Men's Health. Журнал

Самые смелые мастера мотокастомайзинга: выбор МН-Гараж

Мотоциклы этих парней почти никогда не встретишь на дорогах общего пользования, так как все они из мира скорее высокого искусства, нежели повседневной езды. Байки, словно вырезанные из кадров какого-то крутого фантастического фильма, режиссер которого явно знает толк в извращениях.
Puncher F Puncher F от мастерской Fitil DMC

О работах их мастерских, занимающих призовые места на мировых чемпионатах, снимаются передачи и фильмы, а сами кастомайзеры в мотосреде являются кем-то вроде верховных жрецов байк-культа, о которых принято слагать легенды и передавать их из уст в уста на мотофестивалях. Есть в этой среде имена, которые завоевали мировую популярность, чьи мастерские вышли чуть ли не на серийное производство. Однако зачастую менее известные мастера оказываются ничуть не менее талантливыми, чем знаменитости, и именно они предлагают поистине гениальные творческие проекты и инженерные решения. Мы выбрали пять кастом-ателье из разных стран, которые вполне заслуживают мировой славы — и вполне уверенно к ней идут.

ZILLERS Garage (Россия)

Insomnia от ZILLERS Garage Insomnia от ZILLERS Garage

В октябре 2018 года российские кастомайзеры доказали всему миру, что им вполне по силам потягаться с лучшими мастерами из других стран — и взять над ними верх. На AMD World Championship of Custom Bike Building впервые в истории этого престижного первенства выиграл российский байк. Лучшим мотоциклом была признана Insomnia, которую собрали Дмитрий Голубчиков и его единомышленники из московской команды ZILLERS Garage. Мотоцикл победил в самом престижном и сложном с точки зрения конкуренции классе Freestyle — для мастеров, которые в нем выставляются, нет никаких ограничений, и поэтому кастомайзеры стремятся показать свои самые оригинальные и самые красивые решения именно здесь.

Название Insomnia — «Бессонница» — свидетельствует о том, сколько сил Дмитрий и его команда вложили в этот мотоцикл, который собирался около года. Это полностью оригинальная машина на основе двигателя Yamaha SR400 в одноцилиндровом варианте. Еще один мотоцикл ZILLERS Garage, Jawa 500, собранный на базе мотоцикла Jawa 1970-х годов выпуска, занял второе место в классе «Каферейсер».

Москвич Дмитрий Голубчиков, основатель и главный мастер ZILLERS Garage, неравнодушен к скорости как таковой — начинал он со сборки автомобилей для кольцевых гонок. По профессии Голубчиков — инженер-конструктор двигателей, так что у него не только руки растут откуда надо, но и знание матчасти на высоте. Раньше он и сам не прочь был погонять на спортивном байке, но, попав в аварию несколько лет назад, решил собрать для себя менее норовистый кастом и пересесть на него.

Это был третий по счету мотопроект Дмитрия — до этого он уже успел сделать два кастом-боббера на заказ. За основу для своего мотоцикла мастер взял Harley-Davidson Sportster 1200 выпуска 2000 года, полностью перебрал мотор и карбюратор, увеличил колесную базу, заменил сиденье, бензобак, заднее крыло и другие компоненты — что-то приобреталось, что-то изготавливалось на заказ в зарубежных мастерских. Что-то — например, выхлоп и вилка руля — делалось своими силами. Потом стали появляться новые идеи и новые машины, и в итоге о ZILLERS Garage сегодня наслышаны ценители оригинального и качественного кастома не только в России, но и за ее пределами.

Krautmotors (Германия)

Кастом на базе BMW C evolution от Krautmotors Кастом на базе BMW C evolution от Krautmotors

«Я ненормальный. И это круто», — говорит про себя Рольф Райк, владелец мастерской Krautmotors в Германии. Сложно не согласиться с этим тезисом, учитывая, что первым словом Райка было не «мама», а Kawasaki — по крайней мере, эту распространенную байку Райк не спешит опровергать. Пока все его ровесники грезили о Kreidler Flory (практически игрушечные скутеры розового или голубого цвета), Райк мечтал о настоящем мотоцикле. Его первым байком стал потрепанный эндуро неясного происхождения, однако водительских навыков отчаянно не хватало: как со смехом вспоминает сам Райк, он был единственным в истории мотоциклистом, которого могли обогнать даже дальнобойщики.

Тем не менее страсть к скорости не давала парню покоя: он выжимал из своих мотоциклов максимум, перекраивал практически каждую модель, которой не повезло оказаться в его руках, — иногда самым варварским образом. Делал первые шаги в кастомайзинге — вслепую и наугад, но в целом в правильном направлении. Хобби вывело Райка на тропу высшего образования — как ни странно, диплом ему очень даже пригодился. Специалист в области промышленного дизайна Рольф Райк в 1996 году представил мотоцикл, который журнал Custombike назвал лучшим кастомизированным каферейсером. Вскоре Ральф удостоился еще более солидной награды — его BMW Motorrad Bobber признали лучшим кастом-мотоциклом Германии 2003 года.

Его мастерская Krautmotors смело заявляет, что собирать двигатели — дело исключительно немецкое. У всей нации вместо крови в жилах течет моторное масло — и это, мол, не пустые слова, а исторический факт. Немецкий инженер Николаус Отто изобрел двигатель внутреннего сгорания, Рудольф Дизель — носящий его фамилию двигатель, Карл Бенц был пионером автомобилестроения, а Хильдебранд и Вольфмюллер — создателями мотоцикла, а заодно изобрели и само слово «мотоцикл» в 1894 году.

Не то чтобы Рольф Райк претендует на место в этой национальной галерее — чувство юмора у него мощнее тщеславия, — но не прочь скромно постоять рядом и продолжить дело великих соотечественников. В 2016 году он стал лицом Pure & Crafted Festival, поскольку BMW, поддерживающая фестиваль, была в восторге от его кастома культовой модели BMW R5. Тюнингованный 1100-кубовый мотор в 100 лошадиных сил с парой громоздких карбюраторов, длинная и низкая рама 1937 года без задней подвески, послевоенный бензобак от R51/3, необработанная стальная вилка, пропущенная прямо через отверстие для передней фары обтекателя, авторские боковые панели, плотно прижатые к раме, отшлифованный и покрытый черной краской корпус — все это позволило Райку легко обойти всех конкурентов, претендующих на победу в конкурсе BMW в честь 80-летия модели R5.

В мотоателье Райка занимаются кастомайзингом не только традиционных моделей, но и прогрессивных электромотоциклов — и это тоже прекрасно вписывается в философию Krautmotors, поскольку генератор постоянного тока (динамо-машину) придумал еще один немец по имени Вернер фон Сименс. В 2017 году Krautmotors представила драгстер E-LisaBad, названный в честь бабушки Рейка — Элизабет. Для разработки модели был разобран на части и полностью переделан электрический макси-скутер BMW C evolution. Драгстер получил футуристический дизайн с ретроакцентами, будто выкатился из научно-фантастического фильма 60-х годов. В нем хорошо прослеживается уникальный стиль Рейка: грубый, сырой и незавершенный. «Я не полирую мотоциклы. Мои мотоциклы всегда выглядят немного старыми и потертыми. Будто сделанными на скорую руку», — говорит сам кастомайзер.

Wildstyle (Чехия)

Wildstyle Event Horizon от мастерской Wildstyle

Чешский кастомайзер Роман Буш, пожалуй, самый авторитетный мастер у себя на родине, его мотоателье Wildstyle известно далеко за ее пределами, а его мотоциклы завоевали не одну награду на международных кастом-первенствах. Роман собрал свой первый байк, когда ему было всего девять лет — правда, в его распоряжении была лишь рама без мотора, к которой он прикрутил все, что нашел на даче у дяди. На своем первом кастом-байке, которому не требовался даже бензин, он катался с горы, но это удовольствие продолжалось недолго — взрослые, решив, что будущий мастер может разбить себе лоб, конфисковали транспортное средство. В четырнадцать лет он уже перебрал Jawa Pionýr, хотя ездить на нем еще не мог — права на этот малолитражный мотоцикл, весьма популярный у чехословацкой молодежи в 1950–1970-е годы, можно было получить только в пятнадцать.

В семнадцать лет в ход пошли «Явы» потяжелее и помощнее. А с уходом из Чехии социализма в стране появились какие угодно мотоциклы, так что Роман начал творить в полную силу. В 2008 году он стал чемпионом Восточной Европы по кастомайзингу, в 2009-м — чемпионом Европы в классе Old School, а позднее к ним добавились еще десятки престижных наград со всего мира. По слова Романа, его мотоцикл Event Horizon в свое время вынудил организаторов чемпионата мира по кастомайзингу в американском Стурджисе поменять правила конкурса. Байк обладал настолько странной конструкцией, что возникли сомнения в его функциональности, и тогда в правилах появилось требование, чтобы мотоцикл, участвующий в чемпионате, был непременно на ходу. Можно было либо прокатиться на нем непосредственно в Стурджисе, либо подтвердить, что мотоцикл умеет ездить, с помощью видео. Event Horizon без проблем выдержал этот тест, а вот 30 других байков в результате пришлось снять с чемпионата. Кстати говоря, неходовой байк на выставках и чемпионатах по кастому — не такое уж редкое явление, но сам Роман считает, что это нечестно: дизайн дизайном, но нельзя забывать, что мотоцикл создается для дороги и для скорости.

Роман из тех мастеров, которые предпочитают делать все комплектующие своими руками — насколько это возможно. В его арсенале есть байки, где только 10% составляющих покупалось или делалось на заказ. Все остальное — вилки, тормоза, колеса, рамы, бензобак и так далее — изготавливалось непосредственно в Wildstyle. Правда, все зависит от конкретного заказа: чаще всего это просто ни к чему. Роман иногда сокрушается, что в Восточной Европе очень мало любителей кастома, которые не боятся смелых решений. По его словам, гораздо чаще в Wildstyle заказывают мейнстримовые байки, чем действительно уникальные и креативные вещи. Но и сам Роман не готов браться за какой угодно заказ — он утверждает, что уже научился сразу видеть проблемного клиента, с которым будет трудно прийти к единому мнению. Если кастомайзер понимает, что с заказчиком сработаться не получится, то смело отказывается, ссылаясь на завал — при этом ему даже не приходится врать. Ну а на вопрос, сколько мотоциклов есть у него самого, Роман обычно отвечает, что один — тот, который он делает в настоящий момент.

Fitil-DMC (Россия)

Puncher F Puncher F от мастерской Fitil DMC

«Идеи рождаются в горячечном бреду», — так характеризует творческий процесс Александр Фетисов, гораздо более известный среди ценителей кастом-байков как Фитиль. В названии мотоателье Фитиля и его команды — прозвище самого Александра и инициалы его давнего соратника и единомышленника, блестящего механика Дмитрия Кондрашова.

Фитиль признается, что когда-то мотоциклы спасли ему жизнь. Мотоспортом он интересовался еще в детстве, а первым кастомом мастера стал переделанный мопед, подаренный отцом. В юности будущий кастомайзер уже начал усовершенствовать «Уралы», зависая в гараже вместе с друзьями. Ну а потом началась, как говорит сам мастер, «рок-н-рольная молодость»: алкоголь, буйные тусовки и так далее. Но именно увлечение мотоциклами помогло Фитилю избавиться от зависимостей — выяснилось, что алкоголь и прочие вещества интересуют его значительно меньше, тогда как многих тогдашних друзей Александра эта воронка затянула и унесла из жизни.

Правда, от работы с «Уралами» и другими оппозитниками (то есть мотоциклами с оппозитными двигателями, цилиндры которых расположены друг напротив друга. — Прим. МН), причем преимущественно российскими, Фитиль переключился на сборку байков на базе заграничных машин, в первую очередь Harley-Davidson. Поэтому, когда недавно лидер мастерской Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев предложил Александру собрать мотоцикл на основе «Урала», ему пришлось вспоминать хорошо забытое старое — по его словам, он не имел дела с этой классикой российского мотопрома лет двадцать пять. 

Мальцев поставил перед Фитилем весьма непростую задачу: сделать байк, который на престижном фестивале Wheels & Waves в Биаррице показал бы, что русский кастом находится на международном уровне. Работе над этим мотоциклом, который получил название Puncher F (F — в честь Фитиля), посвящена программа «Биарриц: русский кастом в Европе», которая 12 ноября в 22:00 выйдет на Discovery Channel. На камеру снимался и процесс сборки, в ходе которого не раз возникали проблемы, которые приходилось решать в кратчайшие сроки, и выступление наших на фестивале, куда Сергей Мальцев привез Puncher F и еще два мотоцикла. Ну а что сказали о Puncher F и других российских байках мировые эксперты и сам Фитиль, можно узнать, посмотрев программу.

Hazan Motorworks (США)

Turbo Ducati 860GT Racer Turbo Ducati 860GT Racer от мастерской Hazan Motorworks

Макса Хазана из США называют скульптором в мире мотокастомайзинга, а титулованные коллеги только диву даются, насколько быстро и уверенно Макс поднялся на кастом-сцену и прочно занял на ней свое место. Его работы получали награды «Байк года» в престижных мотоизданиях и признание на выставках, выставлялись в мотогалереях — при всем при том, что мастерская Хазана Hazan Motorworks существует менее десятка лет.

Все началось в 2011 году, когда 29-летний Макс попал в аварию на мотоцикле и провел несколько месяцев на больничной койке. За это время он переосмыслил свою жизнь и от увлечения быстрой ездой решил перейти к сборке мотоциклов — его всегда тянуло к технике, но раньше не хватало то ли времени, то ли отваги. Сказано — сделано: выписавшись из больницы, Макс собрал свой первый кастом-байк. Уже в 2012 году он снял небольшую студию в Бруклине и основал Hazan Motorworks. Байки появлялись один за другим, но покупать их у незнакомого кастомайзера никто не спешил, особенно учитывая, насколько высока конкуренция в США. Так что вдохновения Максу хватало, а вот денег — не очень. В Нью-Йорке у него сначала не заладилось, а вот на Западном побережье страны, куда он переехал после женитьбы, наконец-то появились первые покупатели, и дело пошло. Интернет и вирусный эффект сыграли свою роль, о его мастерской в Лос-Анджелесе узнавало все больше людей, и из никому не известного самоучки он со временем превратился в знаменитость.

Каждый свой байк Хазан стремится сделать уникальным, поэтому каждую деталь вытачивает и вырезает собственноручно. При этом он может забраковывать десятки вариантов, пока не добьется совершенства. Прежде чем приступить к работе, Макс тщательно продумывает общую концепцию и рисует каждый компонент в масштабе 1:1. Впрочем, намеченный план для него лишь ориентир, но не жесткие рамки — всегда есть место для импровизации. «Если ваш план вытесан в камне и вы не отступаете от него ни на шаг, то вы можете упустить интересные возможности», — объясняет Хазан.

Сейчас Макс стал экспертом в сварке, сборке, тюнинге и других областях, так или иначе имеющих отношение к мотостроению, при этом обучившись всему исключительно в процессе работы. Учитывая, что все детали он делает сам, это неудивительно. Правда, сам Хазан говорит, что дело не в фанатизме и не в стремлении работать по старинке — просто только так он может со стопроцентной точностью воплотить свои идеи в металле. Такой перфекционизм сказывается на скорости производства — в год он обычно делает не более двух байков, но каждый из них становится событием на американской кастом-сцене.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся