Men's Health. Журнал

Монстр-траки: кто и зачем придумал этих авточудищ

История монстр-траков началась в 1974 году, то есть ровно 40 лет назад. По случаю этой круглой даты мы решили вспомнить несколько наиболее ярких моментов из жизни этих малышей.
[GALLERY_H]

Кто это придумал

Представь себя в США 70-х годо­в. Нет, не на 150-м этаж­е небоскре­ба, а в фермерской одноэтажно­й Америке, где у тебя есть поле и пикап. Улучшать поле — твоя работа, улучшать пикап — развлечение. Каждый молодой фермер считал своим долгом сделать свой автомобиль круче, чем у соседа, чтобы потом эффектно обойти того в гонке по полю. Впрочем, некоторым этого оказалось мало, им захотелось, чтобы крутость их машины бросалась в глаза, даже когда та просто стоит на парковке. Как всегда, на первое место вышел размер.

Первый, блин

Боб ЧандлерБоб Чандлер

Машины стали ставить на все более крупные шины. Именн­о на такие 48-дюймовые — на тот момент самые огромные из имевшихся — и пересадил свой пикап Ford F-250 в 1974 году некто Боб Чандлер. Боб занимался продажей деталей и тюнингом пикапов и хотел, чтобы его машина была некой демонстрацией возможностей его фирмы.

Для этой же цели Боб в 1981 году решил сделать снимок, на котором его монстр давит легковушки. Чандлер поставил в поле пару развалюх и прое­хал по ним на своем Bigfoot (в пер. с англ. — «большеног»). Он и представить не мог, что из этой рекламной акции родится целый вид автоспорта. Сегодня без такого номера не обходится ни одно шоу монстр-траков, а сами машины в честь первопроходца часто называют бигфутами. Интересно, что тот первый пикап получил такое прозвище не из-за своих шин, а потому, что так называли самого Чандлера — за привычку топить педаль газа в пол при первой же возможности.

Эволюция монстра

Компания Чандлера постоянно выпускает новые версии Bigfoot. Так, построенный в 1982 году Bigfoot 2 стал первым автомобилем этого типа, обутым в ставшие сегодня классическими шины размерности 66"x43"x25". Правда, в 80-е никто не пытался установить стандарт — в мире машин, рожденных, чтобы отличаться, это вообще никогда не приветствовалось. Каждый просто хотел сделать свой пикап больше, чем у других. Апофеоз этого процесса — Bigfoot 5 с его 3-метровыми шинами Firestone Tundra Tires. Высота машины перевалила за 6 м, а вес превысил 17 т. Это все равно что управлять двухэтажным домом, сидя где-то посреди гостиной. Такие габариты не могли не сказаться на маневренности и скорости машин, что вскоре стало очевидным даже для самых преданных поклонников жанра. К моменту постройки Bigfoot 8 Чандлер окончательно решил остановить рост своего детища. На основе компьютерного анализа он рассчитал параметры идеального монстр-трака и добился того, что в соревнованиях его бигфут стал легко побеждать своих более крупных конкурентов.

Через время и границы

Постепенно интерес к такой технике перерос границы Америки. И этот факт тоже отразилс­я в истории Bigfoot — его 17-я версия была построена специально для Европы и там и обосновалась. Интересно, что почти все варианты Bigfoot, включая первый, до сих пор целы, и многие участвуют в шоу и соревнованиях бок о бок с самым свежим (21-м) поколением. Погиб смертью храбрых только Bigfoot 16, разбившийся в 2012 году на шоу 4x4 Jamboree в Индианаполис­е. Чтобы в таких ДТП не страдал­и пилоты, действуют жесткие правила безопасности: во время поездки гонщик должен надевать огнеупорный костюм (некоторые надевают два), от пожароопасных деталей салон отделяют специальные экраны, а шланги высокого давления закреплены так, чтобы в случае обрыва не могли травмировать человека. Из тех же соображений в кузов вварен мощный каркас из труб.

Копатель могилы

Конечно, не мог Bigfoot избежать и появления серьезных конкурентов. Так, другой старожил мира монстр-траков — Grave Digger (по нашему — «могильщик»), хоть и моложе, но превзошел бигфут по числу поколений. С 1981 года было соб­рано уже 30 версий этого трака. И тут самое время сказать, что сегодня машина такого уровня стоит примерн­о 300 000 долларов. Прибавь к этому расходы на содержание команды, запчасти, топливо и переезды и поймешь, что это серьезный бизнес, где выживают далеко не все, тем более что постоянно появляются новые конкуренты. Например, в прошлом году был побит рекорд по длине прыжка, некогда принадлежавший Bigfoot 14. Его превзошел трак Bad Habit, пролетевший 72 метра.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся