Men's Health. Журнал

Арктический конвой: экспедиция Ford на Кольский полуостров

Во время организованной компанией Ford экспедиции «Заглянуть за край» Антон Иванов отъехал от Москвы всего на 1800 км, но попал на другую планету под названием Кольский полуостров.
Ford Explorer
Тип двигателя: бензиновый, битурбированный
Рабочий объем: 3496 см3
Мощность: 249/345 л. с.
Разгон до 100 км/ч: 8,7/6,4 с
Расход топлива в смешанном цикле: 11/12,3 л/100 км
Цена: от 2 554 000 рублей

Кольский полуостров — это арена битвы природы с техникой. Причем битвы, которая складывается явно не в пользу последней. Кладбище кораблей в Териберке, заброшенная Кольская сверхглубокая скважина — все эти объекты показывают, насколько хрупкими оказываются творения человека на фоне суровых Хибин, Баренцева моря и бескрайней тундры. Теперь проверка ждала кроссоверы Ford.

В первый день мы стартовали из Мурманска по ставшему модным после выхода «Левиафана» маршруту — на Териберку (ударение на «и»). Как в морских конвоях, шедших в Мурманск во времена Второй мировой, в нашей колонне были «корабли охранения» — полноприводные Explorer, Kuga и Ecosport — и более уязвимый транспорт — Eco Sport и Kuga с приводом на передние колеса.

Для них мокрая каменистая дорога к вершине горы Лисья, куда мы заехали по пути, оказалась серьезным испытанием. Приходилось и сдавать назад, и толкать машины. В тот момент, когда под дождем ты изо всех сил упираешься в борт, проскальзывая ногами на песке, особенно четко понимаешь, что любителям путешествий противопоказано экономить на 4х4.

Арктический конвой

Дорогу до Териберки можно разделить на две части: асфальтированный участок в начале и зубодробительный грейдер в конце. Пару лет назад я был на испытательном полигоне Ford в Бельгии, где воссозданы все виды дорожных покрытий. Так вот ответственно заявляю: ничего похожего на этот грейдер у них и близко нет: из-за мелкой и средней ряби трясет постоянно, но с разной силой. Впрочем, Explorer, на котором я ехал в тот день, стоически проглатывал эту дрожь, так что до поселка я добрался без намека на усталость.

Териберка очень фотогенична — даже на фоне серого неба и мелкого дождя яркие цвета местной природы просто завораживают. Но эта красота грустная. Ржавые остовы кораблей, покосившиеся дома и закрытая школа показывают, что жить тут очень непросто. Разве что свежеотстроенный ресторан и гостевые домики на берегу вселяют какую-то надежду, хотя о том, чем оборачиваются масштабные проекты, местные знают не понаслышке.

За Териберкой начинается дорога, буквально вырезанная в скалах. Ты едешь по широкому проспекту меж высоких каменных стен и гадаешь, сколько же стоило такое строительство, но вскоре оказывается, что это шоссе в никуда обрывается на краю Баренцева моря. Дело в том, что завод по сжижению природного газа, к которому и вели дорогу, четыре года назад строить передумали.

Арктический конвой
Ford EcoSport
Тип двигателя: бензиновый, атмосферный
Рабочий объем: 1596/1999 см3
Мощность: 122/140 л. с.
Разгон до 100 км/ч: 12,5/11,5 с
Расход топлива в смешанном цикле: 6,6/8,3 л/100 км
Цена: от 799 000 рублей

Второй день снова встретил нас грейдером, но на этот раз мы поехали в сторону норвежской границы. Опоздав к утренней раздаче автомобилей, я вынужден был довольствоваться переднеприводным Ford Ecosport.

Казалось бы, суровая северная природа должна быть не по зубам городским кроссоверам — она и не таких обламывала, — но меня этот малыш по-настоящему удивил. Удивил в первую очередь энергоемкостью своей подвески, которая и на тряском грейдере, и на ухабистом бездорожье вела себя на пять с плюсом. Это тот случай, когда скорость можно не сбрасывать — машина комфортно отрабатывает любой рельеф.

Пара часов за рулем пролетели незаметно, и тут картинка за окном резко изменилась. Только что мы останавливались в лесу, чтобы полюбоваться водопадом, но теперь вокруг — безжизненная пустыня, а в воздухе — резкий химический запах.

Арктический конвой

Добро пожаловать в город Никель, построенный вокруг горно-металлургического комбината, ежегодно пропускающего через себя по семь с половиной миллионов тонн руды. Во время войны немцы протянули в округе канатную дорогу протяженностью 300 км, по которой необходимое для производства брони сырье уходило в Финляндию. О том, сколько руды с тех пор переварил комбинат, говорят окрестности, покрытые горами отработок, — еще один инопланетный пейзаж внутри России. Неудивительно, что тут недалеко до «окна в ад».

Кольская сверхглубокая скважина уходит к центру Земли на 12 226 метров — это мировой рекорд, причем пробурили ее не ради добычи ископаемых, а для изучения недр планеты. С 1970 по 1990 год тут работали 17 научных лабораторий, но сегодня объект, который мог бы стать музеем, брошен.

Арктический конвой

В лабораториях еще лежат журналы наблюдений, каски и какие-то приборы, но с каждым годом свидетельств славного прошлого все меньше. Сама скважина — это плотно закрученная гайками ржавая крышка в земле. Есть легенда, что из нее доносились крики, прозванные голосами ада, которые сводили ученых с ума, но лично меня с ума сводит только то, что этот уникальный объект гибнет на глазах. Не улучшило настроение и запустение в поселке Луостари, где после окончания авиаучилища служил Юрий Гагарин и где у него родилась дочь. Сегодня из разбитых окон заброшенного дома виден бюст первого космонавта и памятник самолету, на котором он летал.

Грустные мысли развеяло только посещение деревянной крепости Свято-Троицкого Печенгского монастыря (самого северного в мире), грохочущего тоннами бурлящей воды водопада Мельничный и саамской деревни, в которой живут, чего уж там скрывать, очень вкусные олени.

Арктический конвой

Туда мы заехали в последний день экспедиции — по пути с расположенного неподалеку перевала Геологов, который стал самым суровым испытанием для наших машин. Мокрые камни, сквозь которые бегут ручьи, заставили «форды» хорошенько потрудиться.

В хорошую погоду с перевала открывается потрясающий вид на тайгу и озера, но мы приехали в туман. Более мистической картины я не припомню: из пропасти, отвесно уходящей вниз на сотни метров, с огромной скоростью поднимается поток настолько влажного воздуха, что кажется, на тебя летит бесконечное облако.

Что ж, вот я и «заглянул за край», и мне там понравилось. Теперь планирую вторую вылазку на Кольский полуостров, осталось дождаться конца ночи. Рассвет обещают в январе.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся