Men's Health. Журнал

Испытай невесомость в Ил-76 МДК

Перед тобой идеальное устройство для сброса веса. Самолет-лаборатория ИЛ-76 МДК позволяет потерять его вообще весь, не улетая в космос.
ИЛ-76 МДК — лаборатория невесомости

ИЛ-76 МДК

76-й «ильюшин» производят с 1973 года (выпущено более 950 машин). Самая свежая версия — серьезно модифицированный ИЛ-476 — должна пройти испытания в апреле этого года. За расположенный снизу носовой части самолета «фонарь» (застекленную часть) кабины штурмана НАТОвцы прозвали самолет «Улыбашкой», но в их официальной классификации он проходит под именем Candid («Искренний»). МДК — это: М — «модифицированный», Д — «дальний», К — «космос». Таких самолетов для тренировки космонавтов в условиях искусственной невесомости с 1988 года было построено 3 штуки: 2 и сейчас в рабочем состоянии, одна нуждается в ремонте после жесткой посадки.

«ПЕРВЫЙ, ПЕРВЫЙ...»

До Ил-76 космонавтов тренировали сначала на истребителе МиГ-15, а потом на пассажирском Ту-104. Таким образом, каждый следующий самолет-лаборатория был больше предшественника. Если в МиГе космонавты теряли вес без отрыва от кресла, то в «Ту» уже можно было встать, надеть скафандр и оторваться от пола. Ил-76, изначально созданный для переброски десантных войск (до 225 человек) и тяжелой техники (до 3 машины БМД-1), позволил брать на борт даже крупные макеты космической станции. Базовые навыки космонавты получают за 10-12 полетов (по 10 режимов невесомости каждый).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ

Несмотря на то, что невесомость распространяется на все в самолете, есть люди на его борту, которым летать нельзя, поэтому они жестко пристегнуты. Это те, кто управляют самолетом, и ученые из испытательной бригады, места которых расположены сразу за кабиной пилотов лицом против хода движения самолета. Они сидят за столами с тумблерами и приборами и следят за ходом экспериментов на борту. Там же сидит и врач. Если кому-то станет плохо, «больного» переведут в носовую часть самолета, закрепят ремнями и окажут помощь.

КРОЮТ МАТОМ

В салоне Ил-76 МДК, как в палатах для буйнопомешанных, все — и пол, и стены, и потолок — отделано мягкими материалами. Матами закрыты даже иллюминаторы. Нужно это, чтобы космонавты приземлились без травм, когда невесомость закончится. Под матами — система для подключения скафандров, через которую в них подается воздух. На стенах есть карманы на молниях, куда можно убрать мелкие вещи, чтобы не разлетались по салону. Вдоль бортов — что-то вроде балетного станка: брус шириной 6-7 см, за который можно держаться. Лампы освещения закрыты крупноячеистыми решетками, чтобы об них не обожглись пролетающие мимо люди.

РВУТ И МЕЧУТ

В самолете нет туалета, зато есть запас бумажных пакетиков. Запас интенсивно используется.

БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

Как ты знаешь, обычно самолеты в невесомости не летают. Поэтому борт для тренировки космонавтов, хоть внешне и похож на своих гражданских собратьев, имеет ряд технических отличий. Например, у него усиленный корпус, чтобы выдерживать постоянные перегрузки. Главная же отличительная черта — модифицированные системы подачи топлива, масла и гидравлических жидкостей. В невесомости жидкость не течет, а потому самоходом в двигатели не поступает. ИЛ-76 МДК оборудован специальными аккумуляторами, в которые топливо и масло закачаны под давлением, — именно давление выталкивает жидкости в нужном направлении, когда самолет влетает в режим невесомости. Запаса топлива в «концентраторах» хватает на 9 режимов, но полностью их не опустошают — пополняют запас через каждые 3 режима.

ИНОСТРАННАЯ НЕВЕСОМОСТЬ

Кроме России, такие полеты совершаются и в других странах. Для этих целей в США используются Douglas C-9 и Boeing 727-200, а во Франции Airbus A300. Канада и Эквадор для своих экспериментов с невесомостью применяют менее крупные — Falcon 20 и T-39 Sabreliner соответственно. Частные компании заманивают клиентов «комплексными предложениями», так, расположенная во Флориде Aurora Aerospace предлагает в рамках одного полета на Rockwell Commander 700, кроме полной невесомости, испытать «гравитацию Марса (1/3 земной) и Луны (1/6 земной)». Цена — $ 3000. Наш ИЛ-76 МДК, когда он не задействован в подготовке космонавтов, тоже сдают в аренду. «Билет» для одного человека обойдется в 120 тыс. руб. — день назначат, когда будет сформирована группа, если же арендовать весь борт, то цена — 1, 55 млн руб. и полет возможен уже через три дня после заказа (за раз в небо может подняться 14 человек).

ПАРАБОЛА КЕПЛЕРА
Так называется траектория полета, которая позволяет самолету попасть в состояние невесомости. Ил-76 МДК взлетает в обычном режиме и поднимается на 6 тыс. м, после чего под углом в 45º с максимальным ускорением за 15 секунд набирает высоту 9 тыс. м. В это время находящиеся на борту ощущают перегрузку в 2g, которая сменяется невесомостью, когда самолет с отметки 9 тыс. м практически без тяги двигателей летит по баллистической траектории (плавной дуге). Продолжается это состояние от 22 до 28 секунд (участок красного цвета), после чего двигатели снова включают и переводят Ил-76 в обычный горизонтальный полет на отметке 6 тыс. м. Командир и второй пилот по очереди выполняют «горки», как еще называют параболы Кеплера, — удерживать штурвал в этом режиме, не допуская даже малейших отклонений, физически очень тяжело.

Иллюстрации: Григорий Колядин

Читай также: Редактор MH Антон Иванов отправился в полет на Ил-76 МДК

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся