Men's Health. Журнал

promotion

Лицо современной Госавтоинспекции: разговор за жизнь с сотрудником ГИБДД

Мы решили сделать это интервью не просто так — уж очень многих зацепила акция ГИБДД «Однозначно», о которой мы рассказывали в сентябре.
5U0A1398.jpg

Мы решили сделать это интервью не просто так — уж очень многих водителей зацепила акция ГИБДД «Однозначно», о которой мы рассказывали в сентябре. Нам удалось пообщаться с врио начальника управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД полковником полиции Андреем Горяиновым, с которым мы поговорили о том, почему случаются смертельные ДТП, о лихачах и нетерпимости к нарушителям. А еще обсудили, как у этого приятного мужчины хватает времени на путешествия на мотоцикле, пешие походы и тренировки прямо в рабочем кабинете, а также что думает о его рискованной службе супруга.

Андрей Горяинов ГИБДД

Андрей, как вы решили пойти служить в Госавтоинспекцию? С чего все началось?

Большинство моих родственников по мужской линии носили погоны, воевали. Поэтому еще в детстве я решил для себя, что выберу путь офицера. После того как окончил ведомственный вуз, меня, как отличника, отправили на собеседования к руководителям различных подразделений МВД. И надо сказать, что в тот момент я планировал пойти в оперативники. Считал, что именно там можно наиболее эффективно защищать граждан от преступности. Однако все изменила встреча с руководителями Госавтоинспекции. Удивительно, но командовавший тогда автоинспекцией Владимир Федоров и его заместитель по правовой работе Александр Якимов не только нашли время для встречи с молодыми лейтенантами, но и объяснили всю масштабность проблемы дорожной безопасности, помогли сделать решающий выбор.

5U0A1385.jpg

Что больше всего зацепило в их словах?

Признаться, меня впечатлила наша личная беседа. И цифры, которые они привели. Особенно зацепил тот факт, что за год на дорогах России погибало примерно в два раза больше людей, чем за все время войны в Афганистане. Каждый год — 30 тысяч, 32 тысячи, 35 тысяч… И это не воины, которые защищали Родину, а женщины, дети, гражданские. Эта проблема настолько меня потрясла, что захотелось принять самое активное участие в ее решении.

Сейчас у всех на слуху нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и проект по стремлению к нулевой смертности на дорогах России к 2030 году — что они означают для автомобилистов и пешеходов?

То, что государство волнует происходящее на дорогах. Они показывают, что жизнь каждого россиянина — огромная ценность для страны. Ведь раньше проблему ДТП не осознавали. Статистика воспринималась как данность: есть дорожное движение, есть нарушители, значит, будут погибшие и раненые. Но никто не думал, что с этим делать, не соотносил цифры с деятельностью различных государственных органов. Сейчас все изменилось. Еще в 2000-е годы цифра погибших в ДТП превышала 35 тысяч человек. А сейчас эта цифра снизилась почти вдвое. И это реальные люди, тысячи спасенных жизней. Это колоссальный успех, и я верю, что дальше будет еще лучше. Неслучайно государство тратит огромные средства на улучшение дорог. Такого качественного покрытия, как сейчас, не было у нас никогда, и дороги продолжают строиться. Я сам в свободное время люблю поездить по России, в том числе на мотоцикле, и вижу, что вся дорожная инфраструктура объективно становится лучше.

Что нужно сделать для снижения количества аварий и смертности на дорогах в первую очередь?

Пока главная причина ДТП — это человеческий фактор. 80–90% аварий происходит по вине водителей. К сожалению, многие намеренно нарушают правила, и достижение нулевой смертности возможно только при изменении психологии водителей и пешеходов: нужны не только институты принуждения, но и убеждения. Нарушения ДТП должны всеми восприниматься как нечто крайне недопустимое. Нельзя, например, в лихачестве видеть что-то выдающееся, ассоциировать его с удалью. Нельзя говорить, что это круто, поощрять агрессивных водителей. 

Умеешь быстро ездить — вперед, на трек, покажи себя там. Те гонщики и спортсмены, которых я знаю лично, на дорогах ведут себя крайне осторожно, потому что понимают всю тяжесть последствий. Меня самого сбивала машина, пока я был на мотоцикле и спокойно ехал в своем ряду. Земля — небо, шорканье пластика по асфальту — очень неприятные ощущения. Спасла экипировка.

5U0A1648.jpg

Какие главные препятствия лежат на пути поставленных задач?

Есть категория людей, которые всегда будут склонны к асоциальному поведению. Тут государство должно сформировать систему, которая бы ограждала их от доступа к управлению транспортными средствами. Например, нужна такая мера, как конфискация транспортных средств у лиц, которые неоднократно управляли ими в состоянии алкогольного опьянения.

Сталкивались ли вы с откровенно опасными неадекватами?

Конечно, на дорогах приходилось задерживать и убийц, и организованные преступные группы, которые захватывали заложников и требовали выкуп. В меня и заточками пытались тыкать, и удавками душить… На самом деле рассказывать об этом не очень интересно. В жизни это выглядит не так, как в кино, — вовсе не захватывающе и не интересно, а грязно и некрасиво.

Как относится к вашей работе супруга?

Супруга во всем меня поддерживает, относится с пониманием. Ведь быть женой офицера непросто. Проводя большую часть жизни на службе, мы перекладываем домашние дела и заботы на хрупкие женские плечи. Без крепкого семейного тыла ни один офицер не сможет выполнять свои обязанности.

5U0A1658.jpg

У вас прямо в кабинете стоит тренажер. А еще в здании Госавтоинспекции большой спортивный зал. Часто ли вы тренируетесь? И может, есть специальный комплекс упражнений для сотрудников Госавтоинспекции?

Да, тренажер я лично затаскивал в кабинет, на своих плечах — помогает размяться, когда много работы. В зал стараюсь ходить через день. Насчет специальных упражнений я вас разочарую — ничего вроде раздувания щек для свистка или поднимания жезла на время пока не придумали! Использую точно такой же комплекс физподготовки, как и для обычных мужчин: подтягивания, отжимания, бег. Плюс — обязательно приемы борьбы. Вообще, не советую поверхностно судить о физической форме инспекторов. У меня есть товарищ, который внешне может показаться довольно полным, однако во время спарринга легко убедиться, что его вроде бы пивной животик — это очень хорошо закачанный пресс!

Как вы любите отдыхать при таком напряженном графике работы?

Люблю вырываться куда-нибудь за город, на природу. Стараюсь проводить время с семьей, друзьями, путешествовать по нашей большой стране. Когда получается, езжу на мотоцикле, в основном предпочитаю дальние поездки. У меня спортивно-туристический BMW K1300S. Несколько раз ездил на нем в Крым — проехал все Черноморское побережье, освоил большую часть территории от Урала до Бреста. Когда есть возможность — путешествую с друзьями, если нет — могу и один. Это отличный способ разгрузить психику, подумать.

Андрей Горяинов ГИБДД

Путешествуете только за рулем?

Последнее время увлекся пешим туризмом и к 40-летию открыл спортивный разряд в этой дисциплине. Для этого поучаствовал с командой в чемпионате Москвы. Собрал единомышленников, сходил с ними в категорийный спортивный поход. Для этого нужно подать заявку, согласовать маршрут с комиссией, прописать его сложность, автономность — по магазинам ведь ходить нельзя, все необходимое должно быть с собой. Маршрут определенной сложности с перевалами нужно преодолеть на время. Наш маршрут проходил по горам Крыма, вдалеке от туристических мест. Ближе к финишу мы спускались по хребту к морю и попали в дождь. Казалось бы, ничего страшного. Но мы начали скользить по камням, а там откосы под 300–400 метров. Я даже рассматривал возможность сойти с маршрута, но вдруг облака опустились ниже гор, мы шли прямо над ними, и все закончилось хорошо. Есть планы попробовать себя на еще более сложных маршрутах.

Андрей Горяинов ГИБДД

Детей с собой в походы берете?

У меня трое — старшая девочка и два мальчика. Все они участники пешего марафона «Тропа мужества». Младший сын в шесть лет прошел начальную дистанцию — 17 км по лесу с грузом 5 кг и стал самым маленьким в общем зачете! Маршрут по пересеченной местности разрабатывают ветераны специальной разведки по аналогии с их любимыми марш-бросками. Было невероятно красиво — не зря говорят, что палатка — это отель «Тысяча звезд».

Какой совет напоследок вы можете дать водителям и пешеходам?

Можно сказать банально: соблюдайте ПДД. Но я скажу так. Вопрос безопасности актуален для всех. ДТП может произойти с каждым. Если недостаточно ответственно подходить к перемещению себя любимого, детей, родственников, произойдет беда. Перестаньте думать, что с вами этого случиться не может. Скорость убивает. Безответственное отношение к управлению автомобилем убивает. Это ломает судьбы. В одно мгновение все достижения и планы на будущее могут пойти прахом. Задача водителя — не доказать, что он самый быстрый, умелый, что у него самая крутая и красивая машина, а в том, чтобы в безопасности довезти свою семью до точки назначения и самому вернуться домой живым и здоровым. Удачи всем на дороге!

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся