Men's Health. Журнал

Путешествие на плато Устюрт: чудо природы посреди казахского бездорожья

Антон Зоркин, в общем-то, всегда ненавидел автопутешествия, но ради рубрики «Доля риска» все же отправился с экспедицией в Казахстан, на плато Устюрт. Здесь, в мире бездорожья, розовых скал и гигантских каменных грибов, он изменил свое мнение: иногда поездка на машине позволяет рассмотреть чудную вселенную во всех подробностях, не наступить на скорпиона и не умереть от жары.
плато Устюрт 1.jpeg

«Вы проколете колеса, потом увязнете в грязи. А ведь там нет ни связи, ни жилья рядом», — пробурчал в трубку приятель, любитель внедорожной езды, когда я сообщил ему, что мы собираемся на машинах на Устюрт.

Автопутешествие всегда казалось мне очень занудным жанром. Как скучны все эти любители сто часов сидеть за рулем: за окном (со скоростью больше ста километров в час) проносятся уютные городки, живописные пейзажи, кафе с вкусной едой (и напитками). Потом ты с гордостью рассказываешь друзьям: «Проехал миллион километров по Европе!» Ну да, всегда думаю я, боже, как интересно — смотреть на мир с трассы. Поездка на Устюрт представлялась мне таким же скучным приключением: по плану нам предстояло проводить по десять часов в день за рулем.

Плато Устюрт — огромный массив в Казахстане размером, скажем, с Белоруссию: 200 тысяч км². Бесконечные пустынные территории, где во времена СССР работал военный полигон «Восьмая станция химической защиты»: там проводили испытания химического оружия. А еще тут же в 70-х годах провели три подземных ядерных взрыва.

Но мы собрались сюда совсем не поэтому: местные пейзажи, если судить по фотографиям, похожи на виды другой планеты, каких, казалось, не увидишь даже в фильмах.

Самые красивые виды, выяснил я перед поездкой, открываются на плато там, где нет никакого жилья и связи. Кладем в багажник палатки, спальники, горелку и газовые баллоны (деревьев, чтобы разжечь костер, в степи, увы, нет). Еще запихиваем в рюкзаки кучу всяких лекарств (от ран, ожогов, какие-то средства от диареи и обезболивающее), загружаем, конечно, дополнительные запаски для машины. Берем с собой много еды (на рестораны рассчитывать не приходится) — всякие растворимые супы и пюре. Заливаем и грузим канистры с бензином: как нам сказали, заправки в какой-то момент кончаются, начинается степь без всяких признаков цивилизации. И, самое главное, кладем в машину канистры с водой, рассчитывая, что нам понадобится где-то по 2–3 литра на человека в день.

И вот мы, добравшись на машинах до Астрахани, переходим границу с Казахстаном. Пограничники оказываются милейшими людьми, но потом мы попадаем в настоящий ад. Кто бы мог подумать, что испытания начнутся уже на трассе, которая ведет от границы нашей страны. Я много езжу на машине, но такое увидел в первый раз.

Дорожный участок длиной километров в 300 пережил нашествие динозавров, позже на него просыпался метеоритный дождь, а во время войны эти места явно бомбили фашисты. Трасса усеяна ямами глубиной до метра, где-то дорога и вовсе прерывается, чтобы потом, словно так и было задумано, перейти в холмистую местность.

Вот тебе и автопутешествие, думал я, подпрыгивая в кресле каждую секунду. Правда есть мужчины, которые любят проводить так время?

Когда мы — наконец! — к ночи выехали на более-менее нормальный участок дороги, показалось, что попали в рай. Именно так он и выглядит, теперь я знаю: какое-то заметенное песком село, ни одного деревца поблизости. В роли ангела — унылый казах, сидящий на куске бетона. Но зато машину почти не трясет!

Следующие несколько дней мы углублялись в степь. Окружающая растительность уменьшилась до кустиков полыни, покрывающих пустынное пространство. Асфальтовая дорога бесконечно тянулась через степь, изредка заводя нас в маленькие, раскаленные солнцем поселки. Повсюду появились верблюды, похожие на двугорбые памятники, торчащие среди голого пейзажа.

Мы ночевали в палатках, просыпались на рассвете и ехали дальше. И вот наконец асфальтовая дорога кончилась: мы въехали в степь. Рассматривая отмеченные в навигаторе GPS-точки, мы двигались наугад. Расходящиеся сразу во все стороны степные дороги уводили нас не туда, приходилось возвращаться и снова искать правильный путь.

плато Устюрт 2.JPG

А потом вдруг из-за перевала открылся пейзаж: мы наконец увидели то, ради чего ехали. Это было и правда невероятно: мы словно телепортировались. Исполинских размеров белоснежные каньоны, гигантские розовые скалы, похожие на замки с высокими башнями, грибы размером с многоэтажку, огромная, как аэродром Шереметьево, гора, похожая на шляпу моего учителя математики в десятом классе.

И этот странный мир не кончался где-то за поворотом, а уходил все дальше и дальше, виднелся за горизонтом.

Следующие несколько дней мы пробирались вперед, ползли на машинах среди огромных песчаных башен, каменных кастрюль, львов, лежащих на животе, — ехали со скоростью 20 километров в час, стараясь не застрять. Бесконечное количество раз хлопали дверями, выходили, чтобы проверить дорогу. До ближайшего поселка — километров 200, помощи ждать неоткуда. Людей за все время мы так и не встретили, зато видели, как пробегают по делам скорпионы, скользят куда-то змеи, проходят черепахи (одну из них назвали Валей).

Именно здесь в какой-то момент я и понял: автопутешествие может быть небанальным. На улице +42, а мы в прохладе. Нам нужно преодолеть десятки километров по пустыне, но пешком идти совсем не обязательно. И еще — ничего не проносится за окном, мы не торопясь ползем к нашим целям на горизонте, в подробностях рассматривая все вокруг.

Главное тут, я считаю, не раздавить черепашку Валю.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся