Men's Health. Журнал

Самые быстрые поезда мира

Будущее за поездами — они уже способны нести тебя с почти самолетной скоростью без необходимости пристегивать ремень и размышлять о том, зачем на высоте нескольких километров нужен надувной жилет. И еще: прибывают они прямо в центр города.

Ну а самолеты устарели: аэропорты неудобно расположены, туда надо приезжать за тыщу часов до вылета и прилюдно расхаживать в носках. Прибавь к этому заложенные уши, турбулентность, потерянный багаж, и ты поймешь, что перелеты — не такая уж хорошая идея.

Поезд Alstom AGVПоезд Alstom AGV
Самое современное поколение французских скоростных поездов
Максимальная скорость — 360 км/ч
Число вагонов в составе — 7–14

КОЛЕСА ЕДУТ САМИ

Времена, когда вагоны тянул за собой локомотив, прошли — высокоскоростные поезда приводят в движение тележки колес (моторы находятся в днище, у тебя под ногами). Благодаря этому в головном вагоне теперь тоже можно размещать пассажиров, а еще такая конструкция позволяет сделать поезд более управляемым (он стал фактически полноприводным) и безопасным (расположенные в местах соединения вагонов тележки позволяют избежать складывания состава при аварии).

ЩЕДРЫЙ ТОРМОЗ

Гибридные автомобили накапливают энергию торможения в своих батареях. Высокоскоростные поезда поступают благороднее — эту энергию они отдают обратно в питающую их сеть, тем самым делясь с другими составами.

ТУДУМ-ТУДУМ

Важное преимущество высокоскоростных поездов — плавность хода: колеса не стучат, ложки в стаканах с чаем не прыгают. Достигается это за счет пневмоподвески: между колесами и самим вагоном находится сжатый воздух, который и «глотает» все неровности.

ТАКОЙ ВЕТРЕНЫЙ

Когда во Франции готовили запуск линии TGV Méditerranée, разработчики особенно серьезно подошли к аэродинамике состава. Проблема была в том, что сильные боковые ветра на пути из Марселя в Монпелье способны просто перевернуть поезд. Так, на расположенном в 55 метрах над землей виадуке над Роной порывы достигали 41 м/с. Одних изменений в форме состава оказалось мало — вдоль путей, расположенных в опасных местах, через каждые 10 километров поставили датчики, которые измеряют скорость ветра. Эта информация мгновенно анализируется информационным центром, и поезд изменяет скорость так, чтобы избежать опасных показателей. Самые продуваемые места на железной дороге и вовсе закрывают специальными щитами.

НА КРАСНЫЙ И ЗЕЛЁНЫЙ

Высокоскоростные поезда

Ты, наверное, догадываешься, что на скорости между 200 и 300 км/ч довольно проблематично среагировать на сигнал светофора (ну или семафора). По этой причине машинисты высокоскоростных поездов на них и не смотрят. Информация о скорости состава и ситуации по пути его следования обрабатывается в информационном центре, после чего нужные рекомендации выдаются на экран. Полихачить тоже не дадут — если скоростной поезд по какой-то причине разгонится быстрее положенного, его автоматически затормозят.

Высокоскоростной поезд TGVTGV ускорил перемещения по Европе

TGV

В Европе первыми ускорились поезда на дорогах Франции. В этой стране в 60-е началась разработка TGV (Train á Grande Vitesse — «высокоскоростной поезд»). Французы сделали ставку не на электротягу, как японцы, а на газотурбинные двигатели. Получалось весьма убедительно: установленный в 1972 году на экспериментальном TGV 001 рекорд скорости для транспорта такого типа (318 км/ч) до сих пор не побит.

Заглушил моторы энергетический кризис 1973 года. Тогда ОПЕК, отказавшись поставлять нефть в США и Западную Европу, убила в Америке классические масл­кары с их прожорливыми движками, а Францию заставила перейти к разработке электрических суперпоездов. Впрочем, тормозные системы, аэродинамические решения и многие другие разработки, опробованные на первом TGV, были унаследованы его электрическими потомками, первый из которых в 1981 году начал носиться между Парижем и Лионом со скоростью 260 км/ч (на экспериментальном полигоне поезд развил 380 км/ч).

ШИНКАНСЕН

Далеко не всегда люди верили в то, что у обычных поездов (с железными колесами и рельсами) есть будущее. В романтические 50–60-е прошлого века конструкторы были уверены: вот-вот их вытеснят составы на воздушной или магнитной подушке.

Шинкансен серии Е5Шинкансен серии Е5

Впрочем, в то время ученые вообще были настроены оптимистично: планировали, например, экспедицию на Марс с постройкой корабля прямо в космосе, стационарной базой на Красной планете и атомным марсоходом в качестве средства передвижения.

С воздушных подушек на землю железнодорожников спустили японцы, разогнавшие в 1964 году обычный электрический поезд «Шинкансен» на участке между Осакой и Токио до 210 км/ч (на тестовом треке состав вовсе выдавал 256 км/ч). Так Япония стала в прямом смысле слова локомотивом высокоскоростного железнодорожного транспорта.

ТОННЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Высокоскоростные поезда еще называют «поездами-пулями». Но если обычная пуля вылетает из дула, то «пуля» железнодорожная порой влетает в него — примерно так выглядит въезд сверхскоростного поезда в тоннель. Чтобы избежать громкого хлопка воздуха, конструкторы идут на разные ухищрения. Например, именно из-за этого Шинкансен 700-й серии и серии Е5 получили свою необычную форму и прозвище «утконос».

Сапсан

РУССКИЙ ПУТЬ

В СССР отмашку на постройку скоростного поезда дали в 1967 году, и в 1975-м первый состав модели ЭР200 на испытаниях развил максимальную скорость 210 км/ч. Правда, пассажиров ему доверили только в 1984-м. Всего было произведено 3 поезда, они курсировали между Москвой и Санкт-Петербургом до 2009 года, преодолевая дистанцию за 3 часа 55 минут. На пенсию ЭР200 отправил сменщик — модификация поезда Siemens Velaro, получившая у нас название «Сапсан». Кроме России, Velaro используется в Германии, Испании, Китае, а также осуществляет сообщение между Великобританией и континентальной Европой через тоннель Ла-Манш. В нашей версии чуть больше расстояние между колесами — ширина колеи в России 1520 мм против европейских 1435 мм. А также улучшена морозоустойчивость — например, все трубки водоснабжения оснащены подогревом. Кстати, хоть путешествовать из Петербурга в Москву со скоростью более 250 км/ч «Сапсану» не дают, на полигоне он развивает 403 км/ч.

ВАГОННЫЕ СПОРЫ

Скорость «Сапсана» ограничили 250 км/ч до прокладки специальной линии, где он сможет разгоняться уже до 300 км/ч. А вот какие ограничения действуют для его собратьев в других странах с высокоскоростным железнодорожным сообщением:

1. Испания, Германия 330 км/ч
2. Франция 320 км/ч
3. Великобритания, Италия, Бельгия, Китай, Япония 300 км/ч

РЕКОРДСМЕНЫ

430 км/ч

Рабочая скорость поезда на электромагнитной подвеске, курсирующего между аэропортом Шанхая — Пудонг — и центром города: на 30 км пути уходит 7 минут. Такие поезда называют «маглев» (от слов «магнит» и «левитация»), и они действительно не касаются полотна: висят над ним за счет магнитных полей, причем линейный двигатель, приводящий состав в движение, может находиться как в поезде, так и в путях. Где именно — не принципиально.

487,3 км/ч

Рекорд для серийных поездов установил китайский CRH380BL. Этот брат «Сапсана» (оба они — модификации поезда Siemens Velaro) свой исторический заезд совершил 10 января 2011 года, а уже через три дня заступил на обычную работу по перевозке пассажиров (правда, тут скорость не более 300 км/ч). Ветку, связавшую Пекин и Шанхай (а это 1320 км, 16 из которых приходятся на тоннели), построили за 2,5 года. После ее запуска авиакомпаниям пришлось на 65% снизить цену билета на том же направлении.

574,8 км/ч

Высшее достижение для экспериментальных поездов, использующих традиционный метод движения. Зафиксирован он был на модифицированном двухэтажном TGV Duplex: на поезд установили другие двигатели, колеса большего диаметра, а на самой ветке Париж – Страсбург подняли напряжение (с 25 до 30 кВ) и увеличили натяжение проводов, чтобы на столь высокой скорости не прерывался контакт.

581 км/ч

Абсолютный рекорд во всех классах железнодорожной техники принадлежит японскому JR-Maglev MLX01. Этот поезд на электромагнитной подвеске до 150 км/ч касается полотна колесами, а затем «взлетает». Рекорд поставлен 2 декабря 2003 года на испытательном треке, который позже должен стать частью линии маглева, связывающей Токио, Нагою и Осаку. Пока же экспериментальный состав ждет своего часа.

КИЛОМЕТРЫ В ГОД

Краткий рассказ о том, как звание «Конструктор самого быстрого поезда в мире» переходило от одной страны к другой.

Нажми на схему, чтобы увеличить ее.

Самые быстрые поезда в мире

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся