Men's Health. Журнал

Властелины колёс: безумные и новаторские идеи в индустрии автомобильных шин

«Тот, кто изобрел первое колесо, был, конечно, идиотом, — считал американский комик Сид Сизар. — Гением был тот, кто изобрел остальные три». Нынешних новаторов, продолжающих создавать колеса, можно в одинаковой мере причислить и к умалишенным, и к сверходаренным. Но игнорировать их творения нельзя: ведь это то, на чем мы покатимся в будущее.
Hankook Aeroflow.JPG

1. Hankook Aeroflow и Hexonic

Hexonic.JPG

Задачу фантазировать на тему грядущего южнокорейская компания Hankook традиционно поручает студентам. Представляя «жизнь в будущем за пределами мобильности», молодые дизайнеры создали шины, которыми мы будем пользоваться уже в 2035 году. И даже подогнали под них концепт транспортного средства, пусть и в самых общих чертах.

Колеса Aeroflow должны раскрыть свои достоинства в спортивных ристалищах. В статичном состоянии они выглядят как обычные гоночные «слики». Но стоит болидам рвануть по треку, как происходит чудо: колесо расходится на две половины, между которыми спрятаны разжимной механизм и турбина. Распределяемые ею потоки воздуха позволяют создать дополнительную прижимную силу автомобиля. А это значит, у него больше шансов добраться до финиша быстрее конкурентов. 

Модель покрышек Hexonic предназначена для самодвижущихся транспортных средств, когда первостепенное значение имеет комфорт пассажиров, а не ощущения водителя. Ее протектор состоит из сотен шестиугольных блоков, которые при необходимости могут сдвигаться, формируя дополнительные канавки для отвода воды. В каждом блоке вырезаны Y-образные зацепы для сцепления с дорогой. Семь встроенных в протектор датчиков анализируют температуру, влажность и фактуру дорожного полотна. В теории на основании полученных данных должны меняться и характеристики шин.

Continental.jpg

2. Continental ContiSense и ContiAdapt

Гвоздь в покрышке может коварно скрывать свое присутствие достаточно долгое время. О спущенном колесе нам чаще сигнализирует сосед по дорожному потоку, чем электроника. Благодаря электропроводимой резиновой смеси Continental сигнал от встроенного в покрышку датчика на приемник в салоне передается тотчас. Стоит только гвоздю или другому предмету замкнуть шинную электроцепь. Датчики также следят за рисунком протектора и температурой шины. И подают тревожные сигналы на бортовые системы или через Bluetooth на смартфон владельца автомобиля, как только значения выходят за установленные безопасные пределы. Технология ContiAdapt еще более сложна и предусматривает установку внутри колеса микрокомпрессоров, увеличивающих или уменьшающих давление в шине. За счет этой операции меняется размер пятна контакта шины с дорогой. Соответственно, меняется и уровень сцепления колеса с дорогой в пользу либо экономичности, либо безопасности.

Goodyear.jpg

3. Goodyear Eagle 360 и Oxygene

Множеством датчиков утыкана и концептуальная покрышка Goodyear Eagle 360, изготовленная методом 3D-печати. Однако ее сенсоры считывают не только информацию с асфальта, но и данные об актуальной дорожной ситуации и местонахождении автомобиля. Eagle 360 не просто «кусок бездушной резины». Бионическая оболочка модели из суперэластичного полимера в чем-то сродни человеческой коже. Она способна растягиваться, сжиматься, реагировать на внешние «раздражители», накапливая и анализируя опыт, и даже регенерировать поврежденные участки. Под оболочкой шины спрятаны провода, по которым передаются сигналы на отдельные участки протектора. Сферическая форма модели позволяет колесам вращаться в любом направлении, что выводит маневренность автономного транспорта на непревзойденный уровень.

Каждый, по справедливому замечанию Райкина, вдыхает кислород, а выдохнуть норовит всякую гадость. Непневматические покрышки Goodyear Oxygene все делают наоборот. На их внутренней поверхности произрастает живой мох, который поглощает дорожную влагу и СО2 через особую встроенную сетку. Благодаря реакции фотосинтеза продуктом выброса покрышек в атмосферу является чистый кислород. В городе с автопарком в 2,5 миллиона машин продуктивность шинной «фабрики» составит 3000 тонн кислорода и 4000 тонн поглощенного углекислого газа. Энергию, накапливаемую в ходе химических процессов, предлагается использовать для питания встроенных сенсоров и элементов подсветки, которые помогут информировать других участников движения о тех или иных маневрах автомобиля.

Nexen.jpg

4. Nexen Breathe

С точки зрения экологии, покрышкам Nexen Breathe вовсе нет цены. Из окружающей среды они забирают пыль и мелкий мусор, пропуская всю эту гадость через фильтры и возвращая в среду чистый воздух. Технологи еще не в полной мере оценили идею, а вот дизайнеры успели присудить концептуальным покрышкам премию Green Good Design Award в категории «Транспорт». 

Bridgestone.JPG

5. Bridgestone Air Free

Над прототипами безвоздушных шин работают уже почти десяток лет. Технология, как утверждает производитель, становится все лучше и лучше. Но до серийного продукта пока далеко. Вместо обычного корпуса у этих покрышек множество амортизирующих пластин, которые выглядят как спицы. Таким шинам не страшны проколы. Их можно использовать практически вечно, просто меняя периодически верхнюю часть протектора.

Michelin.jpg

6. Vision Michelin

Технология использования покрышек для цветочных клумб пока более распространена, чем перспективная технология Michelin. Она предполагает, что все покрышки в будущем будут делаться из переработанных биоматериалов. Внутренняя структура концептуальных безвоздушных шин, отличаясь особой прочностью, повторяет альвеолы живых существ. Внешний протектор изготавливается посредством трехмерной печати, причем пользователь может запрограммировать его рисунок даже со своего смартфона, подготовив шины под конкретные условия эксплуатации.

Нет аккаунта на сайте? Зарегистрируйся