое — Балтийское море, крупнейшая в мире археологическая площадка, гигантское кладбище старинных кораблей.

Коробки из-под пушечных запаловКоробки из-под пушечных
запалов, поднятые с «Олега»

История судоходства здесь длится почти две тысячи лет. Здесь проходили важнейшие торговые пути, разворачивались смертельные сражения. Морские суда бились о скалы, погибали под огнем неприятеля, да просто попадали в неистовые шторма — и, разумеется, опускались на дно. Здесь, к примеру, лежит вся история российского судостроения: скампавеи, прамы, струги, шнявы... Одно только Выборгское сражение 23-24 июня 1790 года оставило на дне Балтики семь линейных кораблей, три фрегата и более 90 галер и гребно-парусных судов.

Наследие Второй мировой — еще примерно тысяча зато­нувших артефактов. А всего под водами Балтики, по оценкам археологов, скрывается примерно 200 000 (!) объектов, причем многие из них пребывают в необыкновенно сохранном состоянии. Например, в местной не очень соленой воде не водятся морские древоточцы. В Средиземном море они съедают любую деревянную конструкцию буквально за десятилетие, а на Балтике недалеко от острова Готланд не так давно нашли обломки драккара викингов — предположительно, затонувшего на рубеже X–XI веков.

Порвали парус


Фрегат «Олег»

Парусно-винтовой фрегат «Олег», спущенный на воду 4 июля 1860 года на Кронштадтской верфи, входил в состав Балтийского флота. Один из последних в мире деревянных парусно-паровых боевых кораблей. Корпус судна был сделан из лиственницы, дуба и сосны, на борту размещалось 56 пушек. Команда — 545 человек.

Двигатель работал на 6 паровых котлах с угольным отоплением. При движении под парусами винт, отсоединенный от гребного вала, втягивался в колодец, устроенный в кормовом подзоре. «Олег» хорошо сохранился. Корпус стоит на ровном киле с небольшим креном на правый борт на глубине 56 метров. Способен выдержать подъем для последующей реставрации. Разрушения на корабле минимальны — упали все три мачты, разрушены некоторые перегородки между помещениями на жилой палубе.

Погружение к затонувшему фрегату

Балтика «консервирует» не только сами погибшие суда, но и все, что было на их борту. Как тут не вспомнить историю двух шведов, озолотившихся на продаже найденного на дне моря столетнего шампанского (см. в конце статьи). Но мне в этот раз миллионы не светили. Это я сам должен был светить — таскать за фото­графом вспышку в ходе научного исследования парусно-винтового фрегата «Олег», погибшего по глупости полтора века назад.

Погожим августовским деньком от Санкт-Петербурга отошел экспедиционный катер РК-311. На борту судна мерзли восемь человек: капитан, матрос, три подводных археолога, сухопутный ученый (его задача — работать с находками и данными наверху), подводный фотограф и я, его ассистент. Дул промозглый ветер, я плотнее натягивал капюшон куртки. Даже летом на Балтике, мягко скажем, не жарко.

Едва мы прошли положенные 180 км к западу от Питера до острова Гогланд, как разразился шторм. РК-311 был вынужден трое суток скрываться в маленькой бухте. Я смотрел с борта на узкую полоску земли, покрытую лесом, на то, как ветер гонит по воде барашки, и пытался думать, как мне повезло. «Олег» — самое большое деревянное судно из сохранившихся на дне Балтики (длина 90 м, ширина 16,5 м). Причем лежит он на глубине в 56 метров, что идеально для местных условий: если глубже — тяжело добраться, а если ближе к поверхности — велика вероятность, что корпус судна раскидают по дну осенние шторма.

Говорят, «Олег» даже почти не оброс водорослями — сказывается специфический состав воды Балтийского моря. Я предвкушал приключение, но все равно нервничал. Я много занимался дайвингом на теплом Красном море, но Балтийское — совсем другое, оно считается одним из самых суровых для погружений: температура воды на глубине круглый год не поднимается выше 3 градусов, а видимость здесь от одного метра до десяти (максимум).

Наконец на четвертый день погода наладилась. Витя вручил мне вспышку, и мы отправились собираться. Снаряжение нешуточное — два баллона за спиной, еще один на боку, все-таки нас ждет трехчасовое погружение на глубину почти в шесть десятков мет­ров. Прыгаю за борт, придерживая рукой маску и регулятор, чтобы не потерять их от удара об воду. Несколько гребков, и вот я у каната, ведущего на дно. На пяти метрах еще раз проверяю снаряжение. Подошедший Витя чертит круг фонарем: «Порядок?» «Порядок», — отзываюсь я таким же кругом, хотя какой уж тут порядок — в первые же минуты мое тело сковал холод, несмотря на сухой костюм и надетый под него утеплитель. «Пошли вниз», — показывает Витя, и мы падаем вдоль каната в темноту.

Где еще залечь на дно


Погружение к фрегату «Олег» — дорогое и сложное технически мероприятие. Но на Балтике есть и более доступные объекты, куда регулярно водят дайверов. Например:

Ледокол «Поллукс»

Корабль Третьего Рейха (длина 78 м, ширина 19 м), затонул 8 февраля 1945 года, подорвавшись на мине. Лежит на глубине 17 метров неподалеку от города Балтийска (Калининградская область). Здесь можно забраться во многие внутренние помещения (разглядеть, например, старые механизмы в машинном отделении).

Броненосец «Гангут»

Боевое российское судно затонуло 12 июня 1897 года, налетев на скалу. Лежит на глубине 30 метров в Выборгском заливе (недалеко от Выборга). Ты увидишь деревянный герб на носу судна, иллюминаторы из красного дерева (за одним из них, ведущим в кают-компанию, можно увидеть дубовый стол и останки мебели). Впрочем, внутрь «Гангута» забраться не удастся — входы заблокированы.

Грузовое судно «Йерсбек»

Немецкий транспорт ты найдешь, опустившись под воду на 13 метров, — это одна из самых доступных подводных целей около Балтийска (Калининградская область). Судно длиной около 70 метров затонуло во время Второй мировой, точная дата неизвестна. Рэк не очень хорошо сохранился (корпус разломан пополам), зато видимость в этом районе хорошая.

[GALLERY_H]

Палуба «Олега» появляется подо мной неожиданно: вдруг из мути и тьмы вырисовывается огромный латунный вал шпиля — вертикальной лебедки, которой когда-то поднимали якорь из воды. Мы перемещаемся от точки к точке, снимаем. В обжигающе ледяной воде даже простое действие дается с трудом. Но вдруг, на третьей или четвертой остановке, все разрозненные пятна, которые высвечивал узкий пучок фонаря, наконец-то складываются воедино — передо мной действительно фрегат. Вот огромные, больше обхвата, чугунные пушки. Они до сих пор стоят на деревянных, покрытых илом лафетах, а под ними — россыпью лежат коробочки с запалами. А вот двухэтажный капитанский мостик с двумя дублирующими друг друга штурвалами (каждый из которых крутило по два матроса — иначе развернуть корабль было невозможно, один человек с этой задачей бы не справился).

Вокруг меня — темнота, сквозь которую едва пробивается свет мощного подводного фонаря. Мы опускаемся ниже, и я вижу огромные латунные буквы «Олегъ» — тру их рукой в перчатке, и они все четче проступают из ила. «Буль–бу-бу-бу-буль-бу-твою мать», — вдруг слышу я и оглядываюсь. Витя смотрит на меня из маски яростными глазами — я замечтался и совсем забыл, что мы работаем. В это время рядом трудятся археологи — линейкой измеряют фрагменты фрегата, тщательно зарисовывают все специальным карандашом в подводный планшет с пластиковыми страницами. Прежде чем тронуть любой предмет, его фотографируют, измеряют и снимают на видео.

Сквозь здоровенный иллюминатор мы пробираемся в офицерскую кают-компанию корабля. Здесь стоит пианино с открытой крышкой (кто-то перед катастрофой наигрывал любимую мелодию?). На полу лежит упавший посудный шкаф, вокруг него в мягкой подушке ила — осколки фарфоровых тарелок. А вот пистолет, принадлежавший кому-то из членов экипажа. 3 августа 1869 года, когда русская эскадра маневрировала между островами Гогланд и Соммерс , неповоротливая броненосная батарея «Кремль» долбанула своим острым тараном в борт «Олега». Роскошный фрегат, отслуживший Отечеству всего 6 лет, ушел на дно всего за 15 минут. Из 545 человек команды спаслись почти все (529), но никаких вещей взять с собой они не успели. Так что теперь «Олег» — настоящий подводный музей военно-морского дела и быта второй половины XIX века.

Прошло уже больше часа под водой, холодно так, что я с трудом передвигаюсь. Компьютер наконец-то показывает, что воздух в баллонах подходит к концу, — нам пора возвращаться. Мы с Витей медленно поднимаемся наверх, вода вокруг потихоньку светлеет. Вот и последняя декомпрессионная остановка на шести метрах — последняя и самая длинная. Витя, не в силах дождаться момента, когда вернется на корабль и сольет фотографии в компьютер, разглядывает отснятое через крохотное стекло водонепроницаемого бокса своей камеры. А я вспоминаю, как в детстве представлял себя благородным пиратом, капитаном Бладом, учил названия мачт и парусов, рассматривал парусники на картинках, но всегда помнил, что это — лишь игра воображения. Но нет, какое воображение? Вон она, моя детская мечта — лежит у меня под ногами в мутной мгле.

Какие клады находили на Балтике


Золото, картины, вино — на дне этого моря можно найти многое.

Флейт «Фрау Мария»

Затонул неподалеку от Аландских островов в 1771 году, обнаружен в 1999-м финским дайвером. Судно везло 300 картин голландских художников XVI–XVII веков, купленных Екатериной II для Эрмитажа. Среди авторов полотен — Хендрик ван Бален, Герард Терборх и Ян ван Гойен. Считается, что полотна были упакованы в герметичные свинцовые колбы, запечатанные воском, и поэтому хорошо сохранились. Кроме того, на борту были золотые, серебряные и бронзовые статуэтки, золотые и медные монеты. Наверх удалось поднять лишь малую часть груза (так называемую судовую кассу — около 700 русских монет), а главные сокровища по-прежнему на дне. Спор о том, кому они принадлежат (России, Финляндии, в водах которых «Фрау Мария» затонула, или Швеции, которой тогда принадлежала Финляндия) пока не закончен.

Галеон «Святой Михаил»

Пошел на дно в 1747 году неподалеку от острова Борсте в Финляндии. Найден в 2001-м финскими дайверами. На борту — груз предметов роскоши для императорского двора Елизаветы I, который нужно было доставить из Амстердама в Москву (к примеру, 36 табакерок из золота, инкрустированных драгоценными камнями). Найдены не все вещи, но те, что подняли на сушу, хранятся в Морском музее финского города Котки.

Транспорт «Йенчепинг»

3 января 1916 года шведско­е грузовое судно «Йенчепинг» потопила немецкая подводная лодка. В 1997-м судно обнаружили на глубине 64 мет­ров шведские дайверы Петер Линдберг и Деннис Осберг. На борту оказалос­ь 4400 бутылок шампанского Gout American урожая 1907 года. Пробки бутылок выдержали давление, а ледяная вода, не пропускавшая света, послужила отменным винным погребом. В 1998-м 2500 бутылок вина удалось поднять на поверхность. Первые 24 бутылки были проданы на аукционе Christie's по $3200 за штуку (что позволяет оценить всю спасенную партию в $8 млн).

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся