Как формировался российский автобизнес: перегонщики, серые схемы и первые автосалоны

Перемены, происходящие на российском авторынке в последние два года, по масштабу часто сравнивают с тем, что творилось в стране в начале 90-х. Мы решили вспомнить те времена и рассказать, как зарождался и формировался автомобильный рынок России после распада СССР.
Как формировался российский автобизнес: перегонщики, серые схемы и первые автосалоны
МИА «Россия Сегодня»

Покупка машины в советское время была сродни полету в космос. О ней мечтали и к ней стремились миллионы, но добиться цели удавалось немногим. Очереди из желающих растягивалась на годы — за это время сменялись поколения и автомобилей, и самих автолюбителей. Так продолжалось почти весь XX век, но перестройка и распад СССР сделали этот космос доступным каждому. В 1991 году начались официальные поставки иномарок, а пошлины для частных лиц были отменены.

Если с 1983 по 1987 год официально в СССР не ввезли ни одного автомобиля, то в 1992-м границу пересекли 100 000 машин.

Семидесятилетний голод на одной шестой части суши начали щедро утолять продуктами разной степени свежести и качества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 1990-х Меккой автомобильного бизнеса молодой России стала ВДНХ, куда стекались новые, подержанные и нередко ворованные автомобили — всё, о чем можно было мечтать. Туда же за этим ценным металлом ехали с барсетками, набитыми валютой, люди со всей страны. Выставка достижений народного хозяйства Советского Союза превратилась в выставку достижений мирового автопрома и техники.

ВДНХ в то время была чем-то вроде интернета, зайдя туда, можно было найти все что угодно. Народу было столько, что в выходные новоявленные владельцы автосалонов делали платный вход и периодически двигали перегородки, выполнявшие роль стен их магазинов — те смещались под напором толпы, и нужно было возвращать их на место. Гул толпы разбавлял скрип алюминиевых профилей, скользящих по плиточному полу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хорошо продавалось все импортное: техника, одежда, мебель, продукты. По этой причине часто в одном и том же магазине можно было увидеть совершенно разные товары. Новоявленные бизнесмены продавали то, что находили, и далеко не сразу определялись со специализацией. Тем более что часто деньги заменял бартер: получив в качестве оплаты за машину, скажем, контейнер колготок, автодилер волей-неволей осваивал продажи нового для себя товара.

Бартерные схемы были настолько распространены, что с 1992 по 1997 год у промышленных предприятий на них приходилось 42% операций, а в стране процветал бизнес бартерных брокеров. Если не было денег, ту же машину можно было обменять на квартиру или новую видеодвойку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
МИА «Россия Сегодня»

Беспошлинным ввоз автомобилей на территорию России оставался недолго. Уже летом 1992 года за новую машину, пересекающую границу нашей страны, нужно было заплатить сбор в размере 15% от ее стоимости. Еще через год ставку привязали к объему мотора, и сбор за автомобиль с двигателем более 3000 см3 достиг 70%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все же магия иномарок была сильнее всех расчетов. Тем более что некоторые машины предлагали фантастические и по сегодняшним меркам опции. Так, например, Lincoln тех лет открывался после набора кода на двери.

Влюбившихся становилось все больше. В одном только павильоне «Электротехника» бок о бок располагались первые автосалоны будущих лидеров нашего рынка: «Панавто», Genser, Mussa Motors и «Рольф». Возможности строить отдельные дилерские центры тогда еще ни у кого не было, а ВДНХ позволяла за скромную арендную плату получить приличную площадь, где было удобно расположить машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оставалось только их найти. И тут тоже использовались самые разные схемы. Например, первые новые Mercedes-Benz (190-е, 124-е и 140-е кузова) приезжали в Россию из Латвии, где их покупали у местных дилеров, а потом везли не на автовозах, а в закрытых фурах, чтобы рэкетиры на трассе не увидели драгоценный груз во всей его красе и соблазнительности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будущие директора и топ-менеджеры упомянутых компаний в то время лично и перегоняли машины, и готовили их к продаже: надевали спортивные костюмы, мыли и марафетили кузова, протирали пластик в салоне, а потом переодевались в деловые костюмы и выходили к клиентам показывать товар, принимать оплату, оформлять документы. Один человек выполнял полный цикл услуг от и до.

Всему приходилось учиться на ходу — российский автобизнес в 1990-е проходил ускоренный курс школы жизни. Выживали, увы, не все, причем и в буквальном смысле тоже. Перегонка машин из Европы была прибыльным, но рискованным бизнесом, на пути можно было потерять и автомобиль, и здоровье, и даже жизнь. Машины отбирали, а водителей в лучшем случае высаживали где-нибудь в лесу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опасно было везти не только товар, но и деньги на него: перегонщики, отправлявшиеся за машинами в Европу на поездах, прикручивали изнутри купе петли и вешали замки, чтобы не дать местным браткам зайти на остановке. Наличные же старались прятать, но получалось не всегда.

Уже в середине 1990-х автобизнес перерос ВДНХ. Вчерашние соседи разъехались по собственным салонам, серые дилеры получили белый статус, ну а в начале нулевых в России стали открываться официальные представительства компаний-автопроизводителей, которые окончательно изменили правила игры.

МИА «Россия Сегодня»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 1990-х в нашей стране стали появляться первые автосалоны, построенные с нуля. До этого дилеры перестраивали под свои нужды опустевшие цеха и складские помещения. В 2000-х же стали развиваться сети салонов, а московский автобизнес начал осваивать недавно отремонтированную МКАД.

Бурный рост российского авторынка продолжался до 2008 года.

Причем в то время увеличение продаж в штуках означало и рост доходности бизнеса. Люди щедро платили за ценный металл. Сейчас ситуация другая — рост в штуках не значит ничего. Зачастую дилеры продают машины в убыток, рассчитывая получить доход от страховки, сервиса и дополнительного оборудования. Изменились и покупатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если в начале 1990-х люди скупали все, что движется, а что не движется, чинили и тоже скупали, то потом кризисы и смена поколений серьезно изменили расклад сил в отношениях между продавцом и покупателем.

Бум продаж пришелся на кризисный 2014 год, но это был пир во время чумы. Из-за дефолта цены на машины в России оказались ниже, чем где бы то ни было в мире, но все понимали, что скоро они поползут вверх, и старались обновить свой автопарк. Это был последний год, когда покупатель бегал за продавцом.

Сегодня на нашем рынке идет не только смена игроков (на место европейцев и американцев выходят все новые и новые китайские компании), но и очередная смена поколений покупателей.

Какими будут отношения людей, рожденных в XXI веке, с машинами, предсказать сложно. Исследование, проведенное компанией McKinsey, показало, что автомобили вышли из списка главных интересов молодежи, и все больше экспертов склоняются к тому, что будущее за подпиской (когда человек платит абонентскую плату и получает возможность пользоваться автомобилями) и каршерингом.

И все же рост продаж новых и подержанных машин, отмеченный в России в 2023 году, говорит о том, что спрос на этот ценный металл не падает, и старая любовь россиян к личному транспорту не ржавеет, несмотря ни на что.