Men's Health. Журнал

Тормоза: как спасти автосистему, которая спасает твою жизнь

Ты думал, уход за тормозами можно свести к своевременной замене колодок? Узнай, какие типичные неисправности угрожают дисковой тормозной системе, и научись с ними бороться. Согласись, это не кондиционер — речь идет о твоей безопасности!

1. Уровень тормозной жидкости

Нередко на СТО жизнерадостный, но низкоквалифицированный автомеханик бодро рапортует хозяину: «Тормозной жидкости маловато было — я долил». Меж тем, в исправной системе тормозная жидкость убывает только при износе колодок и дисков. Если ее уровень приближается к минимальной отметке, значит, колодки или диски (а может, и то, и другое) уже требуют замены. А им-то работник гаечного ключа внимания и не уделил.

Если же тормозная жидкость убывает при неизношенных колодках с дисками, значит, где-то есть утечка, которую нужно срочно искать и устранять — без тормозной жидкости есть шанс сильно огорчиться при очередном торможении. Впрочем, в этой ситуации ты и так должен явно ощутить, что тормозит машина «как-то не так».

2. Замена тормозной жидкости

А вот менять ее периодически необходимо. По природе своей она очень гигроскопична, то есть активно впитывает влагу из атмосферы. Накапливая воду, тормозная жидкость теряет рабочие свойства. В перспективе она может, во-первых, закипеть при очень интенсивном торможении, а во-вторых, привести к коррозии внутренних поверхностей элементов тормозной системы. Большинство автопроизводителей в своих регламентах предписывают замену жидкости приблизительно раз в 2 года или 30 тысяч километров пробега. А мы, в свою очередь, рекомендуем не спорить с требованиями производителей.

3. Направляющие суппортов

Суппорт — это устройство, которое непосредственно сжимает колодки. Он «ездит» по направляющим, которые представляют собой металлические пальцы в металлическом же неподвижном корпусе (так называемая скоба суппорта). Так вот, чтобы он скользил плавно и легко, а при отпускании педали тормоза диск «растормаживался», на эти пальцы наносится специальная смазка. При каждой замене колодок необходимо проверять, легко ли ходит суппорт по направляющим и при необходимости обновлять эту смазку, убирая старую. Кстати, тормоза при работе очень неслабо греются, а потому и смазка нужна особая, высокотемпературная. Впрочем, в правильных сервисах это знают и чем попало не мажут.

4. Пыльники

Направляющие, как говорилось выше, покрыты смазкой. Чтобы на эту смазку не попадала грязь, превращая изящный механизм в намертво закисший комок пластилинообразной субстанции, направляющие прикрыты специальной резинкой — пыльником. Похожей резинкой прикрыт и рабочий элемент суппорта — цилиндр, который тоже скользит в металлическом корпусе и не терпит грязи.

При обслуживании тормозов в обязательном порядке нужно тщательно осмотреть целостность пыльников, а при необходимости не затягивать и сразу поменять их — благо они недороги. В противном случае есть шанс менять не копеечную резинку, а дорогостоящую скобу, а то и суппорт в сборе.

5. Элементы тормозов меняются парами

Если износились, скажем, передние колодки/диски, то менять нужно только передние, аналогично в случае с задними. А вот если колодки сильно износились, скажем, на левом переднем колесе, при том что справа проблем нет, менять придется все равно на обоих передних колесах. Только не думай, что твои траты на этом закончатся: неравномерный износ — признак какой-то неисправности. Придется поискать, что же подклинивает и мешает нормальной работе. В конечном счете, все это несложно, но так или иначе, потребует от тебя еще немного кровно заработанных.

6. Износ колодок «до металла»

Бывает так, что машиной заниматься некогда. Тогда о недопустимом износе колодок ты узнаешь не от автослесаря, а по характерному скрежетанию при нажатии на педаль тормоза. Явный плюс: такую проблему ты точно не упустишь — звук хорошо будет слышен и тебе, и всем окружающим. Минус же в том, что в таком случае обычно под замену крайне желательно пустить и тормозной диск (точнее, пару).

7. Биение руля при торможении

Если на скорости при торможении ты чувствуешь, как руль бьется в твоих руках, очень может быть, что тормозные диски «повело». Чаще всего это бывает, если ты сначала интенсивно оттормозился и сильно разогрел диски, а потом влетел в лужу, и они резко охладились. В результате диски коробит, и торможение начинает приносить дискомфорт, хотя и не теряет эффективности.

Разные автомобили подвержены этой «болезни» в различной степени, для некоторых моделей она стала вообще чем-то вроде родовой отметины: ты можешь менять диски хоть через каждую тысячу километров пробега — все равно потом придется начинать сначала. Но на большинстве машин эта проблема если и встретится, то чаще всего исчезнет после установки новых дисков — или после проточки старых (вариант на тот случай, если от цен на запчасти у тебя начинает колоть сердце).

8. Посторонние звуки

Иногда тормоза становятся источником разнообразных звуков. Самое распространенное — это скрип и писк при торможении. Самой банальной из причин является выбор некачественных колодок — тут скрип неизбежен просто из-за паршивости материала. Бывает и так, что колодки хорошие, но поскрипывают сразу после замены: обычно через короткое время они притираются, и воцаряется блаженная тишина. А на многих колодках ставятся так называемые «пискуны» — металлические пластины, которые начинают тереться о диск при износе колодки сверх допустимого — тут скрип намекает тебе, что пора заняться обслуживанием системы.

Еще одним интересным звуком может быть побрякивание на неровностях. Такое, например, бывает с автомобилями Opel Astra серии J — конструктивный недостаток. Суппорты здесь, когда педаль отпущена, «висят» достаточно свободно, и на неровностях побрякивают. Что характерно, если проезжать те же неровности на чуть-чуть нажатой педали тормоза, суппорт фиксируется колодками и греметь перестает. Такие звуки существенных затрат не сулят и лечатся доработкой с помощью подходящей проволоки, пружины или чего-то подобного. А бывает, производитель и вовсе объявляет отзыв по такой неисправности, и тебе могут устранить проблему бесплатно на дилерской СТО — главное, чтобы твой автомобиль попадал под кампанию.

Комментарии

Добавить комментарий
Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся